Окружающая обстановка и душепопечение
Вы когда–нибудь пробовали заниматься душепопечением там, где шум, беспорядок, жара, раздоры, распри и смятение? Вам приходилось принимать во внимание внутренние и внешние нагрузки, порожденные подобной обстановкой? Обстановка, в которой живут и работают люди, может частично содействовать возникновению их проблем и подрывать эффективность душепопечения. В некоторых обстоятельствах, чтобы помочь человеку, необходимо сменить обстановку, ведущую к патологическому стрессу[149]. В других же случаях нужно помочь человеку осознать, что ему лучше приспособиться к обстановке. Следующие четыре фактора окружающей обстановки имеют особое значение.
1. Шум.В городах люди подвержены постоянному воздействию шума. Шум производится автотранспортом, самолетами, радио, строительными работами, лающими собаками, болтающими людьми и т. д. Одни звуки (скажем, звуки любимых мелодий) успокаивают и расслабляют, другие вызывают напряжение и раздражение, снижают производительность труда, приводят к нарушению сна и аппетита и даже к импотенции[150]. Люди, живущие в обстановке шума, считают, что нескончаемый шум раздражает, приводит к стрессу и нервным срывам.
2. Скученность.Почти каждый человек обладает своим (не очень большим), так называемым персональным расстоянием между собой и другими людьми. Каждый из нас нуждается в общении с другими, однако если общения бывает слишком много или слишком мало, это может причинять неудобства и пагубно отражаться на нашем здоровье. Нам нравится бывать рядом с людьми, но не нравится, когда их слишком много. Время от времени нас влечет в укромные места, где можно найти покой уединения. Когда такое бегство невозможно (как часто бывает в крупных городах, университетских общежитиях, на судах в открытом море, на многих рабочих местах и на огороженной территории вокруг миссионерских приютов — в некоторых странах), возникает напряженность, люди ощущают себя как в ловушке, между ними проскакивают частые «короткие замыкания»[151].
3. Структура.Архитекторам и художникам по интерьеру уже давно было известно, что форма и цветовое решение комнаты, тип и размещение мебели, разнообразные украшения (к примеру, картины, растения, книги), температура и освещенность являются факторами психологического свойства и не могут не влиять на человека. Архитектура и оформление таинственным образом влияют на производительность труда, межличностные отношения, ощущение и меру удобства и расслабления, которые испытывает человек[152].
4. Погодные условия.Хорошо известно, что погода сильно влияет на поведение человека. Все знают, что в условиях жары и повышенной влажности люди ощущают вялость. Было показано, что погода влияет на частоту самоубийств и аварий, преступность, академическую успеваемость, производительность труда, уровень социальной активности, настроение, субъективные чувства и установки[153]. Когда погодные условия достигают экстремального уровня (скажем, при суховеях, буранах или штормах), это отражается на всех. Для людей, находящихся в условиях хронического стресса, такая погода, сыграв роль «последней капли, переполнившей чашу», может вызвать впоследствии драматические изменения в поведении. Например, в одном крупном городе, когда после снежной бури прекратилось движение, люди вынуждены были остаться дома, а планы их нарушились, резко возросло число семейных скандалов и убийств на бытовой почве.
Факторы окружающей обстановки, о которых говорилось выше, влияют на процесс душепопечения двояко. Во–первых, они порождают внутренние и внешние нагрузки и усложняют процесс душепопечения. В самые напряженные моменты жизни Иисус уходил от шума, скоплений народа и других затруднительных обстоятельств, чтобы побыть наедине с небесным Отцом[154]. Подопечным и душепопечителям время от времени следует поступать таким же образом. Тонко чувствующий душепопечитель всегда внимателен к внутренним и внешним нагрузкам, которые порождает окружающая обстановка, поскольку они осложняют деятельность как душепопечителя, так и подопечного и потому приводят к снижению эффективности их труда.
Во–вторых (и с учетом вышеизложенного это очевидно), большое значение имеет место проведения сеансов душепопечения. Как мы уже рассмотрели выше, не всегда нужно или желательно проводить встречи в офисе. Тем не менее при работе в офисе помните, что удобные стулья, уютная обстановка, чистота, теплые цвета (бежевый, коричневый, желтый, красный, пусть даже голубой, но не белый), мягкое напольное покрытие, комфортная температура, релаксирующая музыка (иногда просто тишина) могут снизить уровень психологической напряженности (при этом в таком окружении подопечный чувствует себя комфортно). Проводя сеанс душепопечения в ресторане или другом общественном месте, не упускайте из виду возможности неблагоприятного влияния музыкального фона, шума, внутреннего оформления и других факторов окружающей обстановки.
