Предупреждение проблем полового общения в браке
Социальные установки в отношении секса меняются. Внебрачный секс многими уже не считается безнравственным (по–видимому, большинством); вместо этого люди руководствуются следующей предпосылкой: «Мы имеем полное право удовлетворять свои инстинкты; более того, мы настолько беспомощны перед плотскими похотями, что было бы глупо и неправедно противиться искушению»[932]. Актриса Шерли Маклейн однажды ответила, что секс, ограниченный одним партнером в браке, не является «естественным». Это замечание побудило одного писателя ответить, что еще более неестественно «мужчине и женщине отдаваться во власть собственных страстей. Секс — замечательный слуга, но страшный господин»[933].
Люди должны понять, что секс может воплощаться только в моногамной форме и, в соответствии с принципами библейской нравственности, ограничиваться отношениями в браке[934]. Для этого необходимо:
1. Обучение. Поскольку в основе многих сексуальных проблем лежит дезинформация, ясно, что точная информация может предупредить возникновение сексуальных проблем. Люди должны знать: 1) библейское учение о половом общении, 2) основы мужской и женской физиологии, 3) технику полового общения, 4) учение о здоровых сексуальных установках.
В идеальном случае эта информация должна передаваться детям родителями, задолго до того, как они станут думать о супружестве. Однако хорошо известно, что многие люди не получают дома никакого полового образования. Следовательно, церковь может указывать родителям на необходимость полового образования и может сообщать подобные сведения непосредственно самим молодым людям (это лучше всего делать, заручившись предварительно одобрением родителей). Церковные собрания, включая и молодежные, обсуждение печатных материалов в малых группах[935]— все это может помочь прививать здоровые и библейские представления о половой жизни человека.
2. Нравственное руководство. Половое образование нередко сосредоточивается на физиологии и фактической стороне секса, но этого бывает недостаточно. Многие бьются над решением нравственных вопросов добра и зла, а в церкви нередко особой помощи не получают. Какие решения принимают люди по вопросам репродуктивного планирования, искусственного оплодотворения, суррогатного материнства и отцовства, границ библейски приемлемого поведения неженатых мужчин и незамужних женщин и даже относительно эротических фильмов и постановок? По всей видимости, очень часто богословские дискуссии по этим вопросам остаются в классных комнатах и школьных учебниках и никогда не привлекаются для оказания конкретной помощи рядовым верующим. Этика, включая половую, должна быть практической; ее следует обсуждать в церквах до возникновения безнравственного поведения, а не после[936].
3. Добрачное душепопечение. Если сексуальные проблемы обсуждаются в процессе добрачного душепопечения, будущие супруги могут получить более четкое представление о физиологии и сексуальной технике, более реалистические представления о сексуальных отношениях; при этом вероятность возникновения сексуальных проблем, особенно в начале брака, уменьшается. Если хорошие отношения будут установлены еще до свадьбы, то в случае возникновения проблем после бракосочетания супружеские пары охотнее обратятся за помощью. Это особенно верно в том случае, когда душепопечители, занимающиеся добрачным душепопечением, оказывают помощь и после заключения брака. Если сексуальные проблемы или фрустрации обсуждаются заранее, еще до возникновения осложнений, вероятность развития серьезных проблем уменьшается[937].
4. Коммуникация. Если люди не умеют общаться, то вряд ли им удастся установить и поддерживать половое общение. В связи с этим необходимо прививать людям, особенно супругам, навыки общения, и это станет еще одним способом профилактики половых проблем.
Некоторые люди стесняются говорить о сексе даже со своими партнерами по браку. Чтобы снять напряженность, побуждайте мужей и жен делиться чувствами и установками в отношении полового общения. Мужчина не имеет врожденного знания, как возбуждать женщину; верно и обратное утверждение. Муж и жена могут говорить друг другу, что именно сексуально возбуждает каждого из них. Эта коммуникация должна быть откровенной, нежной и невербальной, хотя вербальная коммуникация, конечно, не исключается. Можно взять руку своего партнера и показать, как проводить сексуальную стимуляцию, и это поможет укрепить ваши отношения в общении.
