Причины проблем в воспитании детей

Многим поколениям студентов–психологов доводилось слышать об одном диком мальчике, которого обнаружили в лесах близ Аверона, Франция, в конце XIX в. Этот ребенок вел себя как животное и, похоже, в течение многих лет не общался с людьми. Терпеливо и непреклонно психолог по имени Итард пытался (в основном, напрасно) перевоспитать этого мальчика.

Если бы Итард жил в наше время, ему, возможно, не удалось бы добиться больших успехов в перевоспитании этого мальчика, но в его распоряжении было бы значительно больше данных, помогающих понять, отчего у детей и родителей, которые воспитывают их, возникают проблемы. Сложные подходы к развитию ребенка и психопатологические исследования показывают, что происходит в процессе формирования личности детей и почему при этом возникают проблемы. Специалисты исследуют основные факторы разнообразных проблем, таких, например, как умственное отставание, детская депрессия, ряд расстройств: речевая патология, открытое неповиновение, насилие, детская шизофрения и трудности, с которыми сталкиваются многие дети в процессе приспособления к частым переездам, разводу родителей, госпитализации, усыновлению и другим стрессам раннего возраста[497]. Хотя некоторые могут усомниться в тезисе о том, что за последние двадцать лет мы узнали о младенческом и детском возрасте больше, чем за предшествующие двести[498], большинство, однако, согласится, что чем больше начинаешь разбираться в этих проблемах, тем более сложными они кажутся.

Иногда дети и родители не находят согласия даже в том, что называть проблемой. Например, родитель видит источник семейного стресса в непослушании, между тем как ребенок не считает это проблемой. То, что не составляет проблемы в одном возрасте (например, ночное недержание мочи в раннем детстве), может стать большой проблемой с переходом в отрочество. Иногда соседи или представители школьной администрации указывают на проблему ребенка, а родители этого не принимают. Несмотря на подобные разногласия, в дискуссиях о причинах проблем воспитания детей часто повторяется несколько тем.

1. Пренебрежениеили злоупотребление духовным. Учебники по психологии почти ничего не говорят о духовных основаниях психического развития ребенка, хотя именно это считается самым важным у библейских авторов[499]. Например, в Пс. 77:1–8 сказано, что дети должны получать духовное наставление, чтобы поверить в Бога, запомнить Его верность и не стать непокорными, буйными или мятежными. Нам не известно ни одного академического исследования, посвященного сравнительному анализу поведения детей, имевших религиозное воспитание, и детей, не имевших такового. Однако Священное Писание ясно учит, что библейское образование оказывает на детей благотворное влияние, а отсутствие его, несомненно, пагубно сказывается на молодых душах. Одинаково пагубно, конечно, и суровое систематическое внушение молодым умам религиозности в расчете на некритическое восприятие, когда Бога представляют жестоким и скучным педантом, в то время как молодые люди в этом возрастном периоде не могут сами ставить вопросы и делать выводы.

2. Отсутствие стабильности в семье.Когда родители не справляются со стрессами или не уживаются друг с другом, дети испытывают тревогу, вину и гнев. Они тревожатся, поскольку стабильность семьи находится под угрозой, ощущают вину, поскольку подозревают, что именно они являются причиной ссор, и сердятся, потому что с ними не считаются, а иногда (мать и отец) манипулируют ими. Временами у них появляется страх быть брошенными, в прямом и переносном смысле. Чтобы избежать забот и печалей, а нередко и для того, чтобы выразить гнев, тысячи молодых людей в этом возрасте убегают из семьи в стремлении обрести безопасность где–то еще. Для описания детей, ставших жертвами семейных неурядиц, некоторые молодежные душепопечители пользуются термином «заброшенные дети»[500].

Нестабильность в семье может привести к целому ряду детских поведенческих проблем. На семейные проблемы указывают прогулы в школе, ссоры с другими детьми и незначительные преступления. Это одновременно и детские «вопли» о помощи. На более серьезном уровне исследователи обнаружили, что дети, совершающие умышленные поджоги, зачастую происходят из семей, где есть конфликты, нарушено общение, а родители психически нездоровы[501]. Хотя многие дети выживают в условиях семейного стресса и становятся нормальными и здравомыслящими взрослыми[502], верно и то, что в нестабильных семьях дети чаще всего приобретают эмоциональную и поведенческую неустойчивость.

