Предупреждение возникновения тревоги

Флп. 4 можно считать основным библейским учением о предупреждении тревоги и в равной мере — методом христианского душепопечения. Если люди, принимая вашу помощь, радуются, смиряются духом, молятся, думают и действуют, согласно библейскому учению, значит они встали на путь предупреждения и преодоления тревожности.

Исследование воинских контингентов США в период войны во Вьетнаме выявило другие механизмы самозащиты от повышенной тревожности[227]. Во–первых, сообщалось о росте уверенности воинов в себе (способность не спасовать в критической ситуации и не бояться опасностей). Во–вторых, отмечали трудовую и иные виды деятельности «с огоньком», когда расходуется нервная энергия, что отвлекает от ситуации, порождающей повышенную тревожность. Это может стать разумным средством (в ряду других) предотвращения ярко выраженной тревожности, конечно, если человек при этом не превратится в трудоголика и не станет избегать реальных жизненных опасностей. В–третьих, констатировали наличие веры и надежды на командиров, способных справиться с волнением. В–четвертых, свидетельствовали о вере в Бога.

1. Уповай на Бога . Человек, который учится ежедневно общаться с Богом, постепенно осознает правоту известного автора церковных гимнов, который писал: «Не знаю, что сулит грядущее, лишь только знаю, в чьих оно руках». Подобная убежденность приносит великую уверенность, даже когда другие имеют обыкновение тревожиться.

Но бывает и так, что некоторых такая надежда приводит к безрассудному отрицанию реальности, отказу брать на себя ответственность и к стереотипному мышлению, что в конечном итоге мешает человеку приспособиться к меняющимся обстоятельствам. Между тем, Библия поощряет объективную борьбу с проблемами и гибкие схемы решений. Это дает людям возможность расти духовно и приспосабливаться к переменам или опасностям, что ни в коей мере не исключает фундаментальной уверенности в премудрости и власти вседержавного Бога.

2. Учись преодолевать.Умение справляться с причинами тревожности во время ее возникновения, и даже раньше, может предупредить развитие тревоги. Этот процесс включает в себя некоторые элементы, каждый из которых может стать одним из аспектов образа жизни человека:

• Принимать страхи, ощущения беззащитности, неуверенности, сомнений, тревоги по мере их появления.

• Рассказать об этом кому–либо (или рассказывать, если нужно).

• Формировать чувство собственной значимости.

• Признавая, что разлука травмирует, стараться восстанавливать связь с оставленными друзьями и заводить новые знакомства.

• Обращаться за помощью к Богу и ближним для удовлетворения своих потребностей.

• Учиться общаться с большей пользой.

• Изучать принципы и техники расслабления.

• Периодически подвергать переоценке свои приоритеты, цели жизни и распределение времени[228].

3. Давай верную оценку.Всякий раз, оказавшись в угрожающей или потенциально опасной ситуации, большинство из нас обдумывает сложившиеся обстоятельства, чтобы выработать правильную тактику решения проблемы. Этот оценочный процесс, названный «когнитивная оценка», помогает понять, почему два человека в одной и той же ситуации могут повести себя совершенно по–разному. Наша оценка ситуации зависит главным образом от того, как мы ее видим.

Есть указания, что определенные черты личности могут влиять на наше неповторимое, своеобразное восприятие одной и той же ситуации. Одни видят во всем только плохое, ибо склонны смотреть на жизнь мрачно; другие настроены более оптимистично и потому склонны смотреть на жизнь с надеждой. Для профилактики расстройств тревожного ряда можно поощрять людей (особенно тех, кто настроен мрачно) давать верную оценку происходящему; и такая оценка вовсе не обязательно приводит к выводу, что исполнится, скорее всего, неблагоприятный прогноз[229].

4. Окажи помощь ближним.Люди, которые проявляют заботу о ближних и стараются оказать им помощь, гораздо легче преодолевают стрессовые ситуации и справляются с житейскими тревогами[230]. Помощь и желание носить «бремена друг друга»[231]являются, по всей видимости, одними из лучших средств самоконтроля и профилактики тревожности.

Заключительные замечания

По мнению многих душепопечителей, тревожность — это фундаментальный, основной элемент всех психологических проблем; тревожность стоит в одном ряду с большей частью вопросов, рассматриваемых в следующих главах.

Тревога, как сигнал, предупреждает нас о той или иной опасности и побуждает нас принять меры. Если тревога приводит к развитию панических реакций или парализует человека, она вредна. Если же она сталкивает нас с текущими проблемами жизни, призывая преодолевать стрессы с большей эффективностью, это бывает полезным.

