Последствия проблем с воспитанием детей
Быть может, именно в воскресной школе вы впервые услышали о мальчике Самуиле, будущем ветхозаветном пророке, получившем весть от Бога о священнике по имени Илий. Илий «знал, как сыновья его нечествуют, и не обуздывал их». В результате Бог объявил, что осудит дом Илия в наказание за грех его сыновей и за то, что он, как отец, не справился с мятежными действиями собственных детей[513]. Вскоре Илий и его сыновья умерли, и место Илия занял Самуил. Но и сыновья Самуила заставили смутиться отца. Они не ходили Божьими путями, и «уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно», несмотря на то что были поставлены судьями. Библия не уточняет, пренебрегал Самуил родительским долгом или нет, но говорит, что его дети отвернулись от Бога и вели себя недостойно. Возникающие у родителей проблемы с детьми воздействуют и на одних, и на других, а у детей временами приводят и к патологическим последствиям.
1. Последствия у родителей. Заставить детей «сделаться» другими трудно, как бы того ни желали родители. Отцы и матери часто полагают, что проблемы детства являются памятником их родительской некомпетентности. Это иногда приводит к фрустрации, конфликтам между супругами, гневу в отношении детей, чувству вины, страху перед будущим, а иногда — к отчаянным попыткам удержаться «на коне» и снова овладеть ситуацией[514]. Временами родители стараются защитить ребенка, но часто это делается с досадой на то, что молодого человека надо защищать и охранять. Встречаются также родители (напоминающие Илия), которые не хотят или, возможно, бессильны предпринять что–то в ухудшающейся ситуации, занимая вынужденную позицию стороннего наблюдателя.
2. Последствия у детей. Когда у родителей возникают проблемы с детьми, дети иногда действуют как родители. При этом может наблюдаться гнев, вражда в отношении родителей и других членов семьи, чувство вины и страх. Дети, в отличие от взрослых, не могут выражать словами своих переживаний и трудностей, поэтому они часто прибегают к невербальным средствам. Приступы раздражения, восстание на родителей, псевдодостижения (особенно в школе), преступность, драки, легкомыслие, беспричинный и долгий плач, пустое времяпрепровождение и другое вызывающе–агрессивное поведение — все это и есть «вопли» о помощи, выражаемые невербально: «Обратите на меня внимание. Мне тоже больно!» Конечно, подобное поведение редко осознается и не всегда, надо полагать, оно говорит о той или иной детской обиде. Вместе с тем, отсутствие подобного поведения не означает, что у ребенка нет никаких проблем. Ведь при этом дети могут испытывать страх самовыражения. Они могут пытаться отвергнуть действительность или записать себя в неудачники. Так засеваются семена неполноценности и низкой самооценки, хотя в цветок они превратятся много позднее.
3. Патологические последствия. Иногда у детей развиваются более серьезные патологические отклонения, указывающие на то, что у них есть проблемы, причем некоторые из них (не все) косвенно свидетельствуют о существовании семейных проблем. Даже в том случае, когда у родителей с детьми установились добрые отношения, детские патологические отклонения ведут к повышенной напряженности в семье, в связи с чем часто бывает необходимо душепопечение.
1) Психосоматические расстройства. К психосоматическим расстройствам относят астму, язвы, ночное недержание мочи и головные боли. Каждое из этих расстройств может возникнуть в силу соматических причин или психологической реакции на серьезный стресс, строгую дисциплину, разочарования, кончину членов семьи или порабощающее отношение матери к ребенку. Детей с психосоматическими расстройствами следует направлять к врачу, но часто и душепопечение может принести пользу родителям и детям и помочь более успешно совладать со стрессом.
2) Расстройства развития. Иногда развитие речевых, двигательных, социальных, мыслительных и других способностей у детей замедляется из–за семейных забот и печалей, частых переездов и других стрессов. В конечном счете большинство детей приходят в норму, но даже временные расстройства развития могут вылиться в общесемейную проблему.
3) Психоневротические расстройства. Конфликты, которые удерживают внутри, агрессивные и сексуальные импульсы, которые отрицают или подавляют, по всей видимости, нарушают ход нормальной психической деятельности. Тревожность, иррациональные страхи, депрессивные реакции, расстройства сна, нарушения питания и компульсивное поведение могут свидетельствовать о том, что нечто препятствует нормальному развитию ребенка в этом возрастном периоде.
