Душепопечение и межличностные отношения
Пророк Исайя описал некогда пророческую картину будущего, когда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их[803]. До тех же пор нам предстоит жить в атмосфере межличностной напряженности, выраженной в определенной степени. Социальный конфликт неизбежен в мире, где люди живут в нищете, с ограниченными средствами, не имеют свободного выбора и не могут не зависеть друг от друга. Согласно высказыванию одного ученого из университета в Мичигане[804], мы призваны не допускать эскалации конфликта между народами и отдельными лицами, чтобы удержаться от губительных межличностных конфликтов и международных войн.
Чтобы ладить с людьми, надо развивать такие черты характера, как самосознание, благожелательность, заботливость, чуткость и долготерпение. Понятие «добрые межличностные отношения» включает и навыки, такие, например, как умение слушать, общаться и постигать. Эти действенные межличностные навыки не появляются по мановению волшебной палочки. Им учатся, часто при содействии чуткого душепопечителя[805]. Такое содействие может осуществляться в различных сферах.
1. Начните с основ. В литературе по психологическому консультированию о любви говорится мало, а вот в Новом Завете любовь господствует. Именно любовь побудила Бога послать Своего Сына в мир умереть за погибающих в грехе. Именно любовь названа «большей» из всех качеств и настолько жизненно важной для христианства, что является характерной чертой верующих[806].
Одна из целей душепопечения — помочь подопечному стать более любящим. В каждой ситуации душепопечение начинают с того, что подопечного выслушивают и пытаются исследовать его проблему, но при этом душепопечитель также проявляет к нему христианскую любовь и временами говорит с ним об этой любви. Здесь нужно определить, является ли ваш подопечный верующим. Подчеркните, что полное повиновение Христу способно изменить социальные установки человека, а через это и его отношения с ближними. Мы не имеем в виду, что межличностные проблемы исчезают автоматически, если человек полностью повинуется Христу. Не менее важно и обретение навыков, однако навыки межличностного общения более действенны, если человек, практикующий эти навыки, исполнен духа любви, долготерпения, воздержания и других плодов Духа.
Восприимчивый, тонко чувствующий христианский душепопечитель видит в основе межличностной напряженности руку сатаны. Конечно, сатанинская сила не уступит техническим приемам душепопечителя, если он, сторона помогающая, не станет всякий день укрепляться могуществом Господа, предаваться вождению Святого Духа, исследовать Слово Божье и непрестанно молиться «о всех святых», включая и подопечных[807].
2. Внутренние перемены.Поскольку межличностные конфликты часто происходят из–за специфических качеств, установок и грубых действий человека, весьма важно бывает изменить его личностные свойства. Часто подопечные и не подозревают о том, как их манеры и поведение создают или усиливают межличностную напряженность. Иногда подопечный очень четко видит недостатки ближних, но не спешит увидеть собственные пороки[808]. Поэтому бывает полезно с кротостью указать ему на его внутренние недостатки и поведение, обреченное на провал в силу этих внутренних недостатков. Старайтесь приводить конкретные примеры, чтобы подтвердить свои высказывания, и побуждайте своего подопечного анализировать их. Иногда можно попросить его рассказать о своей внутренней силе и слабости одному или двум ближним (по ходу доверительной беседы), самому себе (во время самоанализа) и особенно откровенно — Богу (в покаянной молитве).
Внутренние перемены иногда наступают в тот момент, когда человек рассказывает о себе и открывается по крайней мере одному ближнему, перед которым он ответственен; но излишнего усердия в этом деле проявлять не следует. Мы не призываем подопечных говорить о приватных подробностях своей жизни с первым встречным или принародно. Тем не менее, когда подопечные делятся с одним–двумя ближними, включая душепопечителя, внутренняя напряженность снимается, и зачастую они лучше начинают понимать себя. Большее понимание самого себя часто ведет к переменам в поведении, что, в свою очередь, содействуют более ровным отношениям с ближними. Лучшее самопознание означает большую свободу, необходимую для того, чтобы увидеть потребности ближних и начать созидать межличностные отношения.
