Причины правильного и неправильного выбора спутника жизни
Выбор спутника жизни называют «одним из самых полезных» выборов в жизни; но «подобный выбор бывает также одним из наиболее трудных»[1287]. Многие, по всей видимости, совершают неправильный выбор, делая тем самым свою жизнь несчастной. Вот почему некоторые боятся ошибиться или не желают рисковать.
Чтобы помочь людям сделать правильный выбор и уменьшить риск, душепопечителю надлежит найти ответы на пять важных вопросов.
1. Почему выбирают спутника жизни? На этот вопрос могут ответить, что большинство людей вступают в брак по любви. Слово «любовь» является, быть может, самым туманным, сбивающим с толку и неоднозначным словом. Влюбиться — значит «опьянеть» от интимной близости с другим человеком. Однако этот эмоциональный взлет сам по себе не может длиться постоянно. Чтобы глубокая любовь сохранилась и возрастала, должны установиться жертвенные отношения, направленные друг на друга, подобные описанным в 13–й главе Первого послания к Коринфянам[1288]. По всей видимости, к большей части людей глубокая и надежная любовь приходит после брака, а не до него. Итак, быть влюбленным — значит находиться в эмоционально приподнятом состоянии; а возрастать в любви — значит добровольно жертвовать собой в служении возлюбленному и заботе о нем.
Чувство влюбленности само по себе не является достаточным и твердым основанием для брака (как, впрочем, и тот факт, что «мы уже не любим друг друга», не может быть достаточным основанием для развода). Библейские браки, подобно бракам во множестве стран в наше время, созидались на иных, нежели чувства, основаниях; да и в нашем обществе, вероятно, люди в действительности вступают в брак по иным, нежели любовь, причинам. Эти причины могут быть разнообразными, но часто они связаны с идеей о потребностях. Так, например, согласно одной гипотезе, при выборе партнера для брака, притягиваются противоположности, и людей тянет к потенциальным партнерам, которые могут удовлетворить определенные потребности, «прикрыть» их слабые места. Вот почему властный человек может казаться привлекательным слабому человеку, а интроверт может выбрать экстраверта.
Большей популярностью пользуется другая точка зрения, согласно которой брак удовлетворяет взаимные потребности в дружеских отношениях, безопасности, поддержке, близости и половом удовлетворении. Кроме того, некоторые сочетаются браком из–за преждевременной беременности, социального давления, желания уйти из конфликтного домашнего окружения, страха остаться в одиночестве, реакции на расторжение предшествующей помолвки или навязчивой идеи «спасти» одинокого неудачника. Каждая из этих причин бракосочетания удовлетворяет некоторую потребность, хотя ни одна из этих причин сама по себе не может быть основанием для созидания зрелых и прочных отношений.
Возможно, вы обратили внимание на то, что одни из этих оснований для выбора спутника жизни незрелы и эгоцентричны; другие — более разумны и могут проистекать из взаимного диалога и уважительных отношений. При всем этом нужно помнить, что люди сочетаются браком, в конечном счете, потому, что Бог создал нас мужчинами и женщинами, узаконил брак как развитие дружеских отношений, взаимопомощи и полового общения; и назвал в Своем Слове брак достойным[1289]. Об этом нельзя забывать, когда мы помогаем людям выбрать спутника жизни.
2. Почему не выбирают спутника жизни? Бог, узаконивший брак, по всей вероятности, не рассчитывал на то, что каждый человек найдет себе спутника жизни. Иисус никогда не был женат. Не состоящий в браке Павел пишет, что безбрачие следует рассматривать как состояние, превосходящее брак, поскольку люди, не состоящие в браке, бывают вольны благочинно и непрестанно «служить Господу без развлечения»[1290]. Итак, некоторые люди остаются одинокими потому, что считают, что такова воля Божья и их предназначение.
Есть и другие, вероятно, более распространенные основания для нежелания людей вступать в брак. Во–первых, отсутствие подходящих кандидатур. Поскольку число женщин превышает число мужчин, то выбор среди потенциальных спутников жизни весьма ограничен. Кроме того, по большей части хочется найти человека, имеющего сходные интересы или образование. Но многим найти такие кандидатуры не представляется возможным. Например, верующий хочет отыскать себе спутника жизни из числа христиан, однако в его общине подходящих кандидатур мало. Желание вступить в брак может быть сильным, а выбрать будет некого.