Оценивая ситуацию с женской точки зрения, кто–то сказал: «Поразительно, какими молчаливыми бываем мы, женщины, в отношении такой важной вещи, как половое общение в браке. Мы желаем и молчим, мы страдаем и молчим, мы надеемся, что на этот раз все будет по–другому, что на этот раз он захочет сделать то, чего мы так желаем от него. А почему бы просто не сказать ему об этом?»[938]Отчего же просто не показать ему этого? Почему не осознать, что мужчины нуждаются в той же обратной связи, что и женщины? Такое общение может избавить от многих последующих сексуальных проблем.
5. Труд и чистоплотность. Хороший секс, как и хороший брак, требует времени, усилий и желания трудиться над его улучшением. Если супружеская пара ищет секса, приносящего удовлетворение без серьезных сексуальных проблем, ей никогда не следует упускать из виду задачу оптимизации сексуальной техники. За этим может стоять чтение литературы о половом общении и испытание новых поз и положений. Сюда же относится следующая установка: «Буду пытаться по возможности сохранять привлекательность, чистоплотность и заботливость по отношению к своему партнеру, по крайней мере такую же, что и в медовый месяц».
Супругам, не уделяющим должного внимания личной гигиене, контролю за весом и внешнему виду, с возрастом половое общение приносит все меньшее удовлетворение. Молодая женщина, наслаждающаяся половым общением с чисто выбритым, только что принявшим душ мужем, не будет получать того же наслаждения, когда ее муж, достигнув средних лет, станет неряшлив, неаккуратен, небрежен, перестанет посещать перед половым сношением ванную и будет бриться только по выходным. Как чистоплотность, так и желание оптимизировать половое общение, являются мерами профилактики сексуальных проблем.
6. Программы развития супружеских отношений. В последние годы разработаны программы оптимизации и развития супружеских отношений с целью повышения качества брака (включая половое общение в браке) и профилактики супружеских и половых проблем. Прежде чем рекомендовать любую из этих программ той или иной супружеской паре, постарайтесь исследовать нравственные и богословские основания их разработчиков и специалистов, ведущих практические занятия по этим программам. Некоторые из них основаны на гуманистических ценностях; однако есть другие, в том числе и христианского направления; такие можно рекомендовать своим подопечным. Душепопечители и руководители церкви могут в качестве альтернативы разрабатывать собственные программы. В церковной общине нередко находятся специалисты–душепопечители, которые могут помочь в создании подобных программ[939].
Заключительные замечания
Много лет тому назад один мой однокашник доказывал, что пасторам не подобает заниматься сексуальным душепопечением, да и христианским душепопечителям следует этого избегать. Мой друг осознавал опасности любовных интриг душепопечителя и подопечных, однако не мог понять, что половое общение включает нечто гораздо большее, чем физическое удовольствие двух любующихся собой эгоистов.
Половое удовлетворение не просто соответствует замыслу Божьему в отношении супругов, оно еще учит нас об интимной близости с Ним. По мнению двух христианских душепопечителей, специализирующихся на сексуальном душепопечении, «совершенно очевиден богословский и психологический параллелизм между чувством свободы, которое приносит сексуальная разрядка, наступающая в организме, и свободы, которая наступает после признания человеком зависимости от Бога». «Представляется, что в половом акте заключается прекраснейшее, наиболее возвышенное предвкушение неба (преодолеть отделение и соединиться), и Бог хочет, чтобы мы имели это радостное предвкушение небесного соития»[940].
На связь сексуальности с одухотворенностью указывают и другие авторы. Ричард Фостер, например, пишет, что одной из «настоящих трагедий в истории христианского вероучения было отделение сексуальности от духовности»[941]. Тим Стаффорд согласен с этим. Рассуждая на тему супружеских проблем, он пишет, что супруги, «разделяющие духовное призвание друг друга, почти неизбежно начинают ценить друг друга больше, чем только как половых партнеров; эта возвышенная оценка, по всей видимости, помогает им становиться лучшими сексуальными партнерами»[942].
Помогать супружеской паре разрешать сексуальные проблемы — это не значит отвлекать их от духовного. Сексуальное душепопечение помогает супругам устанавливать более эффективную коммуникацию друг с другом, что оборачивается большей супружеской близостью, которую предусмотрел Бог, и избавлением от факторов сексуальной дисгармонии, так что они могут с большим успехом нести любовь Божью и служить ближним.
Библиография
Maier, Richard A. Human Sexuality in Perspective. Chicago: Nelson–Hall, 1984.