Христианский душепопечитель знает, что самые существенные и устойчивые перемены в людях происходят с помощью Бога. Последовательно развивающиеся и укрепляющиеся отношения с Иисусом Христом помогают подопечным и душепопечителям разрушить барьеры между людьми, избавляют от горечи и жестокости, которые разделяют людей, и способствуют созданию мира и единства[809].
3. Подражание добрым отношениям. Некоторые подопечные лично не познали взаимного уважения и добрых отношений с другими людьми. Вот почему взаимодействие душепопечителя и подопечного должно быть образцом заботы, уважения и подлинного взаимодействия. Подражание такому образцу настолько значимо, что многие душепопечители видят в заботливом, любящем отношении к подопечным основу эффективного душепопечения[810].
Эти образцовые отношения иногда включают разные мнения и обсуждение острых вопросов, но при этом, надо подчеркнуть, душепопечитель должен постоянно ободрять подопечных. В процессе душепопечения спорят и обсуждают неприятные темы обычно только в начале построения новых отношений. А потом люди, благодарные душепопечителю за постоянное ободрение, лучше работают над своими проблемами, а затем и сами ободряют других[811].
4. Уроки разрешения конфликтов. Согласно Дейвиду Аугсбургеру, конфликт — явление естественное, нормальное, нейтральное, а иногда даже приятное. «Конфликты могут приводить к болезненным или катастрофическим последствиям, но не обязательно… Нас должны беспокоить не сами по себе конфликты, а то, как мы справляемся с ними… То, с каких позиций мы рассматриваем их, как пытаемся разрешать, как преодолеваем свои затруднения, в значительной мере определяет весь наш образ жизни»[812]. Аугсбургер прибавляет, что людям можно помочь разрешать конфликты в честном состязании. Подобные состязания могут вести те, кто хочет относиться друг к другу с уважением и противостоять друг другу в истине, которая проявляется в любви.
Попросите подопечных описать конкретные актуальные разногласия. Какова их содержательная сторона, кто участники и как был разрешен этот конфликт? В чем разница между конфликтами, успешно преодоленными, и теми, что не поддаются разрешению? Можно ли разобраться в особенностях стиля конфликтного поведения? Ответив на эти и другие, подобные им, вопросы, вы и ваш подопечный можете приступать к выработке альтернативных задач, примирению разногласий и поиску подходов к разрешению конфликтной ситуации.
1) Выяснение целей. Конфликтующие стороны часто ставят перед собой одни и те же цели, несмотря на различия в других отношениях. Например, профессорско–преподавательский состав университета в целом стремится давать студентам более качественное образование, но вступает во внутренний конфликт в отношении того, как достичь этого в рамках программы. Муж и жена могут желать установить добрые супружеские отношения, но конфликтуют из–за конкретных аспектов образа жизни, распределения финансов или воспитания детей. Обе стороны могут желать разрешить конфликт приемлемым, благоприятным для обеих сторон образом, склоняясь к развитию существующих отношений для упрочения будущей коммуникации.
Работая с этими людьми, старайтесь удержать их от спора относительно тех или иных позиций. В теории обсуждение позиций происходит всякий раз, когда каждая из сторон склоняется к своей точке зрения и отстаивает ее в попытках достичь приемлемого решения. Однако на деле стороны, скорее всего, будут твердо держаться своей позиции, упорствовать в ней и спорить. В итоге люди часто выходят из себя, начинают рассматривать соглашение как проявление слабости; сдвигов при этом не происходит и компромисс запаздывает, но даже когда стороны приходят к какому–то решению, в глубине души у людей часто остается затаенный гнев[813]. Во избежание этого участникам дискуссии следует предложить разобраться в том, чего в действительности каждой из сторон хочется и не ставят ли они перед собой одинаковых целей. Если цели аналогичны, разрешить конфликт проще.
