Пособие по христианскому душепопечению
В память о моем отце Харолде А. Коллинзе (1910–1987)
Предисловие
Один умный автор как–то сказал мне, что написать книгу легче, чем пересмотреть и исправить. В течение года с лишним я провел сотни часов, сидя перед компьютером, тщательно просматривая первое издание нашего Пособия, исправляя в нем грамматические конструкции, обновляя фактические данные, добавляя главы, устраняя повторы, сличая ссылки на Священное Писание и переоценивая написанное прежде. И снова мне надлежало блюсти жесточайшую самодисциплину, проводя долгие часы в одиночестве и сознательно идя на риск отразить свои мысли в книге, за которую тебя потом станут бить (впрочем, необязательно. Будут, надеюсь, и благодарить). Мой друг оказался прав: легче и веселее книгу писать, чем пересматривать и исправлять.
Как бы там ни было, процесс исправления этой книги был увлекательным. Мне удалось разъяснить некоторые вещи из тех, что были изложены в первом издании не совсем ясно; разобраться с вопросами, на которые обратили внимание рецензенты первого издания; и учесть предложения, поступившие от студентов. Мои сослуживцы по «Всемирной книге» разослали тысячам читателей первого издания специальный опросник, и ответившие на него прислали весьма полезные предложения, многие из которых были включены в пересмотренное издание. Письма из разных концов света побудили меня осветить вопросы, относящиеся к разным цивилизациям; кроме того, некоторые из наших подопечных выразили желание поведать свои воззрения на темы, включенные в последующие главы.
В новом издании, как и в предыдущем, я старался обобщить многое из того, что известно о методологии душепопечения и о центральных проблемах, которые сегодня вынуждены решать люди. Перед автором стояла следующая главная цель — написать книгу, которая могла бы стать для пасторов и других душепопечителей пособием по христианскому душепопечению, для их помощников из числа рядовых верующих — руководством и учебником — для библейских учебных заведений. Во всем, что выходило из–под моего пера, я руководствовался библейским учением, стараясь быть в курсе всех имеющихся на текущий день концепций и неуклонно накапливающихся данных в области душепопечения и психологии. Наше Пособие — это пересмотренное и расширенное переиздание первой книги. Его отличия:
• В качестве иллюстративного материала для анализируемых проблем используются истории болезни.
• Включены дополнительные главы: «Общество и душепопечение», «Молодость», «Насилие и жестокое обращение», «Душепопечение при беременности», «Психические расстройства», «Аддиктивное поведение», а также «Душепопечение душепопечителя».
• Рассматривает такие ставшие актуальными в последнее время проблемы, как жестокое обращение с людьми преклонного возраста и душепопечение больных ВИЧ–инфекцией.
• Содержит ссылки на книги и журнальные статьи числом более полутора тысяч, 80% из которых опубликованы после выхода в свет первого издания этой книги, причем половина (53%) — в последние 3 года.
• Написано языком по возможности легким, простым для чтения и относительно свободным от технической, медицинской, психологической и богословской лексики.
Труд подобных масштабов потребовал помощи множества людей. Некоторые из этих замечательных людей, внеся свой вклад в первое издание, впоследствии занялись другим служением, однако на мне все еще лежит долг благодарности за помощь, оказанную ими ранее. Вот эти люди: Лоренс Торнквист, Джеймз Бизли, Чарлз Ромиг, Марлин Тербуш, Кэти Кропп, Мэрилин Секор, Ленор Шеррер, Шарон Риган, Нэнси Фистер и Лаура Бет Нортон. Стив Браун, Пол Лайтнер, Скотт Теландер, Серджио Мьянгос, Тэд Гроув, Джим Томас, Билл Секор, Том Дженсен, Киль Купер, Рон Хокинз, Силвия Бейкон и Пэм Ланд оказывали мне всяческую помощь в работе над пересмотренным изданием, как и многие из «Всемирной книги», в том числе Эрни Оуэн, Джоуи Пол, Лаура Кендалл, Эд Кертис, Кэри Мур, Нэнси Риверз и Эд Станли. В Англии над изданием книги в странах Содружества потрудились Ноуэл Холзи с коллегами. Я также благодарен тем, кто напряженно работал над первым изданием книги в переводах на корейский и португальский языки. В результате этих заокеанских изданий я приобрел новые знания, которые нашли свое отражение в пересмотренном и исправленном издании. И снова вся администрация Евангельской семинарии Троицы (Trinity Evangelical Divinity School), мои коллеги и студенты факультета психологии, проявляя немалое снисхождение, ободряли и поддерживали меня в работе над пересмотром и исправлением этой книги.