Во–вторых, есть люди, которые упускают реальные шансы. Приобретая образование, делая карьеру, путешествуя или занимаясь чем–то другим, эти люди решают повременить с браком, но со временем возможности исчезают. Другие долго ждут лучшую партию для брака, находят, но слишком поздно, и видят, как много было упущено несколько превосходных возможностей.
Надежда умирает последней, пишет одна женщина в юмористической статье. Чтобы найти спутника жизни, нужно «отказаться от капризного желания найти г–на Подходящего, который решит все твои проблемы». Например, одна женщина, сорока двух лет, «после многих лет поиска подходящего человека, в конце концов, остановила свой выбор на застенчивом, добром, преданном товарище, который осчастливил ее; но как же он отличался от того живого, интеллектуального, обаятельного человека, которого рисовало ее воображение!» Эта леди перечислила черты личности, которые она хотела бы видеть у мужа, а затем разбила их на четыре категории (перечислено в порядке важности): 1) без чего я не могу жить; 2) абсолютно необходимое; 3) чрезвычайно важные черты; и 4) что было бы хорошо иметь. Потом она «выкинула последние три пункта и сократила первый пункт вдвое»[1291]. Не всякий постарается так, чтобы отыскать спутника жизни!
В–третьих, даже сократив перечень желательных черт будущего спутника жизни до минимума, люди могут остаться одинокими, поскольку они мало симпатичны лицам противоположного пола. Это может быть связано с психическими или физическими отклонениями; однако чаще людей отталкивают отдельные психологические качества. Люди, чрезмерно робкие, испытывающие страх перед лицами противоположного пола, слишком агрессивные или вульгарные, бесчувственные, нелепо одевающиеся, манерные и эгоцентричные зачастую не умеют быть обходительными во время свиданий. Люди, чрезмерно обеспокоенные желанием жениться, также пугают предполагаемых спутников жизни.
В–четвертых, некоторым людям не удается добиться эмоциональной независимости. Необычно сильная зависимость от родителей (или чувство вины из–за разделения с ними) может вынуждать оставаться в безбрачии. Кроме того, встречаются такие ответственные люди, которые по здравом размышлении приходят к добровольному и ответственному выбору оставаться одинокими, чтобы ухаживать за членами семьи, нуждающимися в опеке. Иногда, правда, это бывает просто оправданием своего нежелания вступать в брак из–за страха перед супружеством и необходимостью интимных отношений.
В–пятых, некоторые люди предпочитают находить иные формы интимных отношений, помимо традиционного брака. Тайное или явное сожительство в так называемом гражданском браке, в коммуне или колонии деклассированных элементов, в пробном или групповом браке или гомосексуальных связях — вот альтернативы браку, которые ведут некоторых к безбрачию[1292].
Наконец, есть люди, которые просто не хотят сочетаться браком. Эта группа включает в себя гомосексуалистов, людей, «перегоревших» в предыдущих связях, и людей, испытывающих страх перед лицами противоположного пола, половой жизнью, интимными отношениями и/или утратой независимости. И есть еще зрелые, хорошо приспособленные к жизни люди, решившие остаться безбрачными в ответ на социальное давление, принуждающее их вступить в брак.
3. Где находят спутника жизни? За несколько десятилетий научных изысканий получены данные о том, что люди чаще всего выбирают спутника жизни из своей среды, одного экономического и образовательного уровня, схожих занятий, возрастных групп, одной расы, одинаковых религиозных убеждений и с учетом места жительства[1293]. Нередко некоторыми из этих барьеров, конечно же, пренебрегают; причем многие созидают успешные браки, несмотря на различное происхождение (явление «кроссовера»). Но кроссовер может порождать и конфликты, которые затрудняют взаимное приспособление в браке. Так, например, в последние годы растет число женщин, вступивших в брак с мужчинами, значительно моложе себя. Нередко в таких семьях складываются хорошие отношения, за исключением проблемы с желанием и нежеланием заводить детей. Женщины здесь склонны делать карьеру и меньше думают о детях; их супруги, однако, предпочитают иметь детей. Это и порождает супружеские конфликты[1294].