Однако чаще конфликтующие стороны ставят перед собой различные цели. Если жене хочется устранить супружеские неурядицы, а муж намерен разводиться, чтобы жениться на новой подруге, разрешить этот конфликт бывает труднее. Разговоры на такие темы, как финансы, образ жизни или диаметрально противоположные точки зрения на религию, не смогут примирить конфликтующие стороны, как и в том случае, когда не совпадают конечные цели мужа и жены.
По ходу душепопечения не упускайте из виду, что большинство конфликтов касается, с одной стороны, внешних проявлений (насущных проблем), с другой — внутренних (отношений). Например, отец и дочь–подросток по–разному оценивают достоинства нового друга девушки. Обсуждается именно этот спорный вопрос, но за этим спором может стоять более насущный вопрос о взаимоотношениях, а именно, у кого в семье больше власти: у отца или дочери. Цели этих людей можно рассмотреть либо как насущную проблему, требующую своего решения (согласовать мнения относительно друга дочери), либо как отношения в семье (утвердить и сохранить власть над ближним). Различия между внешним и внутренним распознаются не всегда, о них редко заявляют в открытую; вот почему душепопечителю следует наблюдать за действиями и социальными установками сторон в попытке определить, внутренними или внешними насущными проблемами являются декларируемые цели.
Когда цели определены и осознаны, задачи претворения их в жизнь, их постижения и видоизменения облегчаются. Иногда в начале душепопечения конфликтующим сторонам стоит напомнить об их общих целях. Потом можно переходить к обсуждению разногласий.
2) Урегулирование разногласий. В беседе с учениками Иисус в общих чертах наметил процедуру восстановления отношений между христианами[814]. Эти правила не годятся в отношении неверующих, так как предназначены только для последователей Христа. Во время душепопечения верующих христианский душепопечитель должен побуждать подопечных следовать этим руководящим правилам.
Шаг 1: проявите инициативу и придите к человеку, который обидел вас. В Новом Завете подразумевается, что это следует сделать лично и с глазу на глаз. Решившись на этот шаг, человеку лучше отправиться к своему обидчику с готовностью проявить уступчивость, смирение, желание выслушать и простить его[815].
Шаг 2: призовите нескольких свидетелей. Если человек не послушает вас лично и не изменится, посетите его повторно с одним или двумя свидетелями. Эти люди обязаны услышать, оценить, установить факты, чтобы постараться рассудить и разрешить спор.
Шаг 3: сообщите об этом церкви. Если тот человек, которого посещали, все еще не желает слушать, изменяться и сотрудничать в разрешении спора, он может быть отлучен от церкви.
Не старомодно ли все это звучит? Церкви в наше время, похоже, предпочитают не замечать грехов своих членов, так что некоторые христиане в шутку сравнивают ситуацию в церкви с ближним боем. Мало кто в наш век станет волноваться по поводу отлучения. В одном недавнем судебном деле член церкви привлек к ответу все собрание за то, что был предупрежден об отлучении. В иске говорилось, что руководители церкви разоблачили образ жизни истца (женщины) и вмешались в ее личную (частную) жизнь, оповестив собрание о ее безнравственном поведении.
Непросто следовать библейским правилам межличностных отношений, чтобы прощать семьдесят раз по семь; ударившему по щеке подставлять другую; воздавать добром за зло; молиться за преследующих нас. Все эти и другие правила трудно проводить в жизнь в современной культуре[816]. Тем не менее верующий обязан стремиться следовать библейским правилам, даже когда исполнять их трудно. Подопечным и душепопечителям нужно сообща и всесторонне обсуждать, что сделал бы Иисус сегодня, оказавшись душепопечителем вашего подопечного[817].
а) Библейские правила межличностных отношений.
Верующий должен:
• Быть сострадательным, добрым и любящим (Гал. 5:22; Еф. 4:32; Кол. 3:12,14; 1 Пет. 3:8; 4:8; 1 Ин. 3:11).