В Нагорной проповеди Иисус говорил о преодолении стрессов. Как указывает Христос, Бог знает все наши нужды и тревоги. Если ставить Его на первое место в системе своих приоритетов, можно не тревожиться — наши нужды будут удовлетворены[232]. Эта весть делает христианское душепопечение уникальным.

Библиография

Beck, А. Т., and G. Emery. Anxiety Disorders and Phobias: A Cognitive Perspective. New York: Basic Books. 1985.

Benson, Herbert. Beyond the Relaxation Response. New York: Times Books, 1984♦.

Gittelman, Rachel, ed. Anxiety Disorders in Childhood. New York: Guildord, 1986.

Last, Cynthia G., and Michel Hersen. Handbook of Anxiety Disorders. New York: Pergamon, 1987.

May, Rollo. The Meaning of Anxiety. Rev. ed. New York: Norton, 1977.

Osborne, Cecil. Release from Fear and Anxiety. Waco, Tex.: Word, 1976.

Sheehan, David V. The Anxxiety Disease. New York: Charles Scribner's Sons, 1983♦.

Wilson, R. Reid. Don't Panic: Taking Control of Anxiety Attacks. New York: Harper & Row, 1986♦.

♦ Книги, отмеченные ромбом, рекомендуются для чтения подопечным.

Глава 7.

Одиночество

Доктор N. — способный молодой профессор из университета в Канаде. Она прекрасно «вписалась» в педагогический коллектив, популярна в среде студенческой молодежи и небезызвестна в научных кругах. В прошлом году она была награждена за выдающиеся достижения в своей области, и многие прочат ей успешную карьеру, преподавательскую и научно–исследовательскую.

И только немногие знают, что за живостью характера и разумным поведением N. кроется острое чувство одиночества. Однажды в какой–то журнальной статье она прочла, что у одного из шести человек нет друзей (ни одного!), с которыми можно поговорить по душам, и 40 процентов населения сторонятся ближних и чувствуют себя оторванными от общества. Все это как будто бы д–ра N. никак не касается. Каждый день она окружена людьми, но ни с кем из них не знакома лично, и никто из этих людей не называет ее просто по имени. Ее родители живут далеко отсюда, так что, приходя домой в конце трудного дня, она разговаривает со своим котом и в полном одиночестве читает. Делать ей больше нечего.

Д–ру N. не к лицу искать друзей в барах, а в церкви она так и не приспособилась к окружающим. У всех людей ее церкви, по всей видимости, есть свои друзья, и никто там не умеет общаться с одинокой женщиной, тем более университетским профессором и доктором философии. В прошлом году, зимой, она совершила морской круиз и познакомилась с приличными людьми, но все они живут в разных концах страны и с ними трудно поддерживать тесные дружеские отношения.

Несмотря на высокие профессиональные достижения, д–р N. чувствует себя неудачницей. Внешне это привлекательная, остроумная молодая женщина с приятными манерами. Она знает, что Бог принял и любит ее, но знает и о том, что остро нуждается в обыкновенных дружеских отношениях, — ей нужны люди, с которыми она могла бы отдыхать, оставаясь самой собой. Ее тяготит одиночество. В последнее время она думает уйти в отставку и переехать куда–нибудь в другое место. Но ей известно, однако, что одиночество будет преследовать ее и там.

Недавно д–р N. решила поговорить с душепопечителем. «Мне хотелось бы разобраться в себе — все ли у меня в порядке с головой: вокруг меня масса людей, а я чувствую себя такой одинокой», — начала она.

По всей видимости, у этой дамы нет затаенных эмоциональных проблем. Ей нужно помочь взглянуть на себя глазами другого человека и преодолеть чувство одиночества, которое теперь достигло такой силы, что мешает ей сосредоточиться на работе.

Одиночество неизменно включают в перечень «наиболее распространенных проблем душевного здоровья»[233], называют «всеобщим источником людских страданий»[234], «едва ли не самым неизменным условием существования миллионов» людей, причем невзирая на социальные, расовые и половые различия[235]. Временами каждый из нас ощущает одиночество; тягостная внутренняя пустота может исчезнуть через несколько минут или длиться всю жизнь.

