Душепопечение и выбор спутника жизни
Несмотря на важность, выбор спутника жизни редко совершают после кропотливого, объективного и разумного анализа. Влюбляясь, люди склонны не замечать недостатков друг друга, пренебрегать сигналами опасности и отвергать советы более объективных людей. Похоже, на сеанс душепопечения, пока потенциальный партнер не выбран, приходят немногие; и еще меньшее число приходит после этого. Помощь душепопечителя может оказаться наиболее эффективной при неофициальных беседах с молодыми людьми до того, как они влюбятся. Можно также организовывать специальные выступления в церкви и других публичных местах перед аудиторией одиноких людей. На разговор об этих проблемах можно выйти при работе с подопечными, обратившимися за помощью по иным проблемам, а также с теми, кто никогда не состоял в браке, или с теми, кто обратился за помощью, чтобы оценить правильность выбора партнера по браку. Перед душепопечителем стоит несколько целей, которые одинаково касаются как молодых людей, ранее не состоявших в браке, так и пожилых, включая вдов и разведенных, которые хотели бы повторно вступить в брак.
1. Духовная оценка. Поскольку Библия совершенно недвусмысленно учит, что верующие должны вступать в брак только с верующими, данное положение следует подчеркивать неоднократно. Даже принимая это, люди нередко ищут разные отговорки, чтобы оправдать свидания с нехристианами. «Мы не планируем ничего серьезного» или «Если мы не будем встречаться, как мне привести своего друга к Христу?» — говорят в таких случаях. Утверждения, подобные этим, обычно делаются искренне, однако надо понимать, что они сигнализируют об отходе от библейского учения. Хотя христиане иногда действительно приводят к Христу своих потенциальных спутников жизни, обратное также правда, и, по всей видимости, последнее более вероятно — неверные заставляют христиан претыкаться в духовном смысле и терять духовную жизнеспособность. Об этом следует заявлять на любой фазе душепопечения. Вообще свидания с неверующими опасны, так что их нужно избегать.
Когда рассматривается тот или иной потенциальный партнер по браку, предлагайте своему подопечному обсудить ответы на вопросы следующего типа:
• Действительно ли мой будущий спутник жизни — человек верующий?
• На самом ли деле в его жизни очевидны плоды Духа (Гал. 5:22,23)? Обсуждали мы когда–нибудь с ним нашу жизнь с Богом, наши проблемы и цели?
• Мы когда–нибудь молились вместе? Если нет, то почему?
• Одинаково ли мы думаем о церкви, о нашем образе жизни; одинаково ли понимаем добро и зло; как мы планируем строить христианскую семью?
2. Утешение. Иногда люди говорят душепопечителю, что они боятся остаться одинокими на всю жизнь. При этом люди хотят понять, не они ли виноваты в этом. А может быть, это Бог «подвел» их, не дав возможности вступить в брак?
Помогите этим людям признать свои чувства и выразить их — в том числе гнев и фрустрацию — и утешайте их тем, что Бог всегда заботится о нас и желает для нас лучшего. Открыто обсудите реалии и разочарования одинокой жизни, но укажите также на то, что безбрачие может быть особым призванием Божьим. Хочет ли ваш подопечный пребывать в этом состоянии? Если нет, то почему?
Наблюдая за подопечным и расспрашивая его, попробуйте определить, нет ли у него черт характера, которые могут отталкивать лиц противоположного пола (например, нетерпеливость, робость или равнодушие); и не слишком ли велико у вашего подопечного желание вступить в брак. Настолько велико, что все остальное не имеет для него никакого смысла. Многие живут будущим. Им кажется, что жизнь будет лучше, если они заработают больше денег, закончат колледж, найдут лучшую работу или спутника жизни. И их существование, которое они проводят в ожидании, в значительной степени лишается смысла, становится нецелесообразным и безжизненным.
Таких людей следует поощрять жить полной жизнью здесь и теперь. Найдется спутник жизни — прекрасно. Не найдется — жизнь от этого не должна терять своей ценности и целесообразности.
3. Руководство при выборе спутника жизни. Некоторые люди нуждаются в практическом руководстве при выборе спутника жизни. Необходимо, во–первых, помочь им найти других одиноких людей; и, во–вторых, научить их общению с ними.
Люди нередко игнорируют очевидное обстоятельство: вряд ли кто–нибудь отыщет себе пару, сидя дома перед телевизором в ожидании дарованного от Бога спутника жизни, который вдруг возникнет у их дверей. Чтобы познакомиться с людьми, включая потенциальных спутников жизни, нужно идти туда, где они бывают. Для кого–то это может означать посещение баров для одиноких, но большинству людей, включая верующих, искать потенциального спутника жизни в подобных местах не пристало. Лучше искать их в церквах, на семинарах, во время путешествий, на спортивных соревнованиях, в группах одиноких христиан, а также на христианских конференциях. И все же, если направляться туда с единственной целью найти партнера по браку, это вскоре станет очевидным всякому. Ничто не отпугивает окружающих так, как тревожное стремление одинокого человека «прилепиться» к потенциальному партнеру. Лучше принимать участие в группах по интересам, отдавая себе отчет в том, что здесь–то и можно отыскать потенциального спутника жизни.