4) Личностные расстройства. Иногда ребенок не осознает своего конфликта или тревожности[515], но у него формируются такие личностные черты, как легкая возбудимость, выраженная заторможенность, замкнутость, повышенная независимость и подозрительность. Все это может указывать на то, что у ребенка имеется внутренний конфликт.
5) Социопатические и делинквентные расстройства. Дети, которых угнетает среда, временами реагируют на это приступами раздражения, антиобщественными поступками, а иногда — импульсивным поведением агрессивного или сексуального характера[516]. Здесь личность реагирует на фрустрацию, нападая на окружающих, часто не раскаиваясь впоследствии и не желая изменяться. Последствия подобной агрессии и необходимость перевоспитывать «агрессоров» обременяет общество, включая и родителей.
6) Детские депрессии. В последние годы депрессии детского возраста стали более заметным и, по всей видимости, более частым явлением[517]. Помимо проявлений печали и глубокого разочарования, депрессивные дети нередко уходят в себя, отказываются есть, проявляют равнодушие, безразличие, апатию, предъявляют жалобы соматического характера, а иногда выходят из–под контроля, бывают угрюмы, агрессивны и бездеятельны. Отдельные вышеуказанные симптомы могут периодически появляться у всех детей, однако переход этих симптомов в затяжные расстройства указывает на существование более тяжелых конфликтов, принявших скрытую форму. Частота самоубийств, посредством которых отдельные дети, страдающие депрессией, пытаются уйти от решения своих проблем, по всей видимости, нарастает[518].
7) Психотические расстройства. Речь идет о достаточно тяжелых нарушениях в поведении, которые нуждаются в психиатрическом лечении. Как и у взрослых с патологией эмоциональной сферы, у детей с психотическими расстройствами наблюдается странное, причудливое поведение, ярко выраженный страх, стремление к одиночеству, снижение волевого контроля, иррациональное мышление и так далее. Иногда уже в младенческом возрасте проявляется ранний детский аутизм; это состояние хорошо исследовано, оно характеризуется ярко выраженным стремлением к одиночеству, эмоциональной вялостью, повторением действий и болезненной привязанностью к неодушевленным вещам (например, к стулу), а не к людям.
8) Патология головного мозга и умственное отставание. Патология головного мозга может проявляться в замедлении физического развития, в неспособности к обучению и нарушениях памяти. Хотя подобная патология и умственное отставание редко возникают вследствие неправильного воспитания детей, эти состояния сильно действуют на родителей, которые часто с трудом привыкают к мысли, что они должны воспитывать умственно неполноценного ребенка.
9) Гиперактивность. При этом широко распространенном состоянии наблюдаются возбудимость, ограниченный объем внимания, стремление к разрушительным действиям, нарушения сна, выраженная импульсивность, избыток энергии. Гиперактивность зачастую вызывается психологическими причинами, но в последнее время все больше указывают на роль в происхождении или усугублении этого состояния минимальной мозговой дисфункции, дисфункции центральной нервной системы, аллергии, эндокринного и диетического дисбаланса и других соматических факторов. Хотя самым важным в лечении этого состоянии является медицинский уход, сеансы душепопечения родителей и детей способствуют адаптации к этому состоянию.
10) Неспособность к обучению. Эти расстройства широко распространены и не всегда являются результатом сниженного интеллекта или плохой школьной подготовки. Иногда такие расстройства возникают вследствие нарушений слухового и зрительного восприятия, некоторых речевых проблем, недостаточного развития учебных навыков, а также детских страхов и стресса. Сверстники часто высмеивают отстающих в учебе детей, родители их порицают, учителя же на них давят — все это подрывает самооценку ребенка и усугубляет имеющиеся проблемы. Длительные, существующие годами расстройства у этих детей без существенного улучшения могут проявляться в школьных неудачах, прогулах, самообвинении, детской преступности и в последующей (в период взрослости) безответственности и в трудностях на производстве.
То или иное из вышеперечисленных десяти патологических состояний, естественно, тревожит родителей и вредно отражается на развитии ребенка. Эти состояния обычно курируют врачи, психологи, педагоги и другие специалисты, прошедшие специальную подготовку. Если христианский душепопечитель не является специалистом в этих областях, ему следует обращаться за профессиональной консультацией или направлять ребенка и родителей к специалисту по расстройствам развития.