Всякий ли христианин может быть душепопечителем?
В своей популярной книге «Искусство любви» Эрих Фромм пишет: «…для удобства процесс изучения искусства можно разделить на две части — теоретическую подготовку и приобретение практических навыков». Фромм утверждает, что человека нельзя назвать искусным в том или ином ремесле только потому, что он познал теорию этого ремесла в совершенстве. «Я могу стать мастером в своем деле лишь по истечении многих лет практического освоения его тайн, когда плоды теории и практики сольются в одно целое». Если приспособить это высказывание к искусству душепопечения, то нельзя не увидеть, что здесь присутствует нечто такое, что Фромм именовал «основной заботой» — глубокий интерес к душепопечению и стремление выполнить свое дело с максимальной отдачей[41].
Душепопечители часто, особенно в начале своей деятельности, видят огромную разницу между своим университетским, формальным образованием и практическим опытом служения конкретным лицам с реальными проблемами. Иногда же и опытным душепопечителям приходится бороться с сомнениями и ощущением собственного бессилия[42]. Многие, наверное, согласятся с Фроммом, что человек, стремящийся стать мастером в том или ином искусстве (включая искусство душепопечения), «должен посвятить этому всю свою жизнь или, по крайней мере, стать частью этого дела»[43].
Хорошо известно, что одни могут быть лучшими душепопечителями, чем другие. За этим стоит важный основной вопрос. Всякий ли христианин может быть душепопечителем? Или душепопечение предназначено для избранных членов тела Христова? Согласно Библии, все верующие обязаны проявлять сострадание и заботиться о своих ближних, но отсюда не следует, что все верующие бывают или могут быть одаренными душепопечителями. В этом отношении душепопечение походит на обучение. Все родители должны учить детей, но только некоторые являются особо одаренными учителями[44].
В Библии (Рим. 12:6—8) увещевание, учение, наставление (paraklesis) входит в перечень духовных даров, которые даются некоторым верующим для служения. Слово paraklesis означает «ободрение» и подразумевает увещевание, поддержку и вселение мужества. Если есть такой дар и его совершенствуют, то душепопечение приносит добрый плод, люди обретают помощь и Церковь утверждается. Если способность наставлять является вашим особым дарованием, то прославьте Бога, совершенствуясь в этом служении. Однако если видно, что ваше душепопечение не приносит должных плодов, то, быть может, Бог даровал вам нечто иное. Это никого не оправдывает в нежелании помочь людям, но может побудить некоторых поискать себя в других сферах, оставив заниматься искусством душепопечения более одаренным в этой области.
Перефразируя 1 Кор. 12:14–18, можно сказать: «Тело же не из одного члена, но из многих. <…> Если учитель скажет: „Я не принадлежу к телу, потому что я не душепопечитель", то неужели он потому не принадлежит к телу? Если все тело душепопечитель, то где учитель? Если все учители, то где диаконы? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. <…> Не может учитель сказать благовестнику: „Ты мне не надобен"; или также проповедник душепопечителю: „Ты мне не нужен"».
Ясно, что мы нужны друг другу, и душепопечение есть функция — но только одна из многих — действующей Церкви. Мы помогаем людям посредством душепопечения, но мы можем помогать им и через проповедь веры, учение, удовлетворение социальных нужд, а также иных сторон служения.
Обязанности душепопечителя
Порой душепопечение, особенно пастырское, бывает тщетным потому, что у душепопечителя нет ясного представления о своих служебных обязанностях и ответственности. Основываясь на идеях пастора–психолога Мориса Уагнера, можно определить несколько возможных уровней ролевых заблуждений[45].
1. Дружеские отношения против душепопечения.Дружеские отношения предполагают товарищеские встречи, в том числе и взаимное свидетельство. Душепопечение есть беседа, нацеленная на разрешение конкретной проблемы и сосредоточенная прежде всего на удовлетворении нужд одной личности — подопечного. По ходу всего этого процесса душепопечителю надо периодически видеться с подопечным; но если такие встречи затягиваются, приобретая первостепенное значение, эффективность душепопечения уменьшается.
2. Спешка против неторопливости.Занятые, ориентированные на цель люди часто стремятся ускорить наступление успешной развязки процесса душепопечения. Верно, душепопечители не должны тратить время попусту, но также верно и то, что душепопечение не терпит поспешных действий. «Всякий успех душепопечителя зависит в существенной мере от его спокойного, вдумчивого подхода ко всему, что говорит подопечный»[46]. Когда установлен неторопливый, соразмеренный темп, душепопечитель меньше склонен к принятию поспешных решений, и его подопечные чувствуют большую поддержку и убеждаются в серьезной заинтересованности душепопечителя.