Mayo, Mary Ann. A Christian Guide to Sexual Counseling. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1987.
Miles, Herbert J. Sexual Happiness in Marriage. Grand Rapids, Mich.: Zondervan, 1982♦.
Penner, Clifford, and Joyce Penner. A Gift for All Ages. Waco, Tex.: Word, 1985♦.
Smedes, Lewis. Sex for Christians. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1976.
Wheat, Ed, and Gaye Wheat. Intended for Pleasure: Sex Techniques and Sexual Fulfillment in Christian Marriage. Rev. ed. Old Tappan, N.J.: Revell, 1981♦.
Zimbelman, Ernie. Human Sexuality and Evangelical Christians. Lanham, Md.: University Press of America, 1985♦.
♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.
Глава 19.
Гомосексуальность
Что значит быть гомосексуалистом? И в чем их проблемы? Вот что рассказал один студент о своих переживаниях:
Я никогда не хотел нравиться мужчинам больше, чем женщинам. Если бы у меня была возможность выбирать, мне бы, конечно, не захотелось стать одним из тех чудаков, кого ребята дразнят «голубыми». Но я ничего не мог поделать с собой, когда начал испытывать склонность к мальчикам, а не к девочкам. Я всю дорогу фантазировал о мужчинах. Вспоминаю, что мастурбировал уже лет в восемь; но тогда мои фантазии еще не были сексуальными. Они стали такими, когда я вошел в пубертатный возраст. Я мастурбировал почти каждый день, а иногда по нескольку раз в день. И всякий раз я думал о других мальчиках, а не о девочках. Мастурбируя, я пытался думать о девочках, но это не помогало.
Об этом открытии я не говорил никому. Я никому не признавался в своей «половой идентификации». Я очень боялся, что меня отвергнут. Помню, как в седьмом классе все ребята дразнили меня «голубым» и «гомиком». Но ничего такого никто из них обо мне в точности не знал; мне тогда и подумать было страшно, как бы они отреагировали, если бы что–то пронюхали обо мне. В средней школе и долгое время в университете я прятал свои тайные страдания.
Поступив в университет, я влюбился в одного парня. Он не был гомосексуалистом, так что мне пришлось хранить мой секрет и от него. Три года мы жили в одной комнате, и он так никогда и не узнал бы о моих страданиях, если бы не окончание университета. В этой ситуации мне было страшно больно от того, что он не мог ответить на мою любовь, но еще страшнее было осознавать извращенность моих сексуальных стремлений. Я чувствовал, что она проникала до глубины моей души.
Я считал себя христианином с семи лет и не раз просил Бога избавить меня от гомосексуализма. Он же ни разу не ответил мне. Было трудно примирить Священное Писание, называющее гомосексуальность грехом, со своим сильнейшим половым и эмоциональным влечением к мужчинам. Именно тогда я и начал понемногу искать общества гомосексуалистов в родном городе. Я посещал книжные магазины для «голубых» и звонил по «прямой линии» для геев. Эти места обещали множество наслаждений и удовольствий. У меня началась двойная жизнь. В университетском городке я вел библейские курсы и нес другое служение, но время от времени ненадолго я отправлялся в центр города, чтобы посетить известный книжный магазин. Покидая его, я непременно испытывал чувство вины, мне было омерзительно, но это не останавливало меня от повторного посещения. Желание удовлетворить извращенные влечения было непреодолимым.
В конце концов мне надо было с кем–то поделиться своей бедой. И нашлась одна девушка. Она все поняла и не отвергла меня. Прошло некоторое время и я сумел раскрыться перед соседом по комнате. Я не сразу перестал посещать порнографические книжные магазины, но первый шаг на пути к исцелению уже сделал. Справиться с этим один я бы не мог.
С тех пор по воле Божьей я встретил в жизни несколько замечательных людей; они–то и помогли мне не поддаваться искушению. Некоторые из этих друзей также борются с гомосексуальным искушением, но мы верим в Христа, победившего грех, чтобы дать нам силу в борьбе и с этим грехом. Силой Христовой несколько людей прониклись ко мне состраданием, когда услышали о моих проблемах, и решили помочь мне понять эти проблемы. Я не знаю, когда избавлюсь (и избавлюсь ли когда–нибудь полностью) от искушения вступить в гомосексуальный акт, но меня уже не тяготит мысль о том, что я безнадежен и не смогу справиться с этими искушениями. Я уподобляюсь Христу, а не своим искушениям.