Вместе с тем это издание не вышло бы в свет без участия моих домочадцев. Мать, которая по причине слабого зрения уже не сможет прочитать этих страниц, дочери Линн и Джан и самоотверженная жена Джули оказывали мне неизменную помощь и подолгу терпели периоды моего уединения, когда я с головой уходил в работу. Слава Богу за их любовь и понимание.
Однако как же должно нас смирять осознание того факта, что все, что мы делаем — пишем, пересматриваем и исправляем книги, читаем и занимаемся попечением душ, — происходит лишь потому, что имеем Богом данные способности, желания и возможности. Вот почему этой книге неизменно сопутствуют благодарение наше Богу, молитва о том, чтобы издание ее славило Иисуса Христа, и упование на то, что Святой Дух употребит ее как пособие для призванных христианских душепопечителей, которые смогут проявить большую любовь ко всем обратившимся к ним за советом.
Гари Р. Коллинз
Как работать с этой книгой
«Пособие по христианскому душепопечению» было задумано как книга для христианских руководителей. Цель первых пяти глав — дать общее представление о душепопечении, поэтому эти главы следует читать одну за другой, по порядку. Остальные главы (за исключением, быть может, последней) посвящены специфическим проблемам. Поскольку все эти главы самостоятельны, их можно читать в любом порядке. Каждую главу предваряет иллюстративный материал, после чего следует введение, в котором рассматривается библейский подход к конкретной проблеме, существующее представление о ее причинах и следствиях, а также предложения по душепопечению и предотвращению новых проблем. Все задумано так, чтобы читатель имел под рукой необходимые и новейшие данные, которые могут пригодиться ему в процессе душепопечения.
Опыт показывает, что отдельные душепопечители, включая и пасторов, видят в этой книге ценное пособие, студенты и преподаватели — учебник, душепопечители из числа рядовых членов церкви — руководство, а все остальные из числа желающих глубже понять поведение человека, получить представление об основах библейского душепопечения и приобрести навыки служения людям — источник нужной информации.
Наше Пособие намеренно разбито на самостоятельные главы, не зависимые друг от друга, однако пользы от этой книги, несомненно, будет больше, если вы приобретете ее в комплекте с «Библиотекой христианского душепопечителя» (пересмотренное издание). Помимо самого Пособия здесь имеется 40 аудиокассет, необходимые методические указания, письменные задания для подопечных. Комплект, с помощью которого душепопечители могут пройти подготовку по христианскому душепопечению, можно заказать: Educational Products Division of Word, Inc. (5221 N. O'Connor Blvd., Suite 1000, Irving, Tex. 75039)*[1].
При использовании «Библиотеки христианского душепопечителя» в программе той или иной формы подготовки (самостоятельной, в классе или на семинаре) начинать следует с первых пяти глав этой книги. Отработайте главу 2 и далее прослушайте аудио–приложение к этой главе д–ра Луиса Макберни.
Все остальные главы рекомендуется изучать следующим образом. Сначала надо прочитать заинтересовавшую вас главу из «Пособия к христианскому душепопечению»; затем прослушать соответствующее аудиоприложение, после чего приступить к исполнению упражнений. Исполнение некоторых упражнений по аудиоприложению может показаться трудным. Скажем, молодым людям нелегко представить себе ситуацию выхода на пенсию и последующие годы; лицам, не состоящим в браке, будет трудно делать упражнения по тематике брака и развода. Однако чем больше вам удастся сделать упражнений, тем больше вероятность, что на практике вы «прочувствуете» подопечного и его проблему. Первые два этапа рекомендуется пройти индивидуально до начала групповых занятий.