Иногда подопечным следует напомнить о том, что им надо выглядеть опрятными и привлекательными, научиться искренне интересоваться ближними и при этом внимательно слушать их. Важно быть самим собой, не притворяясь тем, кем на самом деле мы не являемся. Душепопечитель может вежливо указывать на недостатки своих подопечных в этом плане и, если понадобится, разыгрывать сценки, в которых он сам и подопечный играют роли незнакомых людей, тем самым практикуя умение налаживать отношения с другими.
4. Оценка мотивации, идеалов и зрелости. Почему подопечным хочется найти спутника жизни (или отчего они не хотят вступать в брак)? Иногда ответы подопечных на эти вопросы оказываются неожиданными для душепопечителя. Вот почему бывает полезно спросить у них: «А почему вы хотите жениться (выйти замуж)?» Постарайтесь определить, иногда с помощью ориентировочных вопросов, что побуждает их стремиться к браку. Может быть, за этим стоят неверные мотивы, например, социальное или семейное давление, стремление выйти из конфликтной домашней обстановки, потребность доказать свою взрослость или убежденность, что брак должен состояться теперь или никогда. Если человек хочет остаться одиноким, то поинтересуйтесь, нет ли нездоровых причин и у такого желания. Нет ли здесь страха перед супружеством, половой жизнью или лицами противоположного пола? Не гомосексуален ли этот человек? Не восстает ли он против чего–либо, включая традиционные формы брака? Предложите своему подопечному обсудить и этот круг вопросов. Поговорите о значении и возможных причинах данных обстоятельств в настоящем. Есть ли у вашего подопечного желание измениться? Обсудите, как это можно было бы сделать. Попробуйте сосредоточить внимание на конкретных вопросах и поговорить о том, какие меры мог бы предпринять ваш подопечный, чтобы измениться.
На определенном этапе душепопечения хорошо было бы предложить своему подопечному описать идеального, по его представлениям, спутника жизни. Затем обсудите его ожидания, чтобы понять, насколько этот идеал не соответствует реальности. Не заставляет ли выдуманный образ уходить от потенциально подходящих партнеров? Можно ли этот идеал частично изменить, но так, чтобы не пострадали нравственные стандарты?
Обсуждая эти вопросы, попробуйте оценить уровень духовной зрелости своего подопечного. Духовно незрелые одинокие люди превращаются и в незрелых партнеров по браку, что может вести к проблемам во время периода знакомства и впоследствии в супружеской жизни. Духовно возрастающий христианин демонстрирует стремление уподобляться Христу, причем такое желание подтверждается очевидным проявлением плодов Духа в его жизни[1299]. По мере духовного возрастания проявляются также:
• Склонность вести себя в соответствии со своим возрастом (и не уподобляться кому–либо из пожилых или, напротив, молодых людей).
• Способность возложить на себя ответственность.
• Умение рассматривать себя и свои проблемы объективно.
• Умение не только признавать свои чувства, но и контролировать их.
• Понимание чувств ближних и достаточная чуткость, позволяющая адекватно реагировать на эти чувства.
• Растущая независимость от родителей и друзей.
• Готовность отложить немедленное удовлетворение своих потребностей ради большего удовлетворения в будущем.
• Ответственное отношение к половой дифференциации людей.
• Способность смеяться и относиться к жизни с юмором, не задевая при этом ближних и не впадая в цинизм.
• Объективный и по существу положительный образ «я».
• Способность совершать выбор и отвечать за последствия принятых решений[1300].
По ходу душепопечения вам, быть может, захочется обсудить некоторые из этих вопросов, чтобы выяснить, в чем ваш подопечный преуспевает и где он обычно терпит поражение. Как он мог бы развивать подобные личностные черты и установки? Чем больше этих черт и установок у него есть, тем больше вероятность сделать правильный выбор и впоследствии создать стабильную супружескую жизнь.
5. Обучение тех, кто выбирает спутника жизни. Во многих отношениях душепопечение является специализированной формой образования. Эта истина больше всего касается душепопечения при выборе партнера. Выше мы говорили о том, почему некоторые люди совершают правильный выбор. Содержание этого раздела можно доводить до сознания подопечных, но было бы лучше делать это не торопясь и на разных фазах душепопечения. Только так ваш подопечный не утонет в море информации, справиться с которой ему будет нелегко.
6. Научить терпению. Призывайте своих подопечных проявлять терпение и регулярно молиться о спутнике жизни. Веруя, что Бог сделает все Сам и в нужное время, они должны быть начеку, чтобы не проглядеть суженого или суженую. Молитесь за своего подопечного, молитесь вместе с ним, прося о терпении, чистоте и защите и вашего подопечного, и его потенциального спутника жизни; а также молитесь за то, чтобы они приняли безбрачие с радостью, если на то будет воля Божья.