***
Несколько десятилетий назад в приличном обществе почти не говорили о гомосексуализме. Большинство гетеросексуалов (включая и членов церкви) не поднимали вопрос о гомосексуализме, который считался чем–то греховным, патологическим и незаконным. Гомосексуализмом занимались психиатры, включавшие его в группу сексуальных отклонений; а миллионы людей молчали об этом, не желая придавать широкой огласке свои гомосексуальные влечения.
Затем все стало меняться. Сорок лет тому назад один ученый по имени Альфред Кинзи обнаружил, что 4 процента населения Соединенных Штатов Америки испытывали гомосексуальные влечения[943]и 37 процентов мужского населения участвовало по крайней мере в одном гомосексуальном акте. В 1954 г. данные финансируемых правительством исследований по гомосексуализму потрясли Великобританию, и вскоре гомосексуализм стали обсуждать в правительстве и средствах массовой информации. Большое число гомосексуалистов, прежде хранивших гробовое молчание о своей сексуальной ориентации, стали открывать свои тайны; они не просто объявляли о своем гомосексуализме, но и создавали различные организации геев, и протестовали против преследований со стороны государственных и общественных организаций, а также средств массовой информации. Американская психиатрическая ассоциация (АПА) пришла к заключению, что гомосексуализм может считаться психическим расстройством лишь в том случае, если он причиняет личности субъективное беспокойство, и постановила исключить гомосексуализм из руководств по психическим расстройствам.
С развитием эпидемии ВИЧ–инфекции, гомосексуализм стал привлекать еще большее внимание общественности. Споры о нем захватили вскоре все общество: армию, местные выборные органы, правительство, суды, школы, спортивные организации, академическую науку, профессиональные общества, мир развлечений, бизнес, промышленность, средства массовой информации и, конечно, церковь. В некоторых деноминациях горячие споры о рукоположении гомосексуалистов продолжаются до сих пор. В стране был основан целый ряд церквей для гомосексуалистов, так что сложилась влиятельная, возрастающая числом организация евангельских гомосексуалистов[944]. В последние годы нарастает поток статей и книг о гомосексуализме, написанных как христианскими, так и нехристианскими авторами[945].
Некоторые христиане пытаются, как и прежде, не замечать проявлений гомосексуализма. Одни, плохо осведомленные, выступают с бесчувственными заявлениями в отношении лиц с гомосексуальными влечениями, другие разражаются проклятиями и гневными упреками в их адрес, а третьи, по всей видимости, намерены сделать из «христианского гомосексуализма» законный, богоугодный образ жизни. Многие верующие, если не большинство, поставлены в тупик и не знают, что и думать по этому поводу.
Легко понять подобное замешательство. Дать определение гомосексуализму трудно, и факторы, вызывающие его, все еще обсуждаются. Имеется множество необоснованных, хотя и широко распространенных предположений о характерных особенностях лиц гомосексуальной ориентации и, похоже, перемен в этой сфере добиться трудно, даже с помощью душепопечения. «Удивительно, но, имея за плечами годы и годы научных исследований, мы все еще не понимаем, в силу чего одни люди становятся гетеросексуалами, а другие гомосексуалами», — пишут авторы одного из последних трудов по психологии. «Некоторые из ранее популярных теорий гомосексуализма принимать в расчет можно… и все же достоверных прогностических методов (очевидно, таковыми не могут считаться теории о роли отношений с родителями, детского сексуального опыта и т. д.), которые дали бы возможность определять, будут вас привлекать люди своего или противоположного пола, не имеется. И лишь в одном большинство ученых согласны: сексуальная ориентация личности, похоже, не является произвольной и не всегда поддается терапевтической коррекции»[946]. Все это осложняется широко распространенным страхом в обществе и нередко в церкви. Многих людей, похоже, пугают как сами геи, так и вероятность, что «гейские» влечения могут проявиться в них самих. У этого страха даже есть свое имя: «гомофобия» — страх перед гомосексуалистами или гомосексуализмом.