Групповое душепопечение
Собрания первых христиан вряд проходили в идеальных условиях, однако нельзя упускать из виду того обстоятельства, что для учения, общения, трапезы и молитвы (об этом написано в Деян. 2:42) они собирались небольшими группами. Несомненно, именно в малой группе они поддерживали и ободряли друг друга, свидетельствовали один другому и возлагали на себя часть забот ближних. С этого начинались христианские группы встреч и взаимопомощи.
Основы современной групповой терапии были заложены в начале XX века, когда один врач, имеющий частную практику в Бостоне, открыл для туберкулезных больных так называемые «классы». Вскоре выяснилось, что собрания больных давали им возможность поделиться друг с другом переживаниями, ободрить друг друга, углубить чувства сплоченности и солидарности. О практической ценности такого взаимодействия и взаимовлияния больных узнали психиатры, что положило начало групповому душепопечению как уникальной и специфической формы терапии. Созданная поначалу в русле психоаналитической традиции, групповая терапия вскоре восприняла ряд иных теоретических методов, что привело к возникновению буквально тысяч методик и технических приемов. По всей видимости, групповая терапия пережила пик своей популярности еще в эру групп «встреч» (1960–е и 1970–е годы), однако групповое душепопечение используется по–прежнему широко, порой в дополнение, а часто и вместо индивидуального душепопечения[155].
Как пишет Ирвин Д. Ялом, один из корифеев групповой психотерапии, группы обеспечивают действие множества «целебных факторов», способствующих достижению цели терапии[156]. Группа, например, может:
• Вселить надежду и оптимизм.
• Ослабить ощущение подопечными уникальности своих проблем и межличностного отчуждения.
• Предоставить информацию о психическом здоровье, болезни и специфике проблем подопечных.
• Создать альтруистический настрой, стимулирующий подопечных оказывать взаимопомощь, поддерживать, ободрять и любить ближних.
• Обеспечить обратную связь, дающую подопечным возможность видеть, как их воспринимают ближние, в том числе люди, не входящие в состав группы.
• Формировать у подопечных новые навыки (и на этой основе — новые формы поведения) и научить действовать более эффективно.
• Призывать подопечных открыто просить у ближних помощи и использовать приобретенные навыки общения, чтобы научиться позитивному и духовно зрелому межличностному общению.
• Показать подопечным эффективное и духовно зрелое поведение руководителя и других участников группы, чтобы они могли перенять их опыт.
• Предоставить возможность правильно реагировать на эмоции.
• Усиливать сплоченность группы, интенсивность взаимодействия в безопасном и принимающем окружении.
• Помочь подопечным решать важные вопросы (такие, скажем, как личная ответственность, основные духовные ценности, планирование на будущее, смысл бытия и ощущение собственной значимости).
• Дать возможность верующим молиться, читать священные тексты и совместно следовать божественному водительству.
За пределами этой книги остаются многие вопросы, такие, например, как подбор участников группы, подготовка руководителей, соблюдение конфиденциальности, тактика поведения с участниками группы, не желающими сотрудничать или излишне властными, ступени групповой динамики, завершение групповых занятий, перечень методик и опасности, подстерегающие участников групповой терапии. Под руководством неопытных или неподготовленных руководителей групповое взаимодействие иногда создает проблем больше, чем решает. Непринужденная атмосфера побуждает участников группы открыто обсуждать свои проблемы, а затем почувствовать себя преданными и уязвленными потому, что они «поведали все», однако не получили исцеления. Разочарование может быть сильным, когда участники группы не проявляют отзывчивости в отношении друг друга, выказывают критический дух или словесную агрессию, не желают проявлять уважения и терпимости в отношении к другим участникам группы или склонны сплетничать о группе на стороне.
Исходя из вышесказанного, христианский душепопечитель должен знать и о всех уникальных преимуществах, и о потенциальном вреде душепопечения в малых группах. Если вам хочется работать в этой области, постарайтесь получить дальнейшую информацию о различных методиках групповой терапии и пройти соответствующую подготовку под руководством специалиста по групповому душепопечению[157].