Душепопечение при одиночестве

Имеется масса способов борьбы с одиночеством. Можно включиться в деловую активность, обратиться, когда нужно, к людям, вступить в добровольное общество, найти исполнение желаний во Христе Иисусе, пройти обучение у специалистов и многое другое. Многие средства могут приглушить боль одиночества на некоторое время, но они не могут повлиять на основные причины одиночества и редко приводят к длительным улучшениям[265].

Как более эффективно справляться с проблемой одиночества?

1. Признать наличие этой проблемы.Одиночество воспринимается в нашем обществе достаточно негативно. По мнению многих людей, признать свое одиночество — значит признать себя неудачником, дурным человеком или неспособным общаться с ближними. Однако в этой связи подопечным можно напомнить, что всякий человек бывает одинок время от времени. Если люди чувствуют себя одинокими, первым шагом к исправлению этой ситуации станет признание своего одиночества, осознание, что одиночество — мучительное, болезненное состояние, а затем нужно принять решение бороться с этой проблемой.

2. Разобраться с причинами.Одиночество, как мы видели выше, может порождаться различными причинами. Если их можно определить (во время разговора с подопечным и детального опроса), тогда можно работать не на уровне симптомов, а глубже. Перед сеансами душепопечения вам, быть может, следует освежить в памяти причины одиночества, перечисленные выше в этой главе. Не упуская из памяти этого перечня, душепопечитель может строить тактику расспроса с целью найти возможные причины одиночества подопечного в истории его жизни и в особенностях его мышления.

3. Изменить мысли.Рассуждая о причинах одиночества, старайтесь не упускать из виду того, что кое–что можно изменить (например, негативный образ своего «я» или неверные навыки общения), а кое–что останется неизменным. Одинокой вдове, например, не вернешь мужа, и изменить социальный статус вдовы, неизменно связанный с отчуждением и одиночеством, тоже невозможно.

Однако, несмотря на то что те или иные конкретные обстоятельства подопечных изменить невозможно, им (подопечным) можно помочь изменить отношение к своему одиночеству. Часто в разных ситуациях подопечные начинают жаловаться на судьбу, негативное, пессимистическое мышление и навязчивые мысли о том, что жизнь была сурова, несправедлива к ним. Со всем этим надлежит мягко, но настойчиво работать. Чувство одиночества обязательно уменьшится, если человеку помочь взглянуть на жизнь оптимистически, не меняя тревожных, вызывающих беспокойство личных и общественных перемен.

Один душепопечитель помогает одиноким людям принять «образ жизни, направленный на поддержание связей»[266]. Если люди уклоняются от общения с другими людьми, скрываются за социальными масками, разобщаются друг с другом, состояние одиночества усугубляется. Напротив, работа, творческие занятия, хобби, интерес к жизни и посещение церковных собраний — вот что помогает подопечным общаться с людьми и участвовать в событиях. Подобное общение и контакты могут спасти от одиночества или избавить от эгоцентрических устремлений любого человека.

Напоминания о силе, всевластии и сострадании нашего Бога также могут помочь людям изменить свои установки и относиться к жизни более объективно, даже если кажется, что обстоятельства невозможно изменить. Время от времени также полезно напоминать подопечным, что одиночество редко бывает вечным.

4. Повысить уровень самоуважения.Одиноким людям следует помочь постичь и осознать свои силы, возможности и духовные дарования в той же мере, что и бессилие, немощь и слабость. Мы все почти всю жизнь разговариваем сами с собой (обычно не очень громко), и часто наш внутренний голос убеждает нас в том, что мы непривлекательны, ничего не понимаем и нас никто не любит[267]. Временами мы сравниваем себя с другими людьми, более популярными или результативными, и при этом еще больше убеждаемся в своей неполноценности. В результате у нас формируется сниженная самооценка и остается мало желания и веры на преодоление новых проблем.

Подопечным следует напоминать, что Бог ценит и любит всякого человека[268], что Он может очистить от всякой неправды[269], что каждый из нас имеет способности и дарования, которые можно развить и что все люди немощны, но с этой немощью можно жить, и со всякой немощью можно ужиться. Подопечным можно помочь постичь тот факт, что никто из людей не способен достичь совершенства в своих занятиях, так что нам следует прекратить жаждать невозможного. Вместо этого мы обязаны научиться с Божьей помощью делать лучше в рамках возможного и с теми способностями и дарами, которыми мы наделены.