Итак, большинство людей пробуют найти спутника жизни из числа тех, кто имеет аналогичное происхождение, социальный, религиозный и образовательный уровень. В таком случае выбор зачастую ограничивается персональными стандартами, родительским одобрением или неодобрением и образом идеального спутника жизни, который формируется в голове одинокого человека. Поскольку мало кто из реальных людей способен удовлетворить этим широким требованиям, то нередко приходится отказываться от некоторых стандартов, быть готовым смириться с менее желательными чертами характера потенциального спутника жизни или же оставаться одиноким до тех пор, пока не появится идеальный человек.
Всем этим — происхождением, возрастом, социально–экономическим и образовательным цензом, ожиданиями родителей и своими собственными — заполнены головы одиноких людей, думающих о браке. Сузив круг лиц противоположного пола, одинокий человек выбирает потенциального спутника жизни среди тех, кого встречает или к которым питает дружеские чувства в школе, на работе, в церкви, на собраниях и спортивных сборах, конференциях и среди соседей. Часто бывает так, что человеку нравится тот, кто не желает отвечать ему романтической любовью. Иногда вначале люди встречаются как друзья или коллеги и не помышляют о браке, хотя потом между ними возникают более глубокие чувства. Других вначале связывает половое влечение, однако до заключения брака такая пара должна найти хотя бы некоторые сходства в мировоззрении и способности удовлетворять потребности друг друга. Христиане, дополнительно к тому, должны отвечать самому важному требованию — оба должны быть верующими.
4. Почему совершают неразумный выбор? Хотя выбор спутника жизни входит в число наиболее важных жизненных решений, его редко совершают на основании логики и анализа. Скрытые влияния, родительское и социальное давление, а также неосознанные влечения часто подталкивают людей на отношения, которые в будущем, возможно, станут аномальными. Кроме того, некоторые люди имеют ожидания, не соответствующие реальности в отношении удовлетворения их потребностей в таком браке.
Несколько лет назад в одном опросе была сделана попытка выявить, что именно одинокие люди ждут от брака. Этот перечень, наверное, оказался бы иным, если бы опрос повторили сегодня; однако многие люди по–прежнему надеются найти того, кто «будет любить, доверяться, проявлять привязанность, уважать идеалы партнера, ценить его цели, понимать капризы, помогать принимать решения, стимулировать устремления, уважать, укреплять уверенность в себе, поддерживать в трудностях, ценить таланты, значимость личности и избавит от одиночества»[1295]. Хотя каждое из этих ожиданий реально существует и по большей части представлено и в зрелом супружестве, удовлетворение этих потребностей происходит только в том случае, когда каждый из супругов жертвует собой ради другого. Если люди хотят получать, не отдавая, их ждут одни разочарования. Если одинокие люди выбирают спутника жизни, основываясь лишь на собственных ожиданиях, они готовят себя к будущим супружеским конфликтам.
Это желание получать, ничего не давая взамен, является симптомом незрелости, а иногда и невроза. Другие проблемы, которые отражают незрелость и ведут к неблагоразумным решениям — желание доказать свою взрослость, бежать из конфликтной домашней ситуации, восстать против родительской власти или прежнего партнера, избежать «позора безбрачия», найти замену предыдущим отношениям (вступить в брак «назло» кому–то), найти партнера для интимных отношений, изменить экономический и социальный статус, повысить низкую самооценку, подтвердить мужественность или женственность. Есть и другие «обстоятельства, которые служат основанием для особых предостережений»[1296]и сигнализируют о возможных затруднениях в будущем. Сюда входит брак неравных по возрасту, недавнее душевное заболевание одного или обоих партнеров, отсутствие материального достатка, серьезная наркотическая зависимость, преждевременная беременность, различные религиозные традиции, культурные или явные расовые отличия или состояние, в котором пребывают люди, не ходившие на свидания ни с кем, кроме предполагаемого брачного партнера. Несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, браки могут оказаться крепкими, однако если имеется сочетание нескольких таких обстоятельств или если люди выбирают, исходя из неверных мотивов, то весьма вероятно, что о таком выборе вскоре придется пожалеть.
