Душепопечение и проблемы воспитания детей
Занимаясь проблемами детского возраста, христианские душепопечители могут действовать в трех сферах: душепопечение детей, душепопечение родителей и направление на консультацию. В каждом отдельном случае можно действовать в одном, двух или всех трех сферах.
1. Душепопечение детей.Детям (особенно в раннем детстве), в отличие от взрослых, часто недостает вербальных навыков или самосознания, чтобы выражать свои чувства и фрустрации. В связи с этим детские душепопечители чаще обследуют детей в домашних условиях, просят их составить рассказ или наблюдают, как дети играют в семью, в куклы, рисуют и лепят. Специалисты по проблемам детства используют эти методики (наряду с психологическими тестами) для установления контакта с детьми, для прямого наблюдения за ними и выявления их проблем, а также оказания им помощи.
Это не значит, что беседы с детьми всегда бесполезны. Дети спонтанны в поведении и временами говорят о своих трудностях и беспокойствах в открытую. Иногда полезно спросить детей, от чего они бывают счастливы или несчастливы, что пугает их, что самое смешное или самое печальное они могли бы припомнить, о чем бы они подумали, если бы их попросили загадать три желания; можно задать и другие аналогичные вопросы, если есть возможность получить на них ответ.
Хотя цели детского душепопечения зависят в основном от выявленных и сформулированных проблем, тем не менее, душепопечители часто в разных ситуациях стремятся уменьшить выраженность иррациональных страхов и справиться с поведением, вызывающим беспокойство, разрешить конфликты, развить способность выражать свои чувства словами, улучшить межличностные отношения в семье и школе и выработать учебные навыки. Душепопечение может включать наставление, игровую терапию, отработку навыков, проявление сердечного и почтительного отношения, поощрение или порицание. Для достижения цели большинство душепопечителей могут использовать самые разнообразные методы[519].
Детские душепопечители должны помнить о том очевидном, но так часто упускаемом из виду обстоятельстве, что дети — это люди. У них есть свои чувства, свои потребности и свои слабые места. Иногда дети пытаются манипулировать взрослыми[520], но с благодарностью реагируют на любовь, решительность и настойчивость. Взрослые должны относиться к детям с душевной чуткостью, сочувствием, теплом, вниманием и уважением, так, чтобы не оскорблять их и не выражать самодовольного превосходства. Также следует помнить, что душепопечение детей почти всегда проходит совместно с душепопечением родителей.
2. Душепопечение родителей. Иногда христианский душепопечитель сначала сталкивается с «проблемным» ребенком, а потом контактирует с родителями. Однако чаще родители обращаются за помощью к душепопечителю, а детей консультируют позднее, иногда в их присутствии. При душепопечении детей очень важно увидеться с родителями, поскольку несговорчивые или неинформированные родители могут нарушить процесс детского душепопечения. Иногда детям больше пользы от эффективной помощи всему семейству[521].
1) Основные вопросы. Есть несколько общих правил работы с родителями, которые можно использовать независимо от конкретной проблемы.
а) Правильно оценивать позицию родителей. Воспитание детей может огорчать, однако, несмотря на неудачи и ошибки, надо исходить из того, что большинство родителей действительно желают преуспеть в деле воспитания. Следовательно, не имеет смысла обвинять, критиковать и унижать родителей, душепопечением которых вы занимаетесь. Постарайтесь отговорить родителей обвинять друг друга в проблемах ребенка. Попытайтесь встать на позицию родителей и выразить желание работать с ними, чтобы они смогли помочь своим детям.
б) Использовать различные подходы. Одни родители нуждаются в большей информированности или более ясном понимании ситуации. Другим может понадобиться совет, предупреждение, поддержка, ободрение и/или конкретные предложения по работе с проблемами. Некоторые родители хорошо знают, что им следует делать, им только нужен человек (душепопечитель), который подтолкнул бы их в нужном направлении, а затем поддержал. Иногда возникает необходимость борьбы с родительскими мифами (например, убеждение, что «в обществе взрослых дети должны молчать», «все подростки непокорны», «воспитывать труднее мальчиков»). Проблему можно решить проще, если не браться за все сразу, а заниматься отдельными вопросами по порядку. И только после соответствующего выслушивания и наблюдения в течение некоторого времени душепопечитель может решать, какие методики подойдут в том или ином случае.