Проблема самоуважения более детально рассматривается в главе 21. Если проблема подопечного, страдающего от одиночества, в этом, рекомендуется проработать ее на первом этапе борьбы с одиночеством.

5. Вдохновить на преодоление.Даже подопечному с позитивным представлением о самом себе требуется порой большое мужество, чтобы обратиться к ближним. А что если ближние станут порицать нас или отвергнут? А что если они не откликнутся на наши призывы? Все это стесняет и угрожает нашему «я».

Надо полагать, именно здесь душепопечитель должен побудить и поддержать подопечного удовлетворить свои нужды в общении с ближними. Можно постоянно обсуждать с ним вопросы типа «Кого вы могли бы просить об одолжении?», «Каким конкретно образом вы обратитесь к окружающим людям?», «Что вы делали (или не делали) в прошлом, чтобы уклониться от тесного общения с людьми?» Когда подопечный рискнет бороться с этой проблемой, душепопечитель может обсудить с ним, как мероприятия по наведению мостов с окружающими будут исполняться, какие и где в этом смысле возможны неудачи и как их предотвратить.

6. Приобрести навыки общения.Некоторые причины одиночества исправить невозможно, но на отдельные можно воздействовать, поправить их или полностью исправить. Люди, например, могут постепенно отказаться от телевизора, проводить больше времени вместе за семейными делами, пересмотреть образ жизни, связанный с фанатичным трудом и эгоцентрическим отношением, или подключиться к живой церковной практике. Все это может быть связано с обращением к людям, но для некоторых людей это может показаться очень трудным делом, поскольку у них нет навыков социального общения и коммуникации. Часто они относятся к социопатам, это черствые, равнодушные люди; они не знают, как им вести себя в социальных ситуациях.

Душепопечители могут выявлять социальные промахи людей, учить их общению друг с другом и помогать подопечным давать оценку собственным успехам в попытках взаимодействия с ближними. Глава 16 этой книги, в которой обсуждается проблема межличностных отношений, может пригодиться тем душепопечителям, которые работают с одинокими людьми, необученными основным навыкам общения.

7. Удовлетворить духовные потребности.Некогда популярный христианский гимн начинался так: «Разве я могу быть одиноким, если Ты всегда со мной, Иисус?» Смысл этих слов, быть может, таков, что подлинно верующие не имеют особой надобности в человеческом общении, однако, как мы имели возможность убедиться выше, Бог объявил, что люди должны общаться друг с другом, если им не хочется оставаться в одиночестве.

Но не следует думать, что установление межличностных связей является единственным решением проблемы одиночества. Одиночество не исчезнет окончательно до тех пор, пока личность не предстанет пред Иисусом Христом. Он любит каждого из нас безусловно[270], Он умер за нас и дает каждому из нас возможность прийти к Нему через исповедание своих грехов, Он встречает нас с распростертыми объятиями как приемных детей[271]и становится другом, более близким, нежели брат[272]. Его Дух Святой обитает во всяком верующем[273], подкрепляет нас в немощах наших, ходатайствует за нас и все более уподобляет нас Иисусу Христу[274].

Бог есть, и Его присутствие можно чувствовать. Он сообщается с нами через Свое Слово, и вместе с тем услышать Бога ушами нельзя. Бог также нематериален, непостижим, неосязаем; до Него нельзя дотронуться рукой, Его нельзя видеть. И здесь на первый план выступает Его доступное осязанию тело — Церковь. Церковь — это сообщество, которое врачует, содействует, несет любовь, милость и подкрепление. Как член этого сообщества и последователь Иисуса Христа, душепопечитель должен распространять эту любовь и милость, свидетельствовать подопечным о Самом Христе и о поместной церкви, которую Библия называет «Телом Христовым» на земле.