Последние исследования указывают на эффективность краткого курса душепопечения[47]. Сжать курс можно, сосредоточившись на одной, конкретной проблеме. Когда душепопечитель пытается сделать на одном сеансе слишком много, его подопечный чувствует себя подавленным и загнанным в тупик. Процесс душепопечения должен идти в запланированном темпе и неспешно, хотя для этого могут потребоваться более короткие, но и более частые встречи.
3. Пренебрежение против сочувствия.Некоторые душепопечители научились ловко распределять людей по категориям (например, они могут наклеить на подопечных такие ярлыки: «плотской христианин», «беспечный холостяк» или «флегматик»), чтобы затем отпустить, вынеся поспешное заключение, проведя ускоренную консультацию или отделавшись стандартным советом. Кто может вынести подобное пренебрежительное отношение к себе? Мало кому может существенно помочь душепопечитель, не желающий выслушать своего подопечного сочувственно и благожелательно.
4. Пристрастие против беспристрастия.Наступает момент, когда подопечных следует обличить в грехе или раскрыть им глаза на неверное поведение, но это обличение не должно быть осуждением или поучением людей. Когда на подопечных нападают, они защищаются (часто впадая в гнев), уходят в отчаянии со словами «Какой в этом смысл? Все это ни к чему!» или неохотно и только временно соглашаются с душепопечителем. Ни одна из подобных реакций не способствует духовному росту подопечного, и все это — лишь отклик на технику душепопечения, за которой скрываются собственные неразрешенные проблемы душепопечителя, неуверенность в себе или жажда власти.
Об Иисусе написано, что Он не может не «сострадать нам в немощах наших». Он никогда не игнорировал греха, но понимал грешников и всегда выказывал благость и уважение к тем, кто, подобно женщине у колодца, хочет понять, раскаяться и изменить свое поведение.
5. Директивность против интерпретации.Это наиболее распространенное заблуждение, которое (как мы видели выше) может отражать бессознательную установку душепопечителя доминировать и властвовать. Когда подопечным велят делать нечто, они путают личное мнение христианского душепопечителя с волей Божьей и испытывают чувство вины, если не следуют его советам. Они редко учатся достигать такой степени духовной и эмоциональной зрелости, которая позволила бы им принимать самостоятельные решения в жизни. Душепопечитель и его подопечный должны работать как в связке, где душепопечитель исполняет роль учителя–тренера, ставящего перед собой цель — рано или поздно оставить подопечного одного.
6. Субъективность против объективности.Есть тонкое различие между желанием помочь и чрезмерной эмоциональной увлеченностью этим. Это особенно верно в ситуации, когда подопечный сильно взволнован, поставлен в тупик или пытается справиться с проблемой, которая беспокоит и самого душепопечителя.
Эмоциональная увлеченность ведет душепопечителя к утрате объективности, а затем к снижению эффективности душепопечения. Людям, склонным к состраданию, эмоциональной вовлеченности не избежать, но христианский душепопечитель может противопоставить этой склонности установку действовать, исходя из того, что душепопечение есть профессиональная помощь, которая, несомненно, должна проводиться в рамках отведенного времени. Эти рамки устанавливаются не с целью разобщения душепопечителя с подопечными. Напротив, они способствуют сохранению должной объективности душепопечителя, желающего давать подопечным реальную помощь.
7. Нетерпение против реализма.Многие душепопечители приходят в уныние, а порой и в смятение, если не видят немедленной позитивной динамики в состоянии своих подопечных. Однако проблемы подопечных развиваются длительное время, и неблагоразумно предполагать, что они быстро могут исчезнуть после вмешательства душепопечителя. Несомненно, мгновенные изменения бывают, но редко. Для того чтобы подопечные отошли от прошлых мыслительных и поведенческих установок и восприняли новые, часто требуется достаточно много времени.
8. Притворство против неподдельности.Душепопечители порой считают, что им надлежит стремиться к полному совершенству, всегда говорить и делать лишь уместное, не совершать никаких ошибок и демонстрировать непреходящую компетентность и навыки, позволяющие успешно действовать в ситуациях душепопечения любого типа[48]. Такие душепопечители неохотно признают собственные немощи или ограниченность своих знаний. Они производят впечатление людей неискренних, отчужденных, а порой напыщенных. Подопечному трудно, или просто невозможно, успокоиться и поговорить по душам с душепопечителем, который старается показаться совершенством.
Известен лишь один Душепопечитель, Который достиг совершенства, никогда не заблуждался и говорил одну лишь правду. Нам, последователям Его, надо успокоиться, понять, что мы все ошибаемся, перестать прятаться за профессиональными обязанностями и положиться на Него, надеясь, что Он вложит в наши уста нужные слова и даст нам мудрость, чтобы наше душепопечительство было результативным.