3. Неправильное психологическое обращение с детьми.Тема жестокого обращения с детьми, сопровождающегося физическим насилием (мы обсудим это более полно в главе 20), оказалась в последнее время в центре внимания публики и специалистов. При этом ушли в тень действия родителей, которые никогда не наносят детям серьезных физических травм, но обращаются с ними психологически неправильно. Когда детей отвергают явно или скрыто, придираются к ним или чрезмерно критикуют, неразумно наказывают (или вообще не наказывают), противоречиво дисциплинируют, постоянно унижают, показывают приступообразную любовь (или вообще не показывают) и периодически угрожают оставить, у них часто возникают личностные расстройства или неадекватное поведение, которые отражаются и на родителях. Специалисты по психическому развитию детей предупреждают о пагубных последствиях родительского воспитания по типу гиперпротекции, вседозволенности, излишней строгости и придирчивости, которые могут порождать у детей тревогу и чувство неуверенности в себе и заставляют их чувствовать свою уязвимость.

Не следует полагать, что дурное психологическое обращение всегда преднамеренно. Многих родителей поведение детей приводит в замешательство и даже потрясает, отчего они перестают воспринимать их потребности и не знают как правильно реагировать на происходящее. Некоторые бывают нетерпеливы и нетерпимы по существу к нормальному поведению активных детей. Эти родители нуждаются в ободрении и душепопечении с целью профилактики психологически неправильного обращения с детьми и его пагубных последствий[503].

4. Неудовлетворенные потребности. Психологи не всегда единодушны при перечислении основных человеческих потребностей. И все же потребность в безопасности, позитивном внимании, разумном порядке и поддержке упоминаются в большинстве перечней[504], причем некоторые душепопечители отмечают, что у детей с физическими и умственными недостатками и у детей одаренных имеются особые потребности, которые выделяют их среди сверстников[505]. Важнейшей из всех остается потребность в любви. Когда дети лишены любви и когда их остальные потребности также не находят удовлетворения, возникают препятствия к росту и развитию, а зачастую возникают и проблемы.

5. Соматические факторы. Многим поколениям родителей и педиатров было известно о том, что хронические болезни, госпитализации и хирургические вмешательства могут повышать уровень детской тревожности и приводить к изменениям в поведении. Степень отклоняющегося поведения зависит от природы заболевания, от того, какие системы организма поражены болезнью, от типа необходимого лечения, реакции родителей и других взрослых, имеющих значение для ребенка, а также способности ребенка к совладанию со стрессом. Стресс, связанный с наличием серьезной болезни, часто приводит к сильному беспокойству, тревоге, негативному восприятию, аутизму, негодованию на родителей, страху и другим психологическим реакциям[506]. Справиться с болезнью бывает трудно всем, но труднее всего это удается детям.

Чтобы рассмотреть, каким образом соматические влияния порождают проблемы в воспитании детей, разберем два примера.

1) Умственная отсталость. При умственной отсталости, согласно достаточно формальному определению Американской ассоциации по исследованию проблем умственной отсталости, «общее интеллектуальное развитие не достигает среднего уровня и сопровождается нарушением адаптивного поведения, что выявляется в период формирования психики». У большинства больных с умственной отсталостью отмечается легкая задержка умственного развития, при этом они не выказывают очевидных признаков интеллектуального дефекта, могут обучаться и впоследствии выполнять простую работу. О более серьезной форме задержки умственного развития, синдроме Дауна, известно лучше, в основном, очевидно, из–за своеобразного внешнего облика этих больных.

Умственная отсталость возникает в силу целого ряда причин. Патологическое развитие многих детей связано с тем, что они живут в окружающей среде, лишенной важнейших качеств, где стимуляции, необходимой для нормальной жизнедеятельности организма, так мало, что развитие головного мозга замедляется, а интеллектуальные функции затормаживаются. Умственное отставание других детей, в том числе и с синдромом Дауна, объясняется действием различных соматических факторов. Причинами умственной отсталости могут быть генетические аномалии, пренатальная патология[507], травмы головы и врожденная патология, детские инфекции, нарушение нервной системы и целый ряд болезней, приобретенных в раннем возрасте[508].