Было бы ошибкой полагать, что верующие никогда не бывают одиноки. В одном исследовании сообщается, что не найдено никакой разницы между одиночеством верующих и неверующих людей[275]. Эти группы, тем не менее, отличались по способу совладания со стрессовой ситуацией. Христиане, особенно те из них, что придерживаются консервативных богословских установок, склонны видеть в своем одиночестве руку Божью и ищут помощь свыше в борьбе с этой проблемой. Для некоторых из них данное обстоятельство становится основанием для пассивности — они молятся и ожидают действий со стороны Бога. Вместе с тем, для большинства верующих вера в Бога, молитва, исследование Библии, превращающие одиночество в более терпимое состояние, становятся дополнительными средствами преодоления стресса[276].

Предупреждение одиночества

Чтобы ослабить одиночество нужно воздействовать на его основные причины, и в этом смысле есть несколько средств.

1. Укрепление поместной церкви.Поместная община должна быть наилучшим средством против одиночества. Людей надлежит ободрять, привлекать к участию в богослужениях и других мероприятиях и к общению с членами церкви. Курсы библейской подготовки или занятия в группах разбора Библии, неформальное общение, выполнение финансируемых общиной работ и общественных проектов, посещение концертов, участие в работе хора — все это дает возможность одиноким людям создавать полноценные связи с другими.

К сожалению, не все члены церкви готовы с распростертыми объятиями принимать новых людей. Некоторые церкви холодны и безразличны. Постоянные прихожане не обращают внимания на новообращенных, не приветствуют посетителей или сбивают гостей с толку вежливым, но равнодушным приветствием с кафедры[277].

Следовательно, чтобы предотвратить одиночество, руководитель церкви должен вовлекать людей в церковную жизнь и призывать членов церкви принимать, любить, прощать, заботиться и привлекать людей к общению. Сегодня, когда многие из нас оторваны от семей, церковь способна заменить семью. Призывайте людей и семьи посещать друг друга. Должна быть предусмотрена осмысленная, приносящая позитивные ощущения деятельность, особенно это касается выходных, когда одинокие люди часто отправляются в бары, вступают в случайные интимные связи и делятся сокровенными переживаниями со случайными попутчиками — все в попытке найти любовь и общение.

2. Борьба со стрессом.В книге об одиночестве, увидевшей свет несколько лет тому назад, Ралф Киз писал, что большинство из нас желает испытать чувство общности с другими, но еще больше мы желаем уединения, удобств и свободы передвижений. К сожалению, эти три ценности более всего препятствуют единству общества[278]. Можно ли рассчитывать на ближних и поддерживать с ними дружеские отношения в наше время, которое дорожит мобильностью, компьютерной технологией, урбанизацией, телевидением, видеомагнитофонами и другими дегуманизирующими средствами влияния? Ответ на этот вопрос, по всей видимости, будет положительным, однако с определенными оговорками. Можно поддерживать воистину тесные, дружеские отношения с несколькими людьми. А при таких отношениях придется жертвовать своим временем и силами для созидания глубоких межличностных отношений в наше время, когда поверхностность и пустота представляются более удобными. Семинары, презентации и сеансы душепопечения можно использовать для оказания помощи людям, которые хотят научиться управлять своим временем и взаимоотношениями так, чтобы предотвратить одиночество.

3. Формирование чувства собственной значимости и компетенции.Одиночество, как мы уже говорили, возникает порой из–за самозащитных установок и реакций людей со сниженной самооценкой, которые не владеют эффективными навыками общения. Если удастся справиться с этими проблемами, то можно будет преодолеть и проблему одиночества. Когда дети и взрослые приобретают навыки общения, способность поддерживать связи с себе подобными и формируют объективные установки, они полноценно общаются друг с другом и тем самым справляются с одиночеством.

Всему этому можно научиться в церквах, школах, у душепопечителей или на семинарах, проповедях, с использованием книг, статей и кассет. Обучение будет проходить успешнее, если его начать и практиковать в домашних условиях. Открытое общение, уважение и забота друг о друге, терпимое отношение к недостаткам ближних, общая работа и отдых, совместное посещение богослужений — вот некоторые средства, которые помогут душепопечителям и членам церкви уменьшить отрицательное воздействие одиночества и предотвратить его появление.