• Быть кротким, милосердным и тактичным (Гал. 5:23; Еф. 4:2; Кол. 3:12; 4:6; 1 Тим. 3:3; Тит. 1:8; 3:2; 1 Пет. 3:4).
• Быть смиренным, мягким, сдержанным (Мф. 5:3—5; Ин. 13:34; Еф.4:2; Кол. 3:12; 1 Пет. 3:8; 5:5).
• Быть великодушным и доброхотно дающим (Мф. 5:42; 10:42; 25:35,36, 42,43; Мк. 12:41–44; Рим. 12:8, 13; 1 Пет. 4:9; 1 Ин. 3:17).
• Быть гостеприимным без недовольства (Рим. 12:13; Евр. 13:2; 1 Пет. 4:9; 1 Тим. 3:2).
• Быть воздержанным и умеренным (Гал. 5:23; 1 Тим. 3:2; Тит. 1:8; 2:1, 5,6; 1 Пет. 5:8; 2 Пет. 1:6).
• Быть склонным к милости, даже незаслуженной (Мф. 5:7; 18:33; Лк. 6:36; Рим. 12:8; Иак. 2:13; 3:17).
• Быть миротворцем, ищущим мира со всеми (Мф. 5:4; Рим. 12:18; Гал. 5:22; 1 Фес. 5:13; 1 Пет. 3:8; 2 Пет. 3:14; Иак. 3:17).
• Быть терпеливым, даже когда огорчают (1 Кор. 13:4,5,7; Гал. 5:22; Еф. 4:2; Кол. 3:12; 1 Фес. 5:14; 2 Тим. 2:24).
• Быть довольным, не жаждать владений, счастья и отношений, если их нет (2 Кор. 12:10; Флп. 4:11; 1 Тим. 6:6–8; Евр. 13:5).
• Быть сильным, стойким и непоколебимым в вере (Мф. 14:29–31; 1 Кор. 15:58; Иак. 1:6–8).
• Повиноваться друг другу (Еф. 5:21; 1 Пет. 2:13,18; 3:1; 5:5).
• Прощать, причем неоднократно (Мф. 6:14; 18:21,22; Кол. 3:13).
• Постоянно ободрять и укреплять других (Еф. 4:29; 6:22; 1 Фес. 4:18; 5:11, 14; Евр. 3:13; 10:25).
• Быть правдивым, говорить истину в любви (2 Тим. 2:15; 1 Пет. 2:15; 3:15,16; Еф. 4:15; 2 Кор. 6:7).
• Всегда молиться за тех, кто порождает наши проблемы (Мф. 5:44; Лк. 6:28).
Верующий не должен:
• Быть гордым и самонадеянным (Рим. 12:16; 1 Кор. 13:4;2Тим. 3:1,2,4; Иуд. 16).
• Сердиться и раздражаться (Мф. 5:22; Гал. 5:20, 23; Кол. 3:8; 1 Тим. 3:2; Тит. 1:7; Иак. 1:19,20).
• Быть эгоистичным, настаивать на своем, потакать своим желаниям (Ин. 3:14,16; Рим. 12:10; 15:1–3; 1 Кор. 10:33; Флп. 2:3; 2 Пет. 2:3; Иуд. 12).
• Обижать ближних (1 Кор. 10:32; 2 Кор. 6:3).
• Клясться, проклинать и браниться (Мф. 5:22; 12:36; Кол. 3:8; Иак. 5:12).
• Судить и говорить об ошибках других (Мф. 7:1–5; Л к. 6:37; Флп. 4:8; Иуд. 16).
• Сводить счеты с кем–либо, воздавать злом за зло (Рим. 12:17–20; 1 Фес. 5:15; 1 Пет. 3:9).
• Сплетничать (2 Кор. 12:20; 1 Тим. 6:20; 2 Тим. 2:16. 23; Тит. 3:9).
• Жаловаться и ворчать (Ин. 6:43; 1 Кор. 10:10; 1 Пет. 4:9; Иак. 5:9; Иуд. 16).
