Предупреждение жестокого обращения
Насилие и жестокость в последнее время стали таким частым явлением, что многие профессиональные душепопечители и социальные группы поддержки обратились теперь к профилактике. В некоторых местах организованы службы неотложной телефонной помощи с целью оказания ежедневной круглосуточной помощи людям, оказавшимся жертвами насилия. Организация групп самопомощи и поддержки также бывает полезна для жертв насилия и самих насильников.
Один обозреватель[1073]как–то призвал церкви включиться в субсидирование образовательных программ, которые могут способствовать осведомленности общества о насилии. Церкви, как предлагает автор, следует организовать группы поддержки из числа сверстников. Нам следует организовывать или участвовать в работе линий экстренной телефонной связи, помогать в поиске безопасных убежищ для женщин и детей, подвергающихся насилию, и привлекать школы, полицейские участки и другие общественные органы к рассмотрению программ просвещения и профилактики. Все это бывает полезным для вмешательства и профилактики насилия. Далее приводятся дополнительные предложения.
1. Образование. Программы профилактики насилия и сексуальной агрессии в университетских городках сосредоточиваются в основном на обеспечении информацией[1074]. Сексуальная агрессия менее вероятна в том случае, когда студенты знают, как защитить себя, что делать в момент нападения, куда сообщать о насилии или подозрении на жестокое обращение и насилие; как различать, что является выдумкой, а что — фактом в отношении насилия, и куда обратиться за дополнительной информацией. Как для общества в целом, так и для христианской общины, хорошим средством профилактики насилия может стать гласность.
2. Стабильность личности и семьи . Насилие, как мы убедились, часто совершается в семьях, где имеется интенсивный стресс, разногласия в отношении ролевых функций супругов или детей и неспособность совладать с семейными стрессами. Помогая людям в воспитании подрастающего поколения, разрешении супружеских конфликтов и удовлетворении потребностей пожилых родителей, мы можем уменьшить действие некоторых основных причин, порождающих насилие. В работах, посвященных исследованию правонарушений, это обобщение в основном подтверждается. Дети, имеющие тесные семейные связи, менее склонны к такому поведению. Наоборот, насилие, драки, вандализм и другие нарушения поведения наблюдаются чаще всего у детей, выросших в семьях, где родители не имели опыта, навыков и качеств, необходимых родителям в процессе воспитания и обучения детей. Эти родители не всегда бывают жестокими или нелюбящими. Зачастую это родители, которые перегружены обязанностями по воспитанию детей. Если они находят соответствующую помощь, вероятность правонарушений детей существенно уменьшается[1075].
3. Навыки общения. В предыдущих главах мы не раз говорили о том, что насильники часто не обладают навыками эффективной коммуникации, поведения в конфликтной ситуации, культуры эмоций, разрешения проблем, ведения переговоров при наличии различных мнений; у них отсутствуют навыки стресс–контроля или поведения в критической ситуации. Наилучшим методом профилактики насилия зачастую оказывается метод обучения насильников и их жертв искусству жить более эффективно. Поскольку жертвы насилия впоследствии и сами начинают творить насилие, нужно уделять им особое внимание, обучая их методам борьбы со стрессом.
4. Социальная активность. Конечной целью профилактики насилия является устранение определенных психологических и социальных проблем окружающей обстановки, которые приводят к насилию и жестокому обращению.
Все это может показаться далеким от непосредственного труда христианских душепопечителей и служения поместной церкви. Однако везде в Библии делается особое ударение на оказании помощи беженцам, сиротам, вдовам, бедным, беспомощным и всем, кто нуждается. В современном обществе, несомненно, никто из людей не страдает больше, чем жертвы насилия. Последователь Иисуса Христа обязан помогать и защищать тех, кто по ряду причин стал жертвой насилия или насильником.
Заключительные замечания
Когда я писал эту главу, средства массовой информации и весь пишущий и читающий мир были влюблены в 9–летнего кареглазого ученика третьего класса, автора песни, которая оказалась вдруг в десятке лучших.