Социолог Роберт Вейс, на основании своего сыгравшего заметную роль исследования одиночества, подсчитал, что около четверти населения Соединенных Штатов Америки то или иное время в течение месяца остро переживает чувство одиночества[236]. Это чувство воздействует на людей всех возрастов, в том числе и на детей с самого раннего возраста, однако многие ученые согласны с тем, что интенсивность переживания одиночества у людей поднимается выше обычного уровня в период юности и резко возрастает, достигая своего пика, в период ранней взрослости межу 18 и 25 годами[237]. Несмотря на то что феномен одиночества встречается в разных культурах, всего более он характеризует общественные системы, подобные нашим, придающим особое значение индивидуализму[238]. Одиноких людей находят во всех профессиональных группах, но имеются указания, что распространенность переживаний одиночества особенно высока среди людей, крайне честолюбивых, действующих по принципу «Всегда вперед!», особенно при восхождении по социальной лестнице (не исключая и анархистски настроенной молодежи)[239]. То же самое можно сказать о лицах, занимающих ведущее положение в той или иной сфере деятельности и часто при этом остающихся в одиночестве, об одержимых, снедаемых работой людях, не имеющих личной жизни, и о душепопечителях, которые приносят в жертву своему служению отношения с близкими. По результатам некоторых наблюдений, пасторы и их жены страдают от одиночества гораздо больше, чем группа рядовых христиан[240].

Одиночество — это мучительное осознание того, что тебе не хватает тесных и содержательных отношений с ближними. За одиночеством стоят чувства внутренней опустошенности, разобщения с людьми и тоски. Даже в окружении людей одинокие часто и в разных ситуациях чувствуют, что их оставили, отвергли, с ними не желают общаться, их не понимают. При этом обычно они испытывают печаль, грусть, уныние, нетерпение и тревогу и вместе с тем — жажду общения хотя бы с одним человеком, которому ты нужен.

Нередко одинокий человек испытывает острое желание обратиться к кому–либо, но чувствует свою несостоятельность и неспособность начать, продолжить или добиться близких отношений[241].

Неудивительно, что многие одинокие люди склонны относиться к себе негативно. Под влиянием сниженной самооценки и ощущения своей никчемности одинокие люди часто думают: «Я никому не нужен, я просто дрянь». Порой бывает ощущение безысходности, отчаяния и острое желание какого угодно общения, лишь бы прекратить мучительную боль вынужденного одиночества. Многие стремятся найти решение этой проблемы в барах, на сеансах групповой психотерапии, в церковных собраниях или в «индустрии одиночества», которая предлагает семинары, службы знакомств, лечение страдающим ожирением, туризм для людей, не состоящих в браке, книги, посвященные самообразованию, и великое множество иных патентованных средств против одиночества. Однако, даже при наличии широкого круга общения, многим одиноким людям так и не удается установить жизненно важных, содержательных отношений с ближними и получать от них эмоциональную поддержку.

Одиночество может быть временным, ситуационно обусловленным, преходящим или хроническим и длительным, долговременным. Продолжительность временного, ситуационно обусловленного одиночества составляет от 5 минут до нескольких месяцев. Обычно такое одиночество возникает вследствие тех или иных событий, например, при расставании с близкими друзьями; кратковременной разлуке с семьей; при недоразумениях или расхождениях во мнениях; разводе или смерти; при отделении молодого поколения от родителей в связи с поступлением в университет или при окончании его и последующем расставании с сокурсниками. Хроническое, долговременное одиночество чаще всего возникает вследствие застенчивости человека, его скромного представления о самом себе; при самоосуждении своего поведения, которое отталкивает окружающих; при попытках претворить в жизнь планы, которые обречены на провал, например: попробовать во что бы то ни стало избавиться от одиночества, стать душой общества или таким же, как один из кумиров.

Чувство одиночества испытывал почти каждый из нас, причем даже в окружении людей. И, наоборот, временами мы бываем в полном одиночестве, но никакого одиночества фактически не чувствуем. Этот факт заставил психологов сделать вывод, что одиночество — это главным образом внутреннее чувство, которое не всегда зависит от наличия или отсутствия окружающих людей. Это внутреннее чувство одиночества приходит в то время, когда мы постигаем свою разобщенность с ближними, неспособность найти друзей или у нас возникают трудности в общении, то есть мы видим, что у нас нет того, что необходимо для установления связей с ними. Часто это чувство разобщенности возникает, когда человек утрачивает связь с Богом; он воспринимает чувством и постигает разумом, что жизнь бессмысленна и бесцельна[242]. Такие люди прежде всего нуждаются в преданных и постоянно развивающихся отношениях с Богом, и лучше всего искать этих отношений в сообществе верующих.

Важно отличать одиночество от уединения. Одиночество приходит, когда нас оставляют без внимания, игнорируют; уединение — это сознательное отстранение от людей. Одиночество охватывает нас и длится против нашей воли и желания, несмотря на все усилия с нашей стороны избавиться от него; уединение может начинаться и завершаться по нашему желанию. Одиночество — это мучительное, истощающее и неприятное состояние; уединение может ободрять, восстанавливать и доставлять удовольствие. С жалобами на одиночество люди обращаются к душепопечителям; об уединении крайне редко упоминают в офисе душепопечителя.

Наши рекомендации