• Спорить, придираться, проявлять агрессию и упрямиться (2 Тим. 2:24; Тит. 3:2; 1 Тим. 3:3).
• Клеветать и злословить (2 Кор. 12:20; Еф. 4:31; Кол. 3:8; 2 Тим. 3:3; Тит. 3:2; 2 Пет 3:3; Иуд. 18).
3) Разрешение конфликтов. Когда отдельные лица, группы людей или страны находятся в конфликтной ситуации, им приходится выбирать из следующих четырех направлений дальнейшего развития ситуации: можно избегать конфликтов, удерживать их на достигнутом уровне, усугублять или ослаблять. Как мы убедились выше, люди не всегда желают ослабления конфликтов, и иногда конфликтующие стороны выбирают различные направления. Один из супругов, к примеру, не хочет справляться с конфликтом в надежде на то, что все решится само собой, если какое–то время делать вид, что конфликта просто не существует. Другой будет стремиться к эскалации конфликта, возможно, в попытке захватить власть или сделать конфликт всеобщим достоянием.
Зачастую разрешение конфликта вынуждает душепопечителя идти на переговоры и выступать в роли посредника. Однако, быть может, не всегда мудро давать вовлечь себя в личные конфликты других людей, даже в том случае, когда вас к этому призывают. Вас будут склонять примкнуть к той или другой стороне, требовать быстрых и продуманных решений и заставят нести ответственность. Если вы, как душепопечитель, даете себя вовлечь в конфликт, то старайтесь:
• Проявлять уважение к обеим сторонам конфликта.
• Придерживаться нейтральной позиции.
• Утешать людей и вселять в них надежду, если основание для этого, по вашему мнению, имеется.
• Поощрять открытую коммуникацию и взаимное выслушивание.
• Сосредоточить усилия на том, что можно изменить.
• Предотвращать эскалацию конфликта (поскольку это может прервать коммуникацию).
• Часто обобщать конфликтную ситуацию и позиции сторон.
• Помочь подопечным найти дополнительную помощь, если ваше посредничество оказывается неэффективным.
По мнению группы посредников[818], разрешение конфликта происходит с большей вероятностью в том случае, когда применяют четырехступенчатый метод.
Ступень 1: разделите людей и проблемы. Это значит стараться обращаться друг с другом уважительно, не употребляя никаких защитных заявлений, брани и поношений, избегая переходить на суждения о личности, и сосредоточить внимание на решении проблемных ситуаций. Каждая из сторон обязана стремиться к пониманию восприятия, страхов, неуверенности и желаний противной стороны. Конфликтующие стороны должны считать себя партнерами, занятыми в полном согласии трудным поиском справедливого, выгодного для всех соглашения.
Ступень 2: сосредоточьтесь на проблеме, а не на позиции. Рассмотрим простой пример: дочь девятнадцати лет объявляет отцу о намерении купить мотоцикл, что вызывает у отца немедленную отрицательную реакцию. Перед нами две противоречивых позиции, которые могут осложниться серьезным семейным конфликтом: дочь утверждает, что ей нужен мотоцикл, а отец против. Однако после анализа ситуации выяснилось, что подлинная проблема заключалась в том, что дочь нуждалась в надежном и недорогом транспортном средстве. После того как проблема, представляющая взаимный интерес, была установлена и отец с дочерью, каждый сам по себе, стали думать над этой проблемой, стараясь относиться ко всему непредвзято, они изучили разные подходы и достигли компромисса (небольшой автомобиль, на приобретение которого отец помог с деньгами). Конфликт был разрешен потому, что отец и дочь сосредоточили усилия на подлинной проблеме — транспортном средстве, и не ушли в глухую защиту непоколебимых позиций.
Ступень 3: обдумайте различные подходы, которые могут решить проблему. Сначала никакой оценки этим подходам не давайте и не приходите к единственному решению. В коллективном обсуждении проблемы при полной свободе выдвижения проектов решения, в том числе иррациональных, каждая сторона может высказать несколько идей. И только после того, как будет выдвинуто достаточное число творческих и, возможно, новых альтернативных идей, можно переходить к оценке каждой из них.
