Происхождение гомосексуальности
Несмотря на тысячи и тысячи научных исследований, ясно — одного достоверно установленного фактора, порождающего гомосексуальность, не существует. Многие опытные ученые пытались найти ответ на вопрос, является ли гомосексуальная ориентация и поведение прямым следствием различных биологических факторов и наследственности в том числе. Одни пришли к выводу, что «научные факты говорят в пользу вывода, что гормональные и неврологические переменные, действующие во время беременности, являются основными детерминантами сексуальной ориентации»[956]. Вместе с тем другие полагают, что «гормоны, вырабатываемые в дородовом периоде, однозначно сексуальной ориентации не детерминируют»[957]. Даже исследователи–медики и ученые–биологи приходят к выводу о том, что на сексуальные предпочтения человека, вероятнее всего, влияет его «социализация после рождения»[958]. Говоря на простом языке, достоверных данных, однозначно подтверждающих, что гомосексуальность имеет только физиологическое или биологическое происхождение, нет.
Наряду с этим большинство исследователей соглашаются, что гомосексуализм — это «не выученный, а родной язык». По мнению исследователей, следует обсуждать три аспекта сексуальной ориентации: какова ее природа, особенности критического периода и как она прививается. Что касается природы сексуальной ориентации, то можно указать на некоторые врожденные гормональные влияния, которые отражаются в последующем на сексуальной ориентации. Можно указать и на то, что жизненные впечатления, полученные человеком во время критических периодов, особенно в раннем детстве, влияют на его последующие сексуальные предпочтения. Будущая сексуальная ориентация и поведение формируются под влиянием того или иного воспитания — влияний домашнего и социального окружения. Говоря формально, гетеросексуальность, гомосексуальность «и бисексуальность формируются под влиянием факторов, действующих на внутриутробной и последующих фазах; эти факторы взаимодействуют в критических периодах развития личности, обусловливая ее долговременный или пожизненный сексуально–эротический статус»[959].
Итак, гомосексуальность обусловлена действием целого ряда причинных факторов. По некоторым, не позволяющим сделать окончательный вывод данным, биологические факторы, действующие во внутриутробном периоде, могут играть определенную роль в формировании последующей сексуальной ориентации; вместе с тем имеется много более достоверных сведений, указывающих на то, что гомосексуальные предпочтения и поведение формируются психологическими факторами развития и социального обучения. Предложено несколько подходов, описывающих процесс привития гомосексуальной ориентации личности.
1. Отношения родителей и детей. Психоаналитические концепции находят широкое признание и интенсивно исследуются[960]. Но, отталкиваясь от представлений Фрейда, согласно которым гомосексуализм возникает вследствие задержки психосексуального развития, авторы психоаналитического толка приходят к выводу, что гомосексуалы мужского пола обычно воспитываются в семьях со слабым, пассивным, не обладающим нужными маскулинными качествами отцом и властной матерью. Такая мать неуловимо, исподволь учит своего сына быть пассивным и преданным ей. Не видя яркого маскулинного образца поведения, которому он мог бы следовать, сын вскоре обнаруживает, что он менее компетентен в отношениях с девушками, чем его сверстники. В результате этот сын перестает доверять своим маскулинным качествам и страшится приватных отношений с женщинами. Дочери в таких семьях воспринимают своих отцов недружелюбными и отвергающими, так что девушки мало контактируют с мужчинами. Лучшие контакты у них устанавливаются с женщинами.
Концепция, представленная христианским автором Элизабет Р. Моберли, кажется более правдоподобной и стимулирующей работу мысли. Согласно ее изысканиям, гомосексуализм возникает не из–за проблем в отношениях с родителем противоположного пола, а из–за проблем в отношениях с родителем своего пола. Нормальное развитие, пишет Моберли, предполагает удовлетворение потребностей «в любви, зависимости и идентификации с родителем своего пола через привязанность ребенка к родителю». Если этих отношений недостает или они нарушаются, личность бессознательно стремится восстановить эту привязанность. Человек, становящийся гомосексуалом, вынужден компенсировать «более ранний дефицит отношений родителей с детьми. Именно из неудовлетворенной в ранние годы потребности в любви родителя своего пола и проистекает существующая в настоящем потребность в любви человека своего пола»[961]. Восполнить этот дефицит может создание «добрых несексуальных отношений с лицом своего пола»[962]. Согласно этой точке зрения, гомосексуалистам лучше всего помогут заботливые, одно–и разнополые душепопечители.
