Душепопечение и проблемы беременности
Мы уже сделали несколько ссылок на печаль, горе, беспокойство, гнев, депрессию, смятение и чувство вины. Эти эмоции обычны при большинстве проблем беременности, наряду с нарушениями коммуникации и межличностной напряженностью. По ходу душепопечения вы можете наблюдать их вместе с неповторимыми проблемами, которые могут сопровождать бездетность, непредвиденное и нежеланное зачатие, решение пойти на аборт и смерть ребенка в грудном возрасте.
1. Бездетность. Еще вчера предположение о том, что у бездетных пар, по всей видимости, имеются какие–то соматические или психологические проблемы, которые препятствуют рождению ребенка, имело под собой реальное, логическое основание. Сегодня подобное предположение не имеет силы. Так как множество пар в наше время откладывают создание семьи на неопределенное время или вообще уклоняются от этого, душепопечитель не может считать бездетность проблемой в ста процентах случаев.
Когда бездетность действительно представляется проблемой, некоторые пары обнаруживают видимые признаки депрессии или отчуждения на церковных собраниях, посвященных семейным вопросам. Если у вас возникает предположение о наличии у ваших подопечных проблемы бездетности, перед ними можно поставить простой вопрос типа: «Как у вас дела дома?» или «Не раздражает ли вас шум, который устраивают соседские дети?» Будьте бдительны в отношении нечаянных замечаний, которые могут спровоцировать дальнейшие обсуждение или исследование проблемы бездетности.
Если вас пригласили помочь бездетной паре, не упускайте из виду следующие принципы:
• У бездетности может быть несколько причин. Не исходите из того, что вы знаете, почему пара не имеет детей. Обсуждая эту проблему со своими подопечными, поднимите вопрос о причине их бездетности.
• Если ваши подопечные, муж и жена, хотят иметь детей, и жена не может зачать, узнайте, показались ли оба знающему врачу. Часто семейный врач направляет пару к специалисту по вопросам бесплодия.
• Не осуждайте их; не затрагивайте темы интимной близости, обсуждать которые не имеет смысла; не исходите из того, что все супружеские пары должны иметь детей; не говорите банальностей, не рассуждайте в общем и не шутите над их проблемой.
• Сосредоточьтесь на богословских аспектах проблемы. Например, обсудите с подопечными широко распространенные ошибочные представления о том, что бездетность является Божьей карой или что Богу нет до них дела. Эти представления не имеют под собой никакого библейского основания[1420], и парам надо помочь разобраться в этих вопросах, в том числе ответить и на вопрос, отчего это случилось именно с ними.
• Направляйте обсуждение нравственных проблем. Иногда пары подумывают об искусственном оплодотворении мужем или анонимным донором, а также с помощью «пробирки»[1421], о пересадке зародыша и о еще более спорном суррогатном материнстве[1422].
• Помогите паре найти альтернативы. В объективном ключе обсудите с ними проблему усыновления, воспитания детей без формального усыновления или возможность приспособиться к бездетной жизни. Обсудите деятельность, которая может придать смысл их бездетной жизни.
• Исходите из того, что многие пары нуждаются в систематической поддержке, особенно в негативной фазе цикла отчаяния и надежды, а также всякий раз после того, как в очередной раз новые медицинские или другие процедуры не приносят ожидаемого эффекта. Частично такую поддержку может оказать поместная церковь, однако большинство супружеских пар находят сочувствие в группах поддержки, где оказывают взаимопомощь, делятся соответствующей информацией, изучают варианты решений и понимают друг друга. Иногда группы поддержки привлекают внимание церкви к проблемам бесплодия, община чутко воспринимает это, молится и духовно возрастает. Государственные организации[1423]предоставляют необходимые сведения и способствуют образованию небольших групп, однако многие христианские пары образуют собственные группы поддержки в рамках одной или нескольких поместных церквей.
Утешает то обстоятельство, что большинство непреднамеренно бездетных супружеских пар могут иметь детей после соответствующего медицинского лечения. Некоторые из тех, у кого больше нет надежды, скорбят и нуждаются в утешении[1424], однако большая часть привыкает к бездетности, учится перестраиваться и приспосабливаться, иногда с помощью душепопечителя.
2. Непредвиденное и нежеланное зачатие. Когда неожиданно беременеет женщина в возрасте сорока пяти лет, то совершенно ясно, что ее потребности и проблемы отличаются от потребностей и проблем юной, семнадцатилетней девушки или незамужней женщины. Нельзя забывать о существовании подобных различий, и все же некоторые черты присущи почти всем попавшим в эту ситуацию.