Ступень 4: не отступайте от объективных критериев. Вероятность эскалации конфликта уменьшается, когда обе стороны заранее решают придерживаться принципа объективности. Если обе стороны соглашаются решать спор по результатам подбрасывания монеты, обоснованному постановлению судьи или оценкой стороннего наблюдателя, то окончательное решение не может быть одинаково удовлетворительным для обеих сторон, но каждая из них согласится с этим решением, ибо оно было определено объективным, справедливым и взаимоприемлемым методом.
Иногда приходится дробить большие проблемы на меньшие, и каждую из них решать в отдельности, поочередно. Душепопечитель пытается понять обе стороны и остаться беспристрастным; однако, столкнувшись с небиблейским решением проблемы (хотя конфликтующие стороны на основании этого решения, быть может, и готовы прийти к согласию), он оспаривает решения, если они не соответствуют библейским учениям[819].
5. Обучение коммуникативным навыкам. Неодобрение (когда человек неблагожелательно, обидно, придирчиво высказывается о другом) «вызвало больше несчастий, расстроило больше браков, убило больше детей, лишило мужества больше людей и тормозило прогресс больше, чем любое другое оружие». Таково мнение опытного христианского душепопечителя с сорокалетним стажем в своей области. Недавно он писал, что основная трудность его подопечных состоит в неспособности справиться с неодобрением. Неодобрение, продолжает этот душепопечитель, рассматривает твои ошибки, а затем с цинизмом и сарказмом привлекает к ним внимание других людей[820].
Люди, совершающие вербальную агрессию (это временами касается всех), употребляют слова, способные ранить и внести разлад. Некоторые люди отзываются о других недоброжелательно потому, что никогда не учились эффективной коммуникации, не умеют истинно любить и обсуждать проблемы честно и уважительно. Каждому из нас следует периодически напоминать себе о правилах эффективной коммуникации. Некоторые из них приводятся ниже. Если эти правила соблюдать последовательно, то коммуникация и межличностные отношения будут ровными, споры будут вестись честно, губительная критика исчезнет и конфликты будут решаться положительным образом.
Однако многие люди так никогда и не пытаются узнать правила коммуникации; а если знают, то никогда не соблюдают их или забывают о них в жарких спорах, отбрасывая их за ненадобностью. На христианском душепопечителе лежит ответственность: а) выучить эти и подобные правила; б) практиковать их в собственной жизни; в) демонстрировать их в беседе с подопечными; г) делиться ими с подопечными; д) обсуждать их применение в ситуации межличностных отношений подопечных.
Ознакомьтесь с правилами коммуникации*[821]:
1. Помните, что действия говорят больше слов; невербальная коммуникация обычно мощнее словесной. Избегайте передачи двойственных сообщений, в которых вербальные и невербальные компоненты передают нечто противоречивое.
2. Определите в своем сообщении самое важное и выделяйте его; определите самое неважное и преуменьшайте его роль или вообще пренебрегайте этим. Избегайте критики.
3. Общайтесь, демонстрируя уважение к человеческому достоинству ближнего. Избегайте утверждений, которые начинаются со слов: «Вы никогда…»
4. Высказывайтесь в процессе общения понятно и конкретно. Избегайте туманных выражений.
5. Будьте реалистичным и рассудительным в своих заявлениях. Избегайте преувеличений и фраз, начинающихся со слов: «Вы всегда…»
6. Проверяйте все свои исходные положения на точность. Не действуйте, пока не сделаете этого.
7. Признавайте, что каждое дело можно рассматривать с разных точек зрения. Не предполагайте, что другие люди должны думать так же, как вы.
8. Признайте, что члены вашей семьи и близкие друзья хорошо знают вас и ваше поведение. Не отвергайте их наблюдений в отношении себя, особенно в том случае, когда вы не уверены в своих выводах.
9. Признайте, что разногласие может быть существенной формой коммуникации. Уходите от губительных споров.