4. Побуждение к духовному росту.Состояние одиночества пропадает и не возобновляется, если человеку помогают строить тесные отношения с Богом и с людьми. Одиночество людей, способных «постичь свои духовные дарования и направить их на цели, которые поставил перед ними Бог, будет поглощено жизнью, исполненной отношениями жертвенной любви. Вместо пустоты жизнь наполнится смыслом»[279]. Итак, содействие людям в духовном росте становится важным способом предотвращения одиночества[280].

Заключительные замечания

Большинство из нас живет в обществе, в котором быстрые перемены и новейшая технология препятствуют сближению людей и стимулируют одиночество. Люди сторонятся друг друга даже в семьях и церквах. Пытаясь установить дружеские отношения и подавить внутреннее ощущение изолированности, многие люди слепо доверяют посторонним (например, партнерам в случайных интимных связях, собутыльникам и попутчикам в транспорте).

Отношения с ближними, исполненные любви и милости, помогают справиться с одиночеством, особенно людям, не страдающим от сниженной самооценки, социальной некомпетентности и неуверенности в себе. Вместе с тем уверенность в себе и общение с людьми не решают окончательно проблемы одиночества. Душепопечители должны говорить людям о необходимости развивать близкие отношения с Богом. Мы должны помочь им установить прочные взаимоотношения, по крайней мере, с несколькими людьми, включая домочадцев, причем в этих взаимоотношениях должны присутствовать взаимная открытость, принятие, уважение и признание уникальности, неповторимости каждого человека.

Библиография

Ellison, Craig W. Saying Good–bye to Loneliness and Finding Intimacy. San Francisco: Harper & Row, 1983♦.

Gordon, Suzanne. Lonely in America. New York: Simon and Schuster, 1976♦.

Natale, Samuel M., ed. Psychotherapy and the Lonely Patient. New York: Haworth Press,

1986.

Peplau, L. A., and D. Perl man, eds. Loneliness: A Sourcebook of Current Theory. Research and Therapy. New York: Wiley–Interscience, 1982.

Tournier, Paul. Escape from Loneliness. Philadelphia: Westminster, 1962♦.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Глава 8.

Депрессия

Силвии тридцать один год. Она впервые обнаружила симптомы депрессии после рождения второго ребенка. Беременность и роды протекали благополучно, и все были в восторге от появления на свет здорового младенца, мальчика.

По возвращении из больницы у Силвии отмечалось ярко выраженное утомление, но она считала, что это последствия беременности, недосыпания в связи с кормлением ребенка и заботой о двух малышах.

Однако месяц проходил за месяцем, а усталость не только не пропадала, но и усугублялась; настроение у Силвии становилось все хуже. Она часто плакала, чувствуя свою несостоятельность, и наконец перестала справляться с обязанностями матери. Муж помогал и поддерживал ее чем мог, но вскоре понял, что Силвия утратила интерес почти ко всему: к друзьям, духовной жизни, новостям, к дому, семье и даже к своей профессии, которая ей очень нравилась до второй беременности. Силвия говорила, что у нее нет сил сходить в церковь, встретиться и поговорить с друзьями, вступить в интимную близость с мужем и даже посетить врача или душепопечителя.

Она пыталась понять, как ей жить дальше, но не находила решения. Время от времени ее посещала мысль о самоубийстве, но стоило ей подумать, как это отразится на ее детях и муже, и она отгоняла эти помыслы. Ей становилось не по себе от мысли, что это вызовет недовольство Бога. Вот почему суицидных попыток она не предпринимала, но все же желала уйти из жизни.

Когда же Силвия в конце концов оказалась на приеме у душепопечителя, она узнала, что депрессия нередко держится в течение длительного времени, а выход из депрессии совершается медленно и постепенно. Семейный врач подтвердил, что медицинских причин для депрессии у нее нет, и после этого началась работа душепопечителя, он помогает ей теперь совладать с внутренними и внешними нагрузками. Но наибольшую помощь оказала поддержка мужа. Он находился рядом с ней все это время, хотя отчаяние, в которое впадала Силвия, было для него гораздо большим испытанием, чем она могла себе представить.