Во–первых, поначалу возникают страхи и ощущение незащищенности. Не препятствуйте этим проявлениям эмоциональных реакций и старайтесь проявить сочувствие, понимание и спокойную уверенность. Помните, что во время душепопечения нами руководит любящий, премудрый и прощающий Бог.
Иногда первоначальные страхи проявляются в сильном сопротивлении душепопечению. Например, незамужняя мать–подросток может сопротивляться по той причине, что ее доставили или направили к душепопечителю против ее желания; либо ее никогда, быть может, не учили доверять людям; либо она видит в душепопечителе осуждающего и неумолимого судью. Неженатые отцы тоже могут чувствовать себя беззащитными и реагировать таким же образом.
На первой встрече спокойно убеждайте подопечного в том, что вы поможете ему (избегайте при этом сентиментальных и лицемерных клише). Постарайтесь выяснить, какая помощь необходима и что подопечный и члены его семьи собираются предпринять в первую очередь. Мать, конечно, следует убедить пройти тщательное медицинское обследование, но постарайтесь убедить не принимать необдуманных решений (аборт или немедленный брак), по крайней мере, в течение одного или двух дней, пока первоначальные эмоции не найдут выхода. В этой ситуации лучше всего успокаивает, помогает и ободряет молитва.
Во–вторых, подопечным нередко можно помочь с практическими решениями. Обычно задают следующие вопросы: «Я беременна! Что мне делать?» и «Как мне поступить с этим ребенком?» Немедленным и логическим выходом из создавшейся ситуации одним представляется только аборт, другие вскоре решают оставить ребенка. Пары, не состоящие в браке, начинают думать о свадьбе. Но поспешно заключенные браки в последующем распадаются, хотя и не всегда. Брак, заключенный вскоре после зачатия, бывает счастливым в том случае, если супруги обнаруживают признаки зрелости и если до зачатия у них были добрые, перспективные отношения.
Некоторые незамужние матери решают остаться одинокими и родить внебрачного ребенка. Многие находят родильные дома, переезжают жить к дальним родственникам или приемным родителям или, в последнее время чаще всего, остаются дома, продолжают работать или учиться и не скрывают беременности. Каждую из этих альтернатив следует обсудить с подопечными, памятуя о будущем ребенке.
Оставить («подкинуть») дитя или предусмотреть возможность усыновления — вот альтернативы, которые надо принимать в расчет. В решении этих проблем подопечным должны помогать не только душепопечители. Члены семьи имеют свой голос, и каждый может воспользоваться советом и мнением ближних в общине, включая врачей, работников социального обеспечения, опеки и попечительства, а также адвокатов. Помните, что неженатые отцы не всегда доверяют дитя матери или ее семье. В последние годы неженатые отцы все чаще и чаще хотят, наряду с матерью ребенка, участвовать в принятии решений о будущем родителей и детей.
В–третьих, нередко появляется необходимость в длительном душепопечении. В дородовом периоде один или оба не состоящих в браке родителя могут испытывать чувство вины, беззащитности; при этом у обоих снижается самооценка; оба могут страдать от похожих эмоциональных проблем. Женатым парам бывает трудно привыкнуть к мысли еще об одном ребенке. Душепопечитель поможет им, особенно если он не осуждает их и старается быть полезным им с самого начала. Уже на первых сеансах душепопечения подопечным можно сообщить, что польза от этих встреч непременно будет в дальнейшем, если не перед рождением ребенка, то вскоре после этого.
Матери может понадобиться человек, с кем она могла бы делиться тяготами беременности и горечью, порожденной тем, что ребенка придется отдать приемным родителям. По большому счету подобного рода поддержку лучше всех могут оказать члены семьи, однако такое происходит не всегда. Например, когда ребенок рождается вне брака, родители юной матери не желают или не могут выслушать ее с состраданием или обсудить какие–либо вопросы в отношении ее ребенка. Душепопечитель должен быть готов помочь всей семье при обсуждении чувств, нравственных вопросов и планов на будущее. Рождение мертвого (или с пороками развития) ребенка иногда порождает дополнительное чувство вины, печаль и смятение; и обо всем этом душепопечителю следует говорить с заинтересованными лицами.
Нежеланные зачатия, включая внебрачные, могут наносить психическую травму, даже в наше время половой распущенности и падения нравственности. Христианский душепопечитель может контролировать эти переживания, чтобы проявить и указать людям на любовь, сострадание и прощение в Иисусе Христе. Иногда супружеским парам нужно помочь пересмотреть свои представления об употреблении противозачаточных средств. Незамужним и неженатым родителям нужно помочь разобраться в вопросах ответственности и нравственного выбора. В церкви можно призвать верующих проявить большее сострадание и прощение, вместо сплетен, критики и отстранения. Таким образом страдания, которые доставляют нежеланные беременности, можно обратить в пользу, преподав урок другим и обеспечив духовное возрастание; это возрастание может помочь отдельным лицам и супружеским парам вести в будущем жизнь, прославляющую Христа.