в) Тонко чувствовать потребности родителей. Многие родители не верят в собственные силы, чувствуют сомнение, соперничество (с детьми или с другим родителем в отношении эмоциональной привязанности детей), ревность, страх потерять детей или желание управлять семьей авторитарно. Если эти потребности сильно выражены или не находят удовлетворения, напряженность в семье возрастает. Подобные потребности в процессе душепопечения надо выявлять, обсуждать и по–иному освещать[522].
г) Осознавать семейную динамику. Системы семейной психотерапии стали чрезвычайно популярны; при этом уделяется внимание всем, а не только отдельным членам семейства. Считается, что всякий раз, когда у ребенка (или взрослого) возникает проблема, нарушаются в определенном смысле функции всей семьи, в связи с чем в лечении нуждаются уже все. В качестве простого примера возьмем ребенка, который нарушает дисциплину и пропускает школу, когда его мать уходит на работу. Индивидуальное душепопечение такого ребенка может принести пользу, но было бы лучше, наверное, включить всю семью в дискуссию о том, как приспособиться к работе матери дома и на службе[523]. В процессе детского душепопечения старайтесь всякий раз узнать об особенностях семейной ситуации, которая может порождать или усложнять детские проблемы.
г) Показывать образец исполнения родительской роли. Душепопечитель не должен относиться к родителям как к детям, вместе с тем он должен демонстрировать соответствующие (родительские) навыки общения, проявлять готовность понимать, а иногда и проявлять учтивую твердость. Разговор душепопечителя с детьми в присутствии родителей должен быть образцом уважительного отношения друг к другу и взаимодействия взрослого с ребенком.
д) Осознавать, что могут обойтись и без вас. Одной из многих целей душепопечения является содействие развитию зрелых отношений между членами семьи. Душепопечитель обязан способствовать развитию подобных отношений в семье. Но в конце концов на каком–то этапе процесс душепопечения приходит к концу. Чтобы достичь этого, один психиатр предлагает использовать два диаметрально противоположных метода[524]. Советуя родителям делать то, что ребенку явно не понравится, например, быть строже и не уступать требованиям ребенка, сделайте это в присутствии детей. Взяв тем самым вину на себя, вы поможете родителям почувствовать себя менее виновными и подвигнете их на выполнение своих рекомендаций. И наоборот, побуждая родителей сделать то, что ребенку нравится, например, снять определенные ограничения или проводить больше времени вместе, говорите об этом в отсутствие детей. Это позволит родителям поставить подобные перемены в заслугу себе и, соответственно, избавит их от порицания со стороны детей, когда они (родители) забудут или отвергнут советы душепопечителя.
Кто–то сказал, что мудрый родитель для ребенка — главный душепопечитель. Если это так, то было бы весьма мудро помочь детям, научив родителей помогать своим сыновьям и дочерям. Это учение известно под названием филиальной терапии. Душепопечитель регулярно встречается с родителями как консультант, чтобы проводить в жизнь правила, описанные в этой главе. Это работает лучше, если хотя бы один из родителей сравнительно хорошо адаптирован, а дети не страдают от того или иного внутреннего конфликта.
2) Богословские вопросы. О семье в Библии говорится несколько меньше, чем о церкви. Как считает Джин А. Гец, дело в том, что «в Новом Завете понятие „христианский дом" выступает почти как синоним Церкви… Что написано в отношении Церкви, написано в отношении отдельной семьи…
Воистину семья — это Церковь в миниатюре» [525]. Вопросы, имеющие отношение к Церкви (благовестие, христианское образование, нравственное наставление и сострадание, помощь молодым людям в познании смысла жизни и смерти), родители также должны решать в процессе воспитания детей. От родителей, терпящих неудачу в этих сферах, следует не только потребовать сделать свои семьи более чуткими к присутствию Иисуса Христа и Святого Духа, но и помочь. Христианский душепопечитель должен поднимать и обсуждать подобные богословские и нравственные вопросы. В этом заключается важнейший аспект проводимого с мудростью христианского душепопечения родителей и детей.
3) Психологические вопросы. Душепопечение родителей обычно связано с решением различных психологических вопросов.