Ванс Хавнер, известный баптистский проповедник, как–то писал, что христианская жизнь протекает в трех уровнях[281]. Первый — это «дни пиковых достижений», когда все идет гладко и мир кажется ярким. Переживания подобного рода бывают временными, поскольку не могут продолжаться вечно. Было бы неразумно считать, как это делают многие люди, что всю жизнь можно прыгать с одного горного пика на другой, словно между ними нет долин или пропастей. Нет, наша жизнь в большей мере состоит из «будней, наполненных повседневными делами, без особых печалей и радостей» (второй уровень). И, наконец, имеется третий уровень, то есть «тяжелые дни», когда мы с трудом «продираемся» через волнение, неверие, отчаяние и уныние. Порой эти дни тянутся месяцами и даже годами, пока нам не станет легче и не появятся первые победы. «Тяжелые дни», длящиеся достаточно долго, — это дни депрессии.

Депрессия (в прошлом ее называли меланхолией) была признана проблемой, представляющей общий интерес, более трехсот лет тому назад. Этот феномен наблюдается у людей всех возрастных периодов (включая и младенцев) и встречается повсюду в мире[282]. Чаще всего депрессия выявляется у подростков и молодых людей. Она портит жизнь приблизительно 30—40 миллионам людей только в Соединенных Штатах Америки[283]. Некоторые из величайших полководцев, государственных мужей, музыкантов, ученых и богословов были жертвами депрессии, ибо она не различает лиц. Депрессия пользуется репутацией «насморка» среди душевных расстройств, ибо считается, что это «самая распространенная, серьезная, требующая многих жертв психическая болезнь, поражающая человечество в наше время»[284]. При определенных обстоятельствах почти каждый из нас испытывал депрессию; иногда она приходит, когда мы меньше всего ожидаем ее появления. Легкие формы депрессивных расстройств протекают в форме «нормальной» печали — реакции на личные поражения, разочарования и другие неблагоприятные ситуации. Более серьезная депрессия набрасывается на свои жертвы, принося отчаяние, страх, ярко выраженное утомление, длительную апатию, отчаяние и жесточайшую скорбь[285].

По всей видимости, нет и двух людей, которые переживали бы это широко распространенное состояние одинаковым образом. Само слово «депрессия» обозначает целый ряд симптомов, которые отличаются по тяжести, частоте, длительности и происхождению. Сигналами депрессии могут быть: 1) печаль, нередко с пессимистическим оттенком и ощущением безнадежности; 2) апатия и вялость, отчего людям бывает трудно что–либо делать и принимать решения; 3) ярко выраженное утомление с ослаблением энергетического потенциала и утратой интереса к работе, половому общению, религии, увлечениям и другим видам деятельности; 4) сниженная самооценка, часто наряду с самокритикой, ощущением вины, никчемности, досады и беспомощности; 5) утрата непосредственности; 6) бессонница и ослабление концентрации внимания; и часто 7) потеря аппетита. При депрессивном расстройстве в форме так называемой замаскированной депрессии[286], у больного отмечаются многие вышеописанные симптомы, но он отрицает чувство печали. Знающий душепопечитель заподозрит наличие депрессии, даже если его подопечный улыбается. Во многих случаях за симптомами депрессии скрывается подавленный, не нашедший иного социально–приемлемого выражения гнев. Согласно одной традиционной теории, этот гнев часто загоняется внутрь и направляется против самого человека.

Депрессивные реакции классифицируются по–разному, в зависимости от употребления терминов, например: реактивные депрессии — против эндогенных, первичные — против вторичных, униполярные — против биполярных. Реактивная депрессия (иногда ее называют экзогенной или невротической) является обычно реакцией на какие–то реальные или воображаемые лишения или травмы, протекает на фоне ярко выраженной тревоги кратковременно и часто проходит сама по себе. Эндогенная депрессия (также называемая автономной, а иногда и психотической), которая, вероятнее всего, возникает спонтанно, по внутренним причинам, и протекает на фоне сильного отчаяния, сопровождаемого порой стремлением к самоубийству, длится долгое время, трудно поддается лечению, и к тому же возможны рецидивы. Первичная депрессия возникает сама по себе, в то время как вторичная депрессия — вследствие применения определенных медикаментов, особенностей питания, а также различных заболеваний, таких, например, как рак, диабет и даже грипп. Униполярная депрессия протекает в форме одногодвух эпизодов первичной депрессии. Реже встречается биполярная депрессия, протекающая в форме маниакальных фаз, перемежающихся с фазами депрессивного поведения. Большинство специалистов проводят различие между всеми этими формами депрессии и печалью (или непатологической подавленностью), более мягким, по обыкновению временным и почти универсальным расстройством настроения, возникающим вследствие поражений, разочарований и других неблагоприятных ситуаций[287].