Хотя у многих гомосексуалистов и в самом деле не было нормальных отношений с родителями, у других они имели место. Не все дети, выросшие в одной и той же семье, становятся гомосексуалистами, несмотря на то что у всех были одинаковые отношения с родителями[963]. Это обстоятельство заставило некоторых душепопечителей искать другие подходы к объяснению происхождения гомосексуализма.
2. Иные отношения в семье. Гомосексуализм возникает в том случае, когда[964]:
• Матери, не доверяющие женщинам или боящиеся их, учат тому же своих сыновей.
• Матери, не доверяющие мужчинам или боящиеся их, учат тому же и своих дочерей.
• В окружении сына слишком много лиц женского пола (мать, сестры, тетки) и слишком мало контактов со взрослыми лицами мужского пола; таким образом он приучается думать и действовать как девушка.
• Родители, которые мечтали о дочери, а родился сын, исподволь воспитывают мальчика думать и действовать как девушка (аналогичная ситуация возникает, когда родители хотели иметь сына, но родилась дочь); в подобных случаях дети сталкиваются с большими трудностями в психосексуальной идентификации и ориентации.
• Сын отвергается или игнорируется отцом и, следовательно, чувствует свою неадекватность в мужской роли и неуверенность при общении с женщинами.
• Дочь отвергается матерью, и, следовательно, чувствует свою неадекватность в женской роли, и ей трудно сходиться с мужчинами.
• Оба родителя боятся секса, не склонны говорить на эту тему в семье или сильно порицают секс; как бы то ни было дитя при этом получает искаженное представление о половом общении, вследствие чего борется с гетеросексуальной установкой.
• Мать (или отец) так балует дитя, что оно чрезмерно привязывается к ней (или ему) и не может отделиться от нее (него), убежденное в том, что никакая пара никогда не сравнится с родителем противоположного пола.
Этот перечень можно было бы, наверное, продолжить на несколько страниц, но и этого уже достаточно, чтобы показать, насколько сложными могут быть корни гомосексуализма, который нередко провоцируется семейной обстановкой.
В условиях любой культуры ребенок познает, что значит быть мужчиной или женщиной. Если нет возможности научиться мужской и женской ролям от психически здорового лица мужского или женского пола или если культура (подобно нашей) определяет психосексуальные роли неясно, тогда поведение и социальные установки ребенка искажаются. Такие дети достигают зрелости, не зная, чего ожидать от лиц противоположного пола и как реагировать на них. Иногда бывает легче спастись в гомосексуализме, особенно в том случае, когда человек уже начал испытывать влечение к лицам своего пола.
3. Ранний опыт иного рода. Что бывает с мальчиком, когда его половые органы возбуждает лицо мужского пола старше его по возрасту? Было бы неверно и слишком просто прийти к заключению, что гомосексуализм возникает исключительно по причине ранних сексуальных впечатлений. Тем не менее эти впечатления могут влиять на сексуальную ориентацию человека во взрослом состоянии.
Например, согласно одному докладу, гомосексуальность приобретается в три этапа. На первом, эгоцентрическом этапе, у ребенка (или подростка) возникают проблемы в плане взаимоотношений со сверстниками своего пола; при этом молодой человек чувствует свою неадекватность и отличие от сверстников (возможно, по той причине, что ему недостает спортивных или других способностей, которыми обладают его сверстники) и/или испытывает волнение или эротическое возбуждение в присутствии человека своего пола. Иногда дети чувствуют такую неадекватность или неловкость в плане своей сексуальной идентичности, что им даже хотелось бы иметь противоположный пол. Большинство таких детей в дальнейшем становятся гомосексуалистами[965].