Во–первых, часто имеется потребность в понимании. Родители лучше понимают детей, когда воспринимают семью и окружающий мир глазами ребенка. Им следует напоминать, что у детей есть свои чувства и потребности в любви, похвале, наказании и вере в Бога; дети хотят чувствовать себя в безопасности, осознавать свою значимость и знать, что их принимают. Это дает возможность обсуждать конкретные конфликты и недоразумения. Что происходит? Отчего? Как лучше всего совладать с той или иной конкретной ситуацией? Не забывайте, что в понимании нуждаются и родители.
Иногда родителям предлагают книги, которые помогают им понять детское поведение. Обычно читатели склонны воспринимать и запоминать лишь то, что угодно им самим, поэтому благоразумнее было бы обсуждать эти книги с родителями и в случае необходимости исправлять неверное понимание[526].
Во–вторых, надо помогать семьям устанавливать нормальные взаимоотношения. Принципы добрых межличностных отношений (которые мы обсудим в главе 16) приложимы и к семье; о них можно говорить, их можно демонстрировать и практиковать на сеансах душепопечения. Если родители хотят эффективно общаться с детьми, им надо показать добрые отношения между собой, как мужем и женой[527]. В семье должно быть установлено время для общения; это может происходить, например, за обедом. Дети должны знать, что их мнения, жалобы и переживания интересны родителям, а родители должны быть готовы выслушивать их. Родители также могут говорить о своих мыслях, переживаниях, фрустрациях и мечтах. В отношении содержания семейных бесед не может быть каких–то ограничений, каждый имеет право на уважительное отношение к себе, каждый может высказываться по существу, не читая нотаций. Высказываться могут все члены семьи, и каждый при этом имеет право на собственное мнение. Иногда семейный совет может вырабатывать свои определенные правила, например, «нельзя прерывать выступающего, если он соблюдает регламент». Если по ходу семейного собеседования возникают вопросы, на них следует давать честные и полные ответы. На все это уходит время, и все это трудно проводить в жизнь.
Вместе с тем обучение этим навыкам общения составляет важную часть душепопечения.
В–третьих, организация поведения. Это касается многих родителей. Все в основном знают, что наказание может обуздать нежелательное поведение и внушить определенное уважение к властям. Вместе с тем наказание теряет свою эффективность, если повторяется слишком часто, и редко приводит к стабильным переменам. Более эффективно поощрять желаемое поведение и не поощрять нежелательного. Если, например, не обращать внимания на нытье и приступы раздражения детей, все это обычно исчезает само собой. И, наоборот, такие «мелочи», как слова одобрения, игрушки в спальне (для младших детей), сказка на ночь и другое, могут помочь ребенку правильно вести себя. Родителей можно научить использовать методы поощрения тотчас после желательного поведения. С помощью душепопечителя родители вырабатывают план действий. Затем они предпринимают конкретные шаги, необходимые для претворения этого плана в жизнь и подкрепляют всякий поведенческий акт, помогающий вести ребенка к поставленной цели. Обучать родителей такому планированию могут иногда и душепопечители, в общем мало знакомые с этими принципами; однако в чрезвычайных обстоятельствах лучше обратиться к специалисту.
По всей видимости, подобные поведенческие принципы работают лучше, если семья стабильна и уровень взаимодействия родителей и детей достаточно высок. Согласно одному из последних научных исследований, традиционное индивидуальное душепопечение малоэффективно. Более эффективны программы обучения родителей тому, как взаимодействовать с детьми, как и когда подавать положительное подкрепление (например, похвалу и объятия), как поступать в случае нежелательного поведения и как действенно наставлять детей[528].
Значительная часть вашего душепопечения будет посвящена обучению родителей тому, как стать опытными и мудрыми воспитателями. Родителей зачастую огорчает, что их дети не имеют навыков общения (например, вежливости), не умеют грамотно говорить, лишены спортивных талантов, не обрели успешных учебных навыков или не поднимают разбросанные на полу вещи. Быть может, иногда родителей стоит ободрять немного в шутливой форме[529]. Можно помочь родителям понять, что многое из того, что беспокоит их, случается со всеми детьми, и, как всякая «детская болезнь», это со временем тоже проходит. Отметьте, что родители могут принести детям больше пользы, если перестанут осуждать, постараются не придираться к ним, а станут поощрять желательное поведение, иногда немного и опуская планку родительских ожиданий.