Все это указывает на то, что депрессия — это широко распространенное состояние, которое вместе с тем трудно определить, трудно с точностью описать и трудно лечить.

Библия и проблема депрессии

Депрессия — это медицинский термин, который в Библии не обсуждается, хотя само по себе депрессивное состояние здесь описывается довольно часто. Например, псалмы 68, 87 и 101 — это песни отчаяния, безысходности, безнадежности, но, заметьте, при этом всегда говорится об уповании на Бога. Давид одновременно печалится и радуется, когда пишет:

Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?

Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего

(Пс. 42:5).

Как известно из Библии, Иов, Моисей, Иона, Петр и даже весь народ Израиля испытывал депрессивные переживания[288]. Пророк Иеремия написал целую книгу — Плач Иеремии. Илия убедился во всемогуществе Божьем на горе Кармил, но когда угрозы Иезавели ввергли его в отчаяние, он отошел в пустыню. Он хотел умереть и, быть может, так и случилось бы, если бы не «лечение», которое Бог назначил ему через ангела[289]. Библия описывает также невыразимые душевные муки, которые перенес Иисус в Гефсимании: «И взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною»[290].

Убедительность этих примеров, как и множества других упоминаний о боли, с которой переживается горе, свойственна Библии. Объективно описанное отчаяние контрастирует здесь с определенной надеждой. Всякий верующий, попавший в трясину депрессии, рано или поздно проходит через это и познает новую и вечную радость. Библия больше внимания уделяет не человеческому отчаянию, а упованию на Бога и уверенности, если не в земной, то в небесной жизни[291]. Молитва Павла за римлян в один прекрасный день будет доступна всем христианам: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою»[292].

Причины депрессии

Причины депрессии могут быть разнообразны. Зачастую отмечается комбинированное действие нескольких причин, и если вам удастся обнаружить и постичь каждую из них, а затем оказать своим подопечным необходимую помощь, то такое душепопечение, по всей видимости, принесет наилучшие результаты.

Работе христианских душепопечителей мешает большое число мифов о депрессии, которые в наше время получили широкое признание и порой даже проповедуются. Например, не соответствуют действительности утверждения, что депрессия всегда является следствием греха или отсутствия веры в Бога; что все формы депрессии возникают по причине жалости к самому себе; что христианин не может впадать в депрессию; что от депрессивных переживаний можно избавиться раз и навсегда с помощью духовных упражнений; что счастье — это выбор; что выражение «христианин в депрессии» содержит в себе явное противоречие[293].

Христиане, подобно всем остальным, впадают в депрессию, причины которой можно объединить в две большие группы: наследственно–биологические и психологически–когнитивные.

1. Наследственно–биологические причины.Часто причиной депрессии выступает биологический фактор. Мы знаем, что недосыпание, гиподинамия, побочное действие фармакологических веществ, соматических болезней и несбалансированное питание могут приводить к развитию депрессии. Тысячи женщин испытывают депрессию ежемесячно, когда у них возникает предменструальный синдром, а некоторые переживают послеродовую депрессию. Другие биологические причины, например, нейрохимические расстройства, опухоли мозга и эндокринная патология, также приводят к возникновению депрессии, хотя развитие депрессии при этом проследить весьма сложно.

Выявлен определенный, хотя и спорный, вклад генетических дефектов в развитие некоторых семейных формы депрессивных расстройств. Здесь затруднительно привести какой–либо пример, поскольку данных, свидетельствующих о четком, неоспоримом вкладе генетических дефектов в происхождение депрессии, пока не выявлено; иногда поступают противоречивые научные данные[294]. Еще одна группа исследователей связывает депрессию с особенностями биохимии мозговых медиаторов, которые часто поддаются действию антидепрессивных лекарств.

Арчибалд Харт выдвинул предположение, что депрессию, развившуюся у Илии после встречи с пророками Ваала[295], можно считать, по всей видимости, примером физиологической «постадреналиновой депрессии», которая нередко проявляется у людей, находившихся накануне на эмоциональном «пике».