На втором, социоцентрическом этапе, личность начинает ощущать сексуальное влечение к лицам своего пола. Нередко при этом отмечаются попытки отвергнуть гомосексуальную ориентацию и скрыть ее от других. Многие сражаются на этом этапе за последующую свою жизнь.
Далее некоторые переходят на третий этап, универсалистский, где они раскрывают свою гомосексуальность по отношению к самим себе и другим, несмотря на все вытекающие отсюда последствия[966].
4. Страх. Некоторые люди по тем или иным причинам боятся представителей противоположного пола. Постоянное чувство страха может возникнуть в результате недостатка контактов с лицами противоположного пола; или если они были отвергнуты ими; или получили травматические впечатления от контактов с ними, вызвавшие их смущение. Некоторые предполагают, что религиозные секты и школы раздельного обучения непреднамеренно способствуют развитию гомосексуализма. Когда гетеросексуальные контакты запрещены, менее опасной альтернативой становится гомосексуализм.
У некоторых страх перед лицами противоположного пола сопровождается страхом или неловкостью в присутствии лиц своего пола. При наличии полового влечения к лицам своего пола появляется страх быть отвергнутым, растерянность, неумение нормально реагировать на их присутствие и опасение, что могут быть обнаружены их гомосексуальные влечения[967].
5. Осознанный выбор гомосексуализма. В некоторых популярных книгах пропагандируется представление, согласно которому гомосексуальность появляется вследствие произвольного выбора; однако подобное представление не разделяется компетентными специалистами и большинством лиц, имеющих гомосексуальную ориентацию. Сексуальное влечение к лицам своего пола редко, а скорее всего, никогда не возникает вследствие произвольного и осознанного решения. На каком–то этапе жизненного пути большинство гомосексуалистов начинают понимать, что без какого бы то ни было произвольного выбора со своей стороны они испытывают половое влечение главным образом к лицам своего пола. Осознание данного обстоятельства может сопровождаться такой выраженной тревогой и беспокойством, что многие стремятся скрыть это даже от себя. Такие люди нередко приходят к выводу, что они, по всей видимости, уродились гомосексуалистами в связи с генетической предопределенностью, хотя, как мы говорили выше, этот вывод не подтверждается научными данными.
Гомосексуальное влечение появляется нередко прежде, чем человек начинает осознавать и отдавать себе отчет в происходящем. Как людей однозначно гетеросексуальных влечет к лицам противоположного пола, так и людей однозначно гомосексуальных влечет к лицам своего пола. Подобные влечения сами по себе не являются грехом. Грехом, согласно Библии, является сознательное решение заняться гомосексуальными действиями.
Всякий раз, когда человек получает удовольствие от совместного сексуального общения с кем–то из лиц своего или противоположного пола, он хочет повторить подобный опыт и в следующий раз. Что именно положило начало такого рода общения — обольщение другим человеком, любопытство или отношение к этому как способу снятия напряженности в армейских условиях или в тюремном заключении — не имеет значения[968].
Важнее другое — продолжается ли это в последствии. Согласно выводу одного автора, «стойкие гомосексуальные модели поведения формируются по преимуществу повторяющейся время от времени периодической гомосексуальной практикой, начавшейся еще перед наступлением отрочества и далее, особенно в том случае, когда гомосексуальный партнер — все равно ровесник или взрослый — является человеком, которым молодой человек восхищается»[969]. Многих молодых людей гомосексуальной ориентации случайный половой контакт с лицом своего пола не особенно удовлетворяет и вряд ли когда повторится. Но у людей, предрасположенность и влечения которых делают их особенно уязвимыми, одно сексуальное впечатление может повлечь за собой другое, так что начинает формироваться порочный круг. Гомосексуальные действия (включая мастурбацию с гомосексуальными фантазиями) усиливают гомосексуальное влечение, а это в свою очередь ведет к нарастанию гомосексуальных действий. Конечно, аналогичный порочный круг может начаться и в том случае, когда лица с гетеросексуальным влечением вступают в сексуальную связь с лицами противоположного пола. Согласно Библии, гетеросексуальный цикл не является греховным в браке, однако вне брака такое физическое участие — тоже грех.