9. Оборона против эмпатии.Большинство душепопечителей временами воспринимают душепопечение как угрозу. Когда мы отдаем себе отчет в том, что не приносим пользы, испытываем чувство вины или опасаемся, что подопечный причинит нам вред, помочь может умение слушать эмпатично (т. е. с полным вниманием и сочувствием к подопечному).
Если появляются подобные опасения, полезно исследовать причины их возникновения. Если вы не знаете ответа, подумайте, как обсудить эту проблему с другом или сослуживцем–душепопечителем. Чем больше мы узнаем о себе и примем себя такими, как есть, тем меньше, по всей вероятности, будем бояться своих подопечных.
Душепопечителю следует постоянно бодрствовать, если он знает о подстерегающих его опасностях, наподобие этих. Будучи подручными Христа, мы славим Бога чистым сердцем, пытаясь трудиться по возможности лучше, принося извинения за допущенные ошибки, назидаясь ими и употребляя их в качестве средства для достижения цели и улучшения положения.
Оказавшись в рабочей ситуации на нездоровых ролевых позициях, душепопечитель обязан без промедления начать перестройку сложившихся взаимоотношений, иногда даже ставя подопечных в известность о своих намерениях (например, твердо придерживаться фиксированного времени, или не бросаться на помощь по первому зову подопечного, или стать менее директивным). Такая перестройка всегда нелегка. Но в противном случае вас ждет дальнейшая ролевая неопределенность и бесполезное душепопечение.
Не стоит делать из происходящего трагедии, ведь и то, и другое исправимо. «Надо помнить всегда, что истинным Душепопечителем является Христос; мы же — только подручные и представители Его, исполняющие Его дело. Святой Дух — наш Утешитель и Вождь — поведет нас, чтобы освобождать от рабства греху тех, кто, ведомый Им, обратится за помощью к нам»[49].
Уязвимость душепопечителя
Душепопечение было бы легким занятием, если бы всякий подопечный и впрямь стремился бы получить помощь, был честен и во всем сотрудничал с душепопечителем. К сожалению, такое встречается отнюдь не всегда. Некоторые подопечные сознательно или бессознательно стремятся манипулировать душепопечителем, срывать его замыслы или просто отвергать сотрудничество с ним. Для последнего же это словно ушат холодной воды, ведь он хочет достичь поставленной цели и его усилия могут увенчаться успехом лишь тогда, когда люди изменятся в лучшую сторону. Работать с теми, кто сопротивляется и отказывается от сотрудничества, всегда трудно. Соглашаясь помогать таким подопечным, мы встаем на путь, чреватый противоборством, ведь они могут употреблять нас в сугубо собственных интересах, а это означало бы наше поражение.
Имеется три широко распространенных способа, с помощью которых подопечные могут подрывать замыслы душепопечителя, умножая число его уязвимых мест.
1. Манипуляция.Некоторые, мастерски контролируя ближних, добиваются от них всего, что им хочется. Рассказывают о неуверенном в себе молодом душепопечителе, который хотел приносить людям пользу. Не желая носить ярлык, который приклеили его предшественнику — «Наплеватель», он решил угождать всем и каждому. Встречи становились все дольше и происходили все чаще. Вскоре душепопечитель начал звонить своим подопечным по телефону, бывал у них «на побегушках», делал за них покупки и давал им в долг; они же постоянно благодарили своего душепопечителя, не упуская возможности потребовать от него всякий раз чего–то большего.
Мало пользы от душепопечителя, позволяющего манипулировать собой. Люди, манипулирующие таким душепопечителем, часто делают это тонко и умело; манипуляция для них может быть образом жизни. Душепопечитель должен давать отпор манипулятивной тактике, не поддаваться ей, а обучать подопечных способам общения, приносящим большую пользу.
По всей видимости, душепопечителю было бы разумно постоянно задаваться следующими вопросами: «Кто манипулирует мной?» «Не вышел ли я за круг обязанностей душепопечителя?» «Что в действительности хочется моему подопечному?» Порой люди просят помочь им в разрешении той или иной проблемы, а в действительности покушаются на ваше внимание и время, чтобы либо заручиться вашим одобрением своего греховного или иного опасного поведения, либо найти в вас опору, сделав своим союзником в семейном конфликте. Иногда люди будут приходить к вам в надежде на то, что супруги, члены семьи или начальники, вовлеченные в конфликт, перестанут осуждать их поведение, когда узнают, что они нуждаются в душепопечении. Заподозрив такое мошенничество, или манипуляцию, разумно будет обсудить этот вопрос с подопечным (будучи готовым к тому, что он, по всей видимости, станет противоречить вам), а затем выстраивать душепопечение в определенном смысле иначе, чтобы предотвратить потенциальную манипуляцию или использование душепопечителя в своих интересах. По всей видимости, так оно и есть, потому что «люди, действительно нуждающиеся в помощи, не бывают требовательными», недобросовестными и манипулятивными[50].