4) Особые проблемы. Родителей часто волнуют такие специфические проблемы, как аутизм, ночное недержание мочи, заикание, школьные фобии, агрессивное поведение, кошмары, сильные страхи и реакции на такие травматические события, как авария, смерть и госпитализация. Многие из этих проблем преходящи и зачастую свидетельствуют о повышенной тревожности. Например, страхи, возникшие днем, и перевозбуждение от чтения книг и просмотра телевизионных передач перед сном могут привести к ночным кошмарам и устрашающим сновидениям. Страх перед госпитализацией и страх смерти часто проявляются в момент смерти бабушки, дедушки или других людей, имеющих для детей значение. За этими страхами стоит беспокойство по поводу неведомого и чувство неуверенности в ситуации неприятия. Ночное недержание мочи и заикание могут указывать на то, что ребенок ощущает определенное давление со стороны родителей и других ближних, причем это давление иногда нарастает, если энурез и заикание не проходят. Родители должны утешать, ободрять и поддерживать детей; и в этом душепопечитель должен помогать им. Обсуждать детские страхи лучше всего в семье, открыто, а фильмы и рассказы, которые перевозбуждают детей, приводя к повышенной тревожности, следует избегать. Нередко полезно предложить родителям обсудить затруднения, связанные с воспитанием детей, с другими родителями, у которых есть положительный опыт решения подобных неприятных проблем. Если ни одно из этих простых действий не облегчает симптомов, душепопечители могут обратиться к соответствующим пособиям, где эти специальные детские проблемы анализируются глубже[530].
5) Вопрос душевно нездоровых родителей. Иногда детей к душепопечителю приводят родители, которые сами нуждаются в помощи, но стесняются сказать об этом. Однако чаще бывает так, что родители не осознают собственных проблем, хотя душепопечителю становится ясно, что симптомы у их ребенка в основном порождены проблемами родителей. Когда таким родителям помогают справиться с причинами, порождающими у них нервозность и неуверенность, в результате и у детей нередко наступает спонтанное улучшение. Душепопечитель не должен навязывать душепопечение родителям, не желающим того, но всякий раз, когда на прием приводят детей, важно проявлять настороженность в отношении родительских проблем, многим из которых можно посвятить время по ходу обсуждения детских проблем. Например, родителя спрашивают: «Как бы вы могли поступить иначе, чтобы разрешить эту проблему?» Начав с этого, переходят к разговору о родительских фрустрациях, страхах и действиях.
Иногда выясняется, что собственные заботы и печали столь сильно расстраивают или заботят родителей, что они не могут эффективно удовлетворять потребности своих детей. Речь идет, например, или о лицах, жестоко обращающихся с детьми, или о социально некомпетентных людях, или родителях, страдающих алкоголизмом. Душепопечитель должен решать задачу обеспечения стабильности и прочности отношений между такими родителями и их детьми, помогая справиться с напряженностью в семье и конфликтами. Эту задачу решать трудно; здесь душепопечителю потребуется опыт, гибкость и особый талант «долготерпения, который поможет ему терпеть бесконечное повторение мелочных обид, пустых забот, навязчивые вопросы, взаимные упреки супругов, неявку в назначенное время (без предупреждений), долгие телефонные разговоры, неожиданные исчезновения в терапевтической ситуации и неотступные просьбы о помощи среди дня и ночи»[531]. Подобных родителей душепопечение часто пугает, они боятся перемен или думают, что их детей заберут от них (ради их, детей, безопасности). Таким образом, наблюдается как отрицание проблем, так и нежелание или неспособность сотрудничать с душепопечителем. Душепопечитель в такой ситуации должен быть гибким и иногда по необходимости обращаться за помощью к узким специалистам[532].
3. Направление на консультацию. Детское душепопечение — это отдельное служение в рамках помощи людям. Христианский душепопечитель, который большей частью работает со взрослыми, может направить детей и их родителей, особенно психически нездоровых родителей, на консультацию к душепопечителям, имеющим высокую квалификацию или опыт в работе с детьми и семьями и лучшие познания в области общей психопатологии.