5. Почему совершают разумный выбор? Но иногда, несмотря на то что все, кажется, предвещает неудачу, люди совершают мудрый выбор спутника жизни. Отчего это происходит? Влияние в данном случае могут оказать:
1) Христианские убеждения. На Западе будущие супруги большей частью узнают друг друга во время встреч. Поскольку нельзя знать наверняка, завершатся подобные свидания бракосочетанием или нет, христиане, не состоящие в браке, поступают мудро, если ограничивают свидания с другими верующими. Христиане, совершающие правильный выбор спутника жизни, часто молятся о таком выборе, сначала в одиночку, а потом и вместе.
2) Соответствующее происхождение и комплементарные потребности. Христиане, как и неверующие, суть неповторимые, оригинальные творения, находящиеся на разном уровне эмоциональной зрелости. Брак между ними не обязательно будет счастливым и устойчивым лишь на том основании, что оба являются последователями Иисуса Христа. Как было указано, выбор спутника жизни бывает правильным в том случае, когда мужчина и женщина соответствуют друг другу в таких переменных, как возраст, интересы, ценности, социально–экономический и образовательный уровень. Кроме того, важно и то, способна ли удовлетворить пара потребности друг друга.
При этом следует отличать комплементарные (дополняющие) и контрадикторные (противоречащие) потребности. Комплементарные потребности взаимодополняют друг друга, и отношения мужа и жены остаются всегда гладкими, отчего необходимости идти на компромисс у них почти не бывает. Контрадикторные потребности противоречат друг другу и здесь без частых выяснений отношений не обходится. Примером комплементарных потребностей можно назвать следующее: оба человека получают удовольствие от социальных контактов, хотя один из них по характеру общительный, а другой — немного застенчивый. Но если один человек любит бывать в компании, а другой предпочитает оставаться дома, то эти контрадикторные потребности делают конфликт почти неизбежным.
3) Эмоциональный резонанс. Многие одинокие люди знают по собственному опыту, как трудно ответить на вопрос типа: «А как я узнаю, когда явится „подходящий"?» Ответ «Да вы тут же поймете!» никого не удовлетворяет. Некоторым отношениям суждено всегда оставаться гармоничными.
В других «искры» никогда и не бывало. Выбирать спутника жизни лишь на основе подобных чувств было бы, конечно, неразумно, хотя пренебрегать чувствами или не обращать внимания на тот факт, что будущих супругов не влечет друг к другу, тоже было бы ошибочно.
4) Характеристики брачного возраста. В своей творческой теории «супружеской личности»[1297]христианский душепопечитель Дейвид Филд определил семь свойств, которые характеризуют счастливый брак: совместное времяпрепровождение, взаимные духовные интересы, способность вести переговоры, зрелость, умение шутить и чувство юмора, тесные дружеские отношения (в том числе проявления высокой оценки друг друга и родство душ), а также готовность связывать себя обязательствами. Когда подобные черты у людей, вступающих в брак, присутствуют, то они, скорее всего, сделают правильный выбор спутника жизни и найдут в будущем супружеское счастье и стабильность в браке.
Другие черты, которые могут содействовать правильному выбору спутника жизни, таковы[1298]:
• Адаптируемость и гибкость (способность и готовность людей к переменам, умение принимать особенности партнера и приспосабливаться по необходимости).
• Эмпатия (сочувствие и понимание обид и нужд ближних, умение видеть и воспринимать мир с позиции ближнего).
• Способность трудиться над решением проблем (признавать реальность чувств, выявлять проблемы и работать над их разрешением).
• Способность проявлять и принимать любовь (необходимо наличие обоих элементов).
• Эмоциональная стабильность (умение видеть свои эмоции, контролировать их и выражать, не задевая ближнего).
• Коммуникативная способность (умение беседовать друг с другом о проблемах, давать знать ближнему, что ты понимаешь его потребности, быть отзывчивым и выражать свои чувства непосредственно, ясно и временами на невербальном уровне).
• Преданность (постоянная готовность жертвовать собой во всех перипетиях жизни, в том числе в опасностях, радостях и горестях, а также вместе трудиться даже в том случае, когда затруднения и проблемы препятствуют отношениям).
Душепопечители и одинокие люди могут почувствовать разочарование, увидев подобный перечень. Вряд ли кто может удовлетворить всем этим требованиям. Однако из этого перечня видно, что чувство любви или страстное желание вступить в брак не может быть единственным основанием для правильного выбора спутника жизни. Взгляд со стороны и совет друга или душепопечителя могут оказаться весьма полезными и важными, если человек хочет достичь стабильности и счастья в браке.