Песня под названием «Дорогой мистер Иисус» в исполнении Шэрон Баттс была записана в 1985 г. В этой песне говорилось о том, как ребенок воспринимает сообщения о насилии над детьми. Песня начинается со слов: «Дорогой мистер Иисус, я должен был написать Вам о том, как я испугался, узнав о девочке, избитой до синяков». Песня кончалась так: «Дорогой мистер Иисус, пожалуйста, объясните, как мне быть. И, пожалуйста, не говорите об этом моему папе, а то моя мама побьет меня тоже».
По всей стране на радиостанции приходили просьбы сыграть эту песню еще и еще раз. После исполнения одной такой заявки, в городскую службу экстренной телефонной помощи в Нью–Йорке стало приходить до трех тысяч звонков в день, большей частью от лиц, желающих обсудить свои травматические переживания в связи с насилием. Некоторые радиостанции сопровождали песню номерами детских «телефонов доверия», и многие из них после этого были перегружены.
«Мы можем говорить что–то о жестоком обращении с детьми и проводить какие угодно богослужения, — сказал составитель программ передач одной радиостанция в Чикаго, — но вот эта песня вызывает в нас такое чувство, пережить которое мы в действительности не готовы. Люди звонят нам, чтобы поблагодарить за возможность прослушать эту песню по радио. Такого прежде никогда не было».
Когда наша книга увидит свет, песня и то, о чем рассказывается в ней, наверное, забудутся. Однако ее популярность, несомненно, свидетельствует о том, что насилие и жестокое обращение в семье являются проблемами многих людей. Все это проблемы, которых никакая церковь и никакой христианский душепопечитель игнорировать не могут, а люди, чувствительные к насущным нуждам жертв и виновников насилия, должны быть активны.
Библиография
Baxter, Arlene. Techniques for Dealing with Family Violence. Springfield, 111.: Charles C. Thomas, 1987.
Berry, Joy. Sexual Abuse, Abuse and Neglect, and Kidnapping. Waco, Tex.: Word, 1984.
Brenner, Avis. Helping Children Cope with Stress. Lexington, Mass.: Lexington Books, 1984.
Courtois, Christine A. Healing the Incest Wound: Adult Survivors in Therapy. New York: W. W. Norton. 1988.
Hancock, Maxine, and Karen Burton Mains. Child Sexual Abuse: A Hope for Healing. Wheaton, 111.: Harold Shaw, 1987♦ .
Kempe, Ruth S., and C. Henry Kempe. Sexual Abuse of Children and Adolescents. New York: Freeman, 1984.
Martin, Grant. Counseling for Family Violence and Abuse. Waco, Tex.: Word, 1987.
Martin, Grant. Please Don't Hurt Me. Wheaton, 111.: Victor Books, 1987♦ .
Olson, Esther Lee, with Kenneth Petersen. No Place to Hide: Wife Abuse: Anatomy of a Private Crime. Wheaton, 111.: Tyndale, 1982♦ .
Pellauer, Mary D., Barbara Chester, and Jane Boyajian, eds. Sexual Assault and Abuse: A Handbook for Clergy and Religious Professionals. San Francisco: Harper & Row, 1987.
Quinn, Mary Joy, and Susan K. Tomita. Elder Abuse and Neglect: Causes, Diagnosis, and Intervention Strategies. New York: Springer, 1986.
Schetky, Diane H., and Arthur H. Green. Child Sexual Abuse: A Handbook for Health Care and Legal Professionals. New York: Brunner/Mazel, 1988.
Sgroi, Suzanne M., ed. Handbook of Clinical Interventions in Child Sexual Abuse. Lexington, Mass.: D. C. Heath & C, 1982.
Van Hasselt, Vincent В., et al., eds. Handbook of Family Violence. New York: Plenum. 1987♦ .
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Часть 5.
Проблемы идентификации
Глава 21.