10. Будьте честны и не скрывайте ваших чувств и мнений. Поднимайте все значимые проблемы, даже если вы боитесь, что это потревожит кого–то. Говорите истину в любви. Избегайте угрюмого молчания.
11. Не подавляйте и/или не манипулируйте ближним с помощью таких стратегий, как, например, высмеивание, брань, попытки прервать, переменить тему разговора, порицание, сарказм, критика, обида, возбуждение чувства вины и так далее. Не добивайтесь преимуществ, ставя соперника в невыгодное положение.
12. Больше думайте о том, как ваша коммуникация в реальности действует на ближних, а не о том, как вам хотелось бы. Не огорчайтесь, если вас понимают неправильно.
13. Принимайте все чувства и пытайтесь понять ближних, их реальные чувства и действия. Не употребляйте фраз типа «И думать не смейте…»
14. Будьте тактичным, деликатным и учтивым. Избегайте злоупотреблять чувствами ближних.
15. Спрашивайте и прислушивайтесь к ответам ближних. Избегайте читать нотации и лекции.
16. Не ищите оправданий. Не попадайтесь на удочку, когда оправдания ищут другие.
17. Разговаривайте любезно, вежливо и мягко. Избегайте криков или нытья.
18. Признайте ценность юмора и серьезности. Избегайте губительных домогательств.
Рассмотрим, к примеру, первое правило: помните, что действия говорят больше слов; невербальная коммуникация обычно мощнее словесной. Избегайте передачи двойственных сообщений, в которых вербальные и невербальные компоненты передают нечто противоречивое. Попросите своего подопечного обдумать последнюю конкретную конфликтную ситуацию. Передавал ли кто–нибудь двойственные сообщения? Как можно было избежать этого тогда (и в будущем)? Как душепопечитель обращайте внимание на двойственные сообщения своего подопечного и указывайте на них. В качестве домашнего задания подопечный мог бы заняться исключением двойственных сообщений в своей повседневной коммуникации. Обсудите, насколько успешным было его домашнее задание, на последующих сеансах душепопечения.
Способность общаться эффективно и без разногласий — это навык. Как и всеми навыками, этим овладевают постепенно; навык появляется в результате практики. Обретение навыка начинается с ознакомления с правилами коммуникации, приведенными выше, но подлинная коммуникация включает не только технические умения. Реальная коммуникация, то есть коммуникация, которая ослабляет межличностную напряженность и ведет к построению добрых отношений, происходит, лишь когда имеется истинная готовность уважать, принимать, понимать и любить ближних. Важные сами по себе, коммуникативные навыки ничего не стоят без доброй воли и искренности участников общения[822].
6. Изменение окружающей обстановки. Поскольку факторы среды могут усугублять межличностную напряженность, душепопечителям и их подопечным следует пытаться изменять условия среды, порождающие такую напряженность. Там, где возможно, обсуждайте вопросы разрешения конфликтных ситуаций в тихом, удобном месте, где не слишком тесно и шумно. Некоторым нравится обсуждать свои дела в ресторане за чашкой кофе. Если в ресторане не включают громкой музыки, за соседними столиками нет отвлекающих посетителей, любителей подслушивать и нет аляповатых украшений, то это место может стать безопасным и умиротворяющим. В процессе душепопечения нельзя упускать из виду воздействие окружающей обстановки.
Место обсуждения конфликтов может быть обстоятельством не столь важным, как условия окружающей обстановки, в которой живут люди. Нелегко уменьшить шум, производимый соседями, ликвидировать нищету и справиться с насилием на улицах, оптимизировать производственные условия, создавать более благоприятную домашнюю обстановку или избавиться от других объективных неудобств. Вот почему душепопечителю полагается думать не только о процессе душепопечения. Ему приходится заниматься устранением факторов (социальных и окружающей среды), которые приводят к межличностной напряженности и эскалации конфликтов. Каждый душепопечитель должен принимать определенные решения в меру возможностей.