3. Отношение к абортам. Несколько лет назад две тысячи руководителей евангельских церквей собрались в Сент–Луисе на съезд, посвященный проблемам семьи. Одна из моих обязанностей в качестве составителя программ состояла в редактировании «Декларации о семье», которую предстояло распространить после нашего съезда. Мы долго работали и подготовили декларацию о супружестве, воспитании детей, о детстве, разводе, сексуальности и других проблемах семьи. Бурные дебаты вызвал пункт «Декларации», посвященный аборту[1425]. Ясно, что истинные христиане находятся среди тех, кто занимает твердую позицию по этому вопросу, и, несмотря на несколько исключений, с обеих сторон отмечается непреклонность и невосприимчивость к противоположной точке зрения.
Христианскому душепопечителю важно продумать эту проблему прежде, нем появится подопечный, который поставит перед ним вопрос об аборте[1426].
Вообще говоря, в литературе по психологическому и профессиональному консультированию утверждается, что аборт безопасен, а сохранение ребенка может создать больше проблем, чем прерывание беременности[1427]. Это заключение убедительно оспаривается теми, кто работает каждый день с женщинами, терпящими страдания и травматические переживания, связанные с абортом[1428].
Вначале, когда женщина говорит об аборте, душепопечителю лучше всего предоставить ей возможность открыто выразить свои чувства и рассказать об альтернативах, а самому проявить благосклонность, заботу и понимание. Если отец ребенка не уклоняется, то на сеанс душепопечения следует пригласить и его. Бывает полезно обсудить, как производится оперативное вмешательство при аборте и какие вопросы следует выяснить с компетентным врачом, предпочтительно гинекологом. Следует обсудить альтернативы аборту (например, сохранение ребенка). Можно заручиться помощью кого–либо из опытных кризисных душепопечителей[1429]. Душепопечители вряд ли могут скрыть собственное отношение к проблеме аборта; так что вам, наверное, и не стоит пытаться делать это. И все же, окончательное решение о том, как следует поступить, остается за женщиной. При этом вы, как душепопечитель, должны оказать ей всяческую помощь.
Что делать, если женщина все–таки решается на аборт, а вы, душепопечитель, считаете, что такое решение — грех? Конечно, тогда лучше всего помочь подопечной получить квалифицированную медицинскую помощь либо отказаться от дальнейшего душепопечения и направить ее к душепопечителю, который не выступает против абортов. Однако мудро ли это, если вы абсолютно уверены в том, что аборт является грехом? Трудно представить, что душепопечитель, специализирующийся на работе с наркоманами, пошлет заядлого наркомана к другому душепопечителю, равнодушному к этой проблеме или еще к кому–то, кто считает, что прием наркотиков следует узаконить. Если душепопечитель считает, что аборт — убийство и такой же грех, как употребление наркотиков, то он обязан показать женщине, ее семье, будущему ребенку и Богу свою нежную заботу, с любовью призывая отказаться от аборта[1430]. Если замышляют совершить явный грех, христианский душепопечитель не может оставаться нейтральным.
После аборта многим подопечным можно помочь на сеансах индивидуального или группового душепопечения; здесь обращаются к чувствам, связанным с оперативной хирургией, виной, прощением, заблуждениями в отношении секса, контрацепции, женственности и библейского учения о жизни, смерти и сексуальности. Цель здесь состоит не в том, чтобы осудить или внушить чувство вины. Вместо этого вы должны постараться помочь подопечным пережить Божье прощение и очищение; выразить чувства и перенести горе, которое часто следует за абортом; переоценить роль и значение половой дифференциации; рассмотреть библейские учения о половой дифференциации и жизни перед рождением, а также помочь своим подопечным пережить аборт. Помогите им вступить в будущее, где они могут начать или продолжить служение Господу и ближним как настоящие ученики Иисуса Христа.
4. Смерть ребенка в грудном возрасте. Утрата ребенка, все равно, до или вскоре после рождения, приносит не меньше горя, чем смерть взрослого человека. Иногда полагают, что супружеские пары справляются с подобной ситуацией быстро, так что заботливые, но бесчувственные друзья иногда торопят их снова пытаться зачать ребенка.
Однако не в этом нуждается пара. Она нуждается в поддержке и чутком душепопечении. Убедите родителей согласиться на вскрытие трупа. Это даст им возможность понять, что случилось, и поможет частично избавиться от чувства вины. Похороны и богослужение в память об умерших имеют важное значение, тем более что так можно обрести утешение друзей и постичь присутствие Божье в этот критический период[1431].