Из–за споров и путаницы некоторые читатели, несомненно, не согласятся с приведенными ниже положениями. Здесь не надо упускать из виду следующего важного обстоятельства: эта глава написана не с тем, чтобы отстоять одну из теорий или вызвать бессмысленную дискуссию. Наоборот, я пытался обобщить все известное о гомосексуализме, чтобы заострить внимание на спорных вопросах и обойти эмоциональную риторику, чтобы понять и помочь склонным к гомосексуальной ориентации лицам, ищущим совета у душепопечителей.
Большинство из нас, по всей видимости, согласятся с мнением Ричарда Дж. Фостера, который писал:
Так как эта проблема задевает очень многих, то первые слова, которые следует произнести, должны быть словами сострадания и исцеления. Во–первых, есть люди с несомненной гомосексуальной ориентацией, которых верующие нередко не понимают или воспринимают превратно и стереотипно, от чего те чувствуют себя обиженными и отверженными. Во–вторых, когда гомосексуализм пытаются сделать нормой церковной жизни, люди, считающие его явным нарушением библейских норм, называют это предательством.
И в–третьих, существует группа лиц, которой в ходе современной борьбы с гомосексуализмом был нанесен наибольший урон: я имею в виду тех, кто мучится в поисках собственной половой идентичности; тех, кто истерзан противоречивыми половыми стремлениями и находит в себе мнимые и явные признаки латентного гомосексуализма. По всей видимости, эти люди страдают больше явных гомосексуалов или гетеросексуалов. Именно они пребывают в пучине неопределенности, поскольку церковь говорит нечто невразумительное по этому поводу. С одной стороны, до них доносятся резкие, настойчивые обличения гомосексуализма, и, хотя они высоко ставят верность библейским принципам, их обижает грубый, невежественный, фарисейский тон этих заявлений. С другой стороны, они слышат восторженное одобрение гомосексуализма и, хотя они высоко ценят сострадание и заботу в отношении притесняемых, поражаются тому, как те манипулируют Библией, желая приспособить ее к своим нуждам.
Так что все люди, вовлеченные в культурный и церковный хаос, установившийся ныне в отношении гомосексуализма, нуждаются в нашем сострадании и понимании[947].
В широком смысле гомосексуализм является эротическим влечением к лицам своего пола[948]. Хотя гомосексуализм включает сексуальные мысли, чувства, фантазии и явные сексуальные действия с партнерами своего пола, это понятие обычно не относится к детям в возрасте от 9 до 12 лет; к лицам (обычно это молодые люди), чье любопытство ведет к кратковременным, пробным эротическим связям с лицами своего пола; к заключенным и другим людям, вынужденно пребывающим в однополой среде, которые временно включаются в гомосексуальные отношения в связи с тем, что половое общение с партнерами противоположного пола им не доступно.
Важно видеть различие между гомосексуальным поведением (вовлеченность, по крайней мере периодическая, в сексуально возбуждающие действия с другим лицом своего пола) и гомосексуальной ориентацией (сексуальное влечение к лицам своего пола). Многие люди с гомосексуальной ориентацией никогда не говорят о своих предпочтениях и никогда не вступают в половое общение с другими лицами своего пола. Иногда душепопечители говорят также о латентной гомосексуальности. Латентные гомосексуалисты приходят в половое возбуждение в присутствии лиц своего пола, но эти люди не способны признаться в том, что их основная сексуальная ориентация является гомосексуальной. Гомосексуальный тип личности (или типы) — это фикция; нет также и каких–то типичных гомосексуальных особенностей стиля, своеобразия манеры, отличительных черт характера и склада ума. Гомосексуалисты бывают обоих полов (гомосексуальных женщин принято называть лесбиянками). Они встречаются среди лиц любого возраста, любой профессии и любого общественного положения и уровня; у них может быть широкий круг интересов; их можно встретить как в церкви, так и за ее пределами; о половом общении таковые думают не больше, чем гетеросексуалы. Хотя некоторые и «таскаются» по разным питейным заведениям, выискивая половых партнеров (несмотря на возрастающий страх перед ВИЧ–инфекцией), во много раз большее число таковых являются уважаемыми и часто женатыми (замужними) членами общества. Некоторые не скрывают своих половых устремлений; другие предпочитают держать язык за зубами. Хотя среди гомосексуалистов и встречается много одиноких, неуверенных в себе и уязвимых людей, нельзя считать, что это люди психически нездоровые, социально некомпетентные; и даже более одинокими, чем гетеросексуалы, их не назовешь. Кроме того, никак нельзя делить всех людей на класс гомосексуалистов и класс гетеросексуалистов. В докладе А. Кинзи предлагается континуум с семью точками. Нулевая точка представляет человека однозначно гетеросексуальной ориентации, третья указывает на срединное положение, а шестая — на человека однозначно гомосексуальной ориентации и действий. Ученые под руководством А. Кинзи полагают, что людей, находящихся в нулевой и шестой позиции этого континуума встречается немного.