2. Контртрансфер.(Фрейд в свое время предложил специальный термин — трансфер, что означает перенос пациентом страстного влечения на своего терапевта. — Примеч. ред.) Контртрансфер имеет место, когда собственные потребности душепопечителя начинают выступать в качестве фактора, искажающего процесс лечения. Если сеанс душепопечения становится плацдармом для решения ваших собственных проблем, подопечные вряд ли могут рассчитывать на вашу помощь, а вы будете говорить или действовать так, что впоследствии пожалеете об этом.
Предположим, вы испытываете сильное половое влечение или романтическое чувство к вашему подопечному; вы склонны взять его под защиту; между встречами вы предаетесь мечтам и грезам о нем; вы находите способ отгородиться от подопечных, которые вам несимпатичны, и уделяете дополнительное время и умышленно затягиваете встречи с другим, которому симпатизируете; вы нуждаетесь в любви и одобрении со стороны подопечного или чувствуете такую близость к нему, что не можете отличить своих чувств от его. Все вышеперечисленное может говорить о том, что ваши личные потребности и проблемы вторглись в ваше служение[51]. Быть может, вы попали в сильную эмоциональную зависимость от своего подопечного и ваша объективность (а это значит и результативность душепопечения) уже утрачена.
Время от времени подобные тенденции может находить в себе всякий душепопечитель. Своевременно распознать эту опасность — значит сделать первый шаг к предупреждению сложных ситуаций и обезопасить себя. Небесполезно также обсудить эти опасности с проницательным другом или коллегой–душепопечителем. Эти люди помогут вам взглянуть на себя как бы со стороны и проанализировать проблемы, которые могут препятствовать вашему душепопечительству[52].
3. Сопротивление.Часто люди идут к душепопечителю в расчете на немедленную помощь; однако, видя, что окончательное избавление от их боли требует времени, усилий и еще большей боли, они начинают противодействовать душепопечению. Иногда подопечные противодействуют душепопечителю, не желая избавиться от своих проблем, которые приносят им определенные выгоды (повышенное внимание к собственной персоне со стороны окружающих, компенсация нетрудоспособности, ограниченная ответственность и более изысканные «удовольствия», например, возможность усложнить существование своим ближним)[53]. Поскольку успешно проведенное душепопечение лишает подобных преимуществ, подопечный не сотрудничает с душепопечителем.
Далее, встречаются люди, которые чувствуют себя сильными и испытывают удовлетворение от того, что могут расстроить замыслы ближних, в том числе и профессиональных душепопечителей. Они часто и в разных ситуациях пытаются убедить себя: «Мне уже ничто не поможет, ну чем этот душепопечитель лучше меня, ведь у него сб мной ничего не вышло?» Итак, вы продолжаете работать с таким человеком, он же притворяется, что сотрудничает с вами, но результатов никаких.
В процессе душепопечения психологические защитные механизмы подопечного начинают сдавать. Это порождает в нем сопротивление, беспокойство, гнев и неповиновение, которые не всегда осознаются. Если сопротивление продолжается, требуется более фундаментальное исследование.
Если подопечный относительно хорошо адаптирован, то его сопротивление может стать темой открытого, пусть и осторожного обсуждения. Подопечный должен при этом осознать, что только он (а не душепопечитель) несет в конечном счете ответственность за успех или неуспех. Душепопечитель обеспечивает определенность взаимоотношений, не уходит в оборону, понимая, что результат функционирования душепопечителя и человека не всегда прямо пропорционален видимым успехам.
Как душепопечители, мы всегда сможем реагировать на потенциальные проблемы, если будем часто и в разных ситуациях задавать себе (и друг другу) вопросы, подобные следующим[54]:
• Что заставляет меня утверждать, что этот человек — наихудший (наилучший) из всех, с кем я занимался душепопечительством?
• Чем объясняется то, что мы (я или мой подопечный) всегда опаздываем?
• В чем причина, что мы (я или мой подопечный) затягиваем (сокращаем) установленную ранее продолжительность встреч?
• Не слишком ли остро я реагирую на то, что говорит этот подопечный?
• Не скучно ли мне наедине с этим подопечным? Если скучно, то по чьей вине — моей, его или нас обоих?
• Почему я всегда не соглашаюсь (соглашаюсь) с этим подопечным?
• Хочу ли я процесс душепопечения с этим подопечным завершить (или продолжить, несмотря на то что все сроки уже вышли)?
• Не стал ли я испытывать слишком большую симпатию к этому подопечному?
• Не думаю ли я об этом подопечном слишком часто между встречами, не мечтаю ли о нем и не выказываю ли излишний интерес к этой личности или этой проблеме? Если да, то почему?