Всякий раз, после того как организм расходует повышенное количество адреналина, например, во время повышенных внешних и внутренних нагрузок в случае чрезвычайных происшествий, публичных выступлений или окончания чего–либо к назначенному сроку, адреналовая система постепенно истощается и переходит на другой режим функционирования, когда необходимость в адреналине снижается. Это явление напоминает штиль после шторма (правда, настоящий штиль больше походит на полное отключение тока). Многие из нас переживают такое физиологическое явление, как депрессия. Так организм на своем языке как бы требует отдыха; это состояние отбивает охоту ко всему и требует столько энергии, что вы нуждаетесь в периоде восстановления. Во время отдыха надпочечники и другие важные элементы адреналовой системы восстанавливают свой потенциал. Чем дольше ваш организм находился в условиях повышенной траты адреналина или энергии, тем дольше требуется соответствующий период восстановления… По мере старения запас сил адреналовой системы неуклонно уменьшается, и депрессивные состояния после адреналиновых пиков возникают быстрее[296].

Илия отдыхал и спал до тех пор, пока его адреналовая система не восстановила резервов. Быть может, именно этим путем Господь решил исцелить пророка от постадреналиновой депрессии.

Исследования по генетике и биохимии депрессии проводятся в комплексе и развиваются в быстром темпе. Ученые все еще сомневаются, то ли депрессия приводит к нарушению биохимических процессов мозга, то ли биохимические нарушения в мозгу — к депрессивным нарушениям мышления. Тем не менее один из бывших президентов Американской психиатрической ассоциации предсказывал, что кого–то из исследователей в этой области в недалеком будущем ждет Нобелевская премия[297].

2. Психологически–когнитивные причины.Депрессией, порождающей серьезные проблемы, связанные с психическим здоровьем, страдает примерно от 4 до 9 процентов всего населения, и эти цифры резко возрастают у молодого поколения. Около 25 процентов представителей студенческой молодежи отмечали у себя депрессию хотя бы один раз, а 33 процента отчисленных из высших учебных заведений страдали серьезными формами депрессии уже перед окончанием средней школы[298]. Подобная потрясающая статистика привела к заключению, что в основе возникновения многих форм депрессии лежит действие возрастных, психологических, межличностных, духовных и других неорганических факторов.

1) События или обстоятельства прошлого и семейные причины. Согласно некоторым данным, причиной депрессии в более позднем возрасте могут служить детские переживания человека. Много лет назад иследователь Рене Шпиц опубликовал исследование о детях, которые воспитывались в детских благотворительных учреждениях[299]. Лишенные постоянных теплых отношений со взрослыми людьми, эти дети обнаруживали апатию, слабое физическое здоровье и унылое настроение как проявление депрессии, которая могла у них продолжаться и в более позднем возрасте. Вероятность возникновения депрессии у детей увеличивается, когда родители явно или неявно отвергают их или когда честолюбивые семьи, стремящиеся создать себе общественное положение, устанавливают высокие, нереальные стандарты, соответствовать которым дети неспособны. Если эти стандарты слишком высоки или слишком жестки, поражение почти неизбежно, после чего практически всегда развивается депрессия. Это особенно вероятно, когда один из родителей сам страдает депрессией[300].

Депрессия вероятнее всего разовьется у подростков, конфликтующих с родителями; у детей, испытывающих проблемы из–за разделения с семьями; у людей, живших в нестабильных семьях; у студентов высших учебных заведений, имеющих негативные представления о своих семьях[301]. Эти переживания не всегда приводят к развитию депрессии, но увеличивают риск возникновения тяжелой депрессии в дальнейшем.

2) Стресс и серьезные утраты. Хорошо известно, что жизненные стрессы — внешние и внутренние нагрузки — стимулируют возникновение депрессии, особенно в том случае, когда эти стрессы несут с собой угрозу[302]или порождены теми или иными утратами. К депрессии может привести потеря физических возможностей, работы, положения, здоровья, свободы, успеха, жилья и многого другого, что имеет ценность для человека. То же самое верно и в отношении утраты близких. Развод, смерть или длительная разлука с дорогими тебе людьми переживаются болезненно и признаются событиями, которые приводят к депрессиям и наносят наиболее серьезный вред.