Эти соматические факторы часто приводят к необратимым психопатологическим состояниям, устранить которые душепопечитель не может. Тем не менее родителям, членам семьи и детям с умственной отсталостью всегда можно помочь адаптироваться. Иногда сами родители нуждаются в лучшей адаптации к факту умственной отсталости ребенка, а также в точной информации о том, как воспитывать умственно отсталых детей. Кроме того, душепопечитель может поддерживать, ободрять, информировать и консультировать родителей, которые стремятся справиться с чувством вины и разочарованием.

2) Синдром дефицита внимания. Считается, что половина всех детей, поступающих в психиатрические клиники, страдает расстройством, известным под названием «синдром дефицита внимания» (СДВ)[509]. Симптомы этого психического расстройства часто остаются на всю жизнь, проявляясь, как правило, у детей уже в начальной школе. Трудности концентрации внимания, или невнимательность, патологическая отвлекаемость, импульсивность, нетерпеливость, неспособность расслабиться, повышенная активность, неорганизованность, неустойчивое настроение, неуверенность в себе, трудности в общении со сверстниками, нарушение сна и тревожность — вот симптомы людей, находящихся «в постоянном движении» и чувствующих себя, словно у них «внутри работает моторчик».

Выбившиеся из сил учителя и родители часто призывают больных детей успокоиться и прекратить «суету», но для большинства из них физиологически это просто невозможно. Хотя причины, ведущие к СДВ, сложны, известно, что в основе этого психического нарушения лежат соматические и, по всей видимости, генетические факторы. Согласно одной из теорий, СДВ возникает вследствие нарушений обмена нейромедиаторов головного мозга; во многих случаях отмечаются поразительные перемены в поведении и ослабление явлений гиперактивности, когда в головном мозгу удается снизить концентрацию допамина.

6. Другие факторы.Ранний травматический опыт (например, авария, серьезный пожар в доме или спасение утопающего), неприятие сверстниками, тяжелая болезнь или смерть близких людей (в том числе одного из родителей, брата или сестры) и состояние фрустрации могут послужить причинами проблем в дальнейшей жизни. В результате этих и подобных переживаний у детей формируются неверная самооценка, склонность к риску, страх неудачи или неприятия, постоянная неуверенность в себе и психологическая уязвимость, желчный и бунтарский склад характера.

Все сказанное способно привести в уныние и душепопечителей, и родителей. А можно ли вообще успешно справиться с задачей воспитания детей без каких–то серьезных проблем? Может быть, и в самом деле каждый из нас в свое время был ранен, уязвлен и поражен на пути к зрелости?

Обсуждая эти вопросы, следует помнить о следующих обстоятельствах. Во–первых, известно, что большинство детей развиваются нормально, несмотря на ошибки и неудачи родителей в деле воспитания. Даже в семье жестоких, психически больных или отчаянно бедных родителей многие дети (иногда их называют «непобедимые» или «сверхдети») вырастают чрезвычайно способными[510]. Неблагоприятная семейная обстановка не всегда порождает проблемных детей.

Во–вторых, временами проблемы возникают не по вине родителей. Многие родители начинают обвинять себя, когда их дети восстают на них или сбиваются с пути, между тем как источник этого может быть в другом. Большую роль в этом могут сыграть сверстники, сбивающие друг друга с пути, так что иногда неудачи детей или восстание против родительской власти являются на самом деле попытками утвердить свою независимость. Предположим, родители совершенны (хотя в реальности такого не бывает), но и тогда вполне вероятны проблемы и бунт детей против родителей, поскольку у каждого из них есть свой умственный и волевой потенциал.

Никому не дано превзойти Бога, и тем не менее пророчество Исайи начинается со слов: «Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня»[511]. Неудачи родителей не всегда бывают причинами проблем детского возраста. Постижение этого обстоятельства может ободрить и вместе с тем озадачить родителей проблемных детей[512].

Наши рекомендации