Чтобы помогать гомосексуалистам, мы сами должны избавиться от пагубных стереотипов и заблуждений, столь часто искажающих восприятие людей, которые испытывают влечение (обычно непроизвольное) к людям своего пола.
Библия и гомосексуальность
О гомосексуализме в Библии говорится мало. Упоминание о нем встречается лишь в семи текстах, причем каждая ссылка является относительно краткой[949]. Несомненно, гомосексуализм не одобряется, хотя нигде он не объявляется грехом более тяжким, чем другие.
Имеется много книг и статей, написанных христианскими авторами, и они, пытаясь истолковать библейское учение о гомосексуализме, приходят к противоречивым выводам[950]. Похоже, многие авторы начинают с изложения своих представлений о гомосексуальности, а затем приступают к толкованию Священного Писания, используя его для обоснования своей точки зрения. Например, если одни используют Священное Писание с целью поддержать огульное обличение гомосексуалистов[951], то другие ищут оправдание греховному соучастию в гомосексуальном половом общении, утверждая, что это влечение дано Богом[952].
В Ветхом Завете гомосексуальное поведение осуждается, но некоторые доказывают, что это не следует принимать в расчет, так как после смерти Христа за наши грехи закон потерял свою силу, а с ним и осуждение гомосексуализма. Однако и в Новом Завете имеется три ссылки на гомосексуальность, и в двух из них соответствующие греческие термины переводятся как «половые отношения мужчины с мужчиной»[953]. Гомосексуальное поведение в этих новозаветных текстах осуждается наряду с идолослужением, воровством, ложью, убийством и другими грехами.
В Рим. 1:26,27 представлено совершенно четкое, недвусмысленное учение о гомосексуализме. Тем не менее некоторые доказывают, что этот текст осуждает лишь гетеросексуалов, перешедших в разряд гомосексуалистов; однако подобное толкование основывается на двух весьма спорных предположениях о том, что а) люди осознанно, произвольно тянутся к половому общению с лицами своего пола и б) это учение нельзя применять к гомосексуалистам, которые являются таковыми от природы. Другие авторы утверждают, что человек, написавший первую главу Послания к Римлянам, имеет в виду не гомосексуализм, а идолослужение. Несомненно, этот текст осуждает людей, которые поклоняются кому угодно, только не Богу, однако апостол Павел ни в коем случае не говорит здесь, что греховны лишь гомосексуальные оргии во время идолослужения. Более того, он заявляет, что людей, познавших Бога, но не прославивших Его, Он предает всем типам греховных состояний, включая явный гомосексуализм.
Всякий раз, когда гомосексуализм упоминается в Библии, он оценивается отрицательно. Стало быть, по всей видимости, эротические гомосексуальные действия являются грехом. Если явная гомосексуальность есть грех, то как насчет гомосексуальных помыслов и чувств? Что сказать о лицах, предающихся сексуальному фантазированию и подверженных импульсам, изначально гомосексуальным, но скрываемым? Как быть с людьми, включая христиан, которые ведут внешне нормальный образ жизни, удовлетворены гетеросексуальным супружеством, но одержимы неотступными гомосексуальными влечениями, которые, угрожая их маскулинности или феминности, способны выйти из–под контроля и стать явными для других?
Священное Писание не осуждает гомосексуальных влечений, чувств и желаний; если же некто — все равно, гетеро–или гомосексуал — постоянно размышляет и фантазирует о половом общении, то помыслы его превращаются в похоть, а похоть, несомненно, является грехом. Христианин должен быть готов к искушениям, поскольку даже Иисус был искушаем[954], но Библия не лишает человека надежды. Священное Писание указывает, что избежать похотливых помыслов и греховных искушений всякого рода, включая и гомосексуальные, можно[955].