3) Приобретенная беспомощность. Согласно одной теории, депрессия чаще всего развивается у людей в неблагоприятных обстоятельствах, когда они убеждаются в своей частичной или полной беспомощности перед окружающим миром[303]. Легко впасть в депрессию, когда мы раз за разом убеждаемся, что неприятную ситуацию нельзя предотвратить или избежать, сколько ни старайся; что ничего нельзя сделать, чтобы облегчить наши страдания, добиться цели или привести к определенным переменам. В подобных обстоятельствах, бывает, у нас возникает убежденность в беспомощности перед окружающим миром. Вполне вероятно, что это может объяснить некоторые формы депрессии у сломленного горем человека, который не в силах вернуть своего возлюбленного; у студента, неспособного наладить отношения с сокурсниками и преуспевать в учебе; у пожилого человека, бессильного обратить течение времени вспять и вернуть физические возможности. Если у них появляется хотя бы частичный контроль над окружающим миром, тревога может уменьшиться и даже исчезнуть.

4) Когнитивные (познавательные) причины. Умение человека интерпретировать опыт часто определяет его чувства и действия. Такова основная исходная предпосылка когнитивной модели депрессии. Так, например, если у нас отрицательные мысли, мы видим все в жизни с мрачной стороны, придерживаемся пессимистического мировоззрения и не обращаем внимания на положительные стороны, то возникновение депрессии почти неизбежно.

По утверждению психиатра Аарона Бека, люди, впавшие в депрессию, обнаруживают отрицательные мысли в трех областях[304]. Во–первых, у них отмечаются отрицательные представления об окружающем мире и о своем жизненном опыте. Жизнь для них — это непрерывная череда тягостных переживаний, препятствий и поражений в мире, который «катится в преисподнюю». Во–вторых, у многих депрессивных больных имеется негативное представление о себе как о несовершенных, неполноценных, ничего не стоящих людях, неспособных быть счастливыми. Это в свою очередь может порождать самобичевание и жалость к себе. В–третьих, некоторые люди рассматривают отрицательно и будущее. Оно у них безрадостное, неизменно мрачное и безнадежное.

Отрицательные мысли подобного свойства некоторые люди используют, чтобы установить контроль над ближними, воздействуя на них с целью добиться желаемого. Люди, заявляющие: «Я — недобрый», неосознанно стремятся заставить окружающих сказать: «О нет, на самом деле вы — прекрасный человек!» Самообвинение, стало быть, становится средством манипулирования ближними, чтобы добиться от них комплимента в свой адрес. Однако подобные комплименты в действительности никого ни в чем не убеждают, так что отрицательные мысли и депрессия продолжают существовать и развиваться. С другой стороны, имея негативные представления в вышеуказанных трех областях, люди теряют остроту реакции, чувствительность к боли и разочарованиям, связанные с действием отрицательных мыслей, когда они претворяются в жизнь.

5) Гнев. Согласно старой и широко распространенной точке зрения, депрессия возникает в том случае, когда удерживаемые внутри человека гнев, ярость, крайнее раздражение обращаются на него самого[305]. Одни люди (и таковых множество) воспитывались в домах (а иногда учились и в школах), где выражение гнева за счет внешнего, экспрессивного поведения считалось социально неприемлемым. Другие посещают церкви, где гнев считается грехом. Третьи убеждены в том, что нельзя даже просто сердиться, и потому отрицают появление у себя чувства неприязни, когда переживают его. Вдова, например, может гневаться на мужа, который умер, оставив ее «поднимать» детей в одиночестве; но подобный гнев, ярость, крайнее раздражение подобного рода представляются иррациональными и наверняка вызовут чувство вины. В результате этот гнев не воспринимается, отрицается его носителем и сохраняется в глубине души.

Что происходит далее? Гнев, удаленный из сферы нашего сознания, никуда не исчезает и продолжает «тайно» действовать и так или иначе, иным образом, влияет на наше поведение. Нижеследующая схема поясняет этот процесс[306].

Мы испытываем, наверное, наибольший гнев, когда слова или злые дела кого–то из ближних задевают наши чувства. Нам бы следовало вместить э

Наши рекомендации