Третий этап предполагает проведение дискуссии. Перед дискуссией руководитель может выступить с краткой лекцией по той или иной теме Пособия или дать необходимые пояснения по ходу обсуждения. Затем участники групповых занятий могут разыграть в лицах иллюстративный материал, с которого начинается каждая глава. Один из участвующих берет на себя роль душепопечителя, другие играют одного или нескольких лиц, чьи проблемы обсуждаются. Через 10—15 минут импровизацию прекращают и переходят к ее обсуждению. Задаются вопросы: что в импровизированной сессии душепопечения понравилось? Как чувствовали себя «душепопечитель» и его «подопечный» в этой «инсценировке», иначе говоря, ролевой игре? Какие улучшения можно было бы внести в сеанс данного душепопечения? Какой урок по душепопечению исследуемой проблемы был преподан учащимся?
Вне зависимости от того, будут разыграны роли или нет, всегда полезно обсудить вопросы, представленные ниже. Ответы на них можно записать, чтобы проверить, как учащиеся усвоили содержание главы, или устроить непринужденное обсуждение пройденного материала в группе. Данные вопросы в равной степени относятся к главам 6–38, причем некоторые из них, возможно, придется адаптировать в том или ином отношении.
1. Какие вопросы возникли у вас по прочтении данной главы?
2. Попробуйте резюмировать библейское учение о проблеме, рассмотренной в этой главе.
3. Изложите основные причины и следствия этой проблемы.
4. Что вы узнали о душепопечении подопечных с данной проблемой?
5. Вспомните об аналогичных случаях из вашей практики. (Соблюдайте при этом принцип конфиденциальности, не называйте имен и не приводите ненужных подробностей.) Какие мероприятия по душепопечению можно было провести в тех или иных обстоятельствах?
6. Постарайтесь в общих чертах наметить программу предотвращения данной проблемы.
7. Обобщите все, что вы узнали из этой главы, аудиоприложения и импровизации.
8. Остались ли вопросы, на которые вы не получили удовлетворительных ответов? Чтобы найти эти ответы, вам, быть может, понадобится обратиться к библиографии в конце главы.
Конечно, автор или издатель не всегда могут вступать в переписку с читателями, но мы хотели бы знать, помогает ли вам эта книга (и вспомогательные материалы) в деле душепопечения? В случае переиздания нашего Пособия, какие предложения вы могли бы внести в плане ее улучшения? Автор и издатель надеются на ваши ответы. Пишите, пожалуйста, д–ру Гари Коллинзу по адресу: с/о Word, Inc., Editorial Division, 5221 N. O'Connor Blvd., Suite 1000, Irving, Tex. 75039, или Department of Psychology, Trinity Evangelical Divinity School, 2065 Half Day Road, Deerfield, 11. 60015.
Часть 1.
Общие вопросы
Глава 1.
Церковь и душепопечение
«Никогда бы не подумал, что на свете так много сокрушенных!» Молодой пастор совсем недавно, всего лишь несколько лет тому назад, закончил семинарию; его небольшая община возрастала и отчаянно нуждалась в крепкой руке. Однако, казалось, он все дни и ночи посвящал бесконечному потоку обиженных, сокрушенных людей. Каждый рассчитывал получить от него направляющую помощь и душепопечение.
«В семинарии нам никогда не говорили, что нуждающихся в помощи будет так много, — продолжает он. — Нас никогда не предупреждали, что пастору, по всей видимости, придется иметь дело с женами, которых избивают мужья; девочками, изнасилованными своими отцами; людьми, охваченными страхом, смятением; суицидами, гомосексуализмом, алкоголизмом, наркоманией, депрессией, синдромом тревоги и вины, распадом семьи, булимией, хроническим стрессом и множеством иных проблем. Мы учились душепопечению один курс, не подозревая о глубине и разнообразии проблем, с которыми столкнемся по окончании учебного заведения».
Много лет тому назад Уэйн Оутс писал: «У пастора, независимо от его образования, нет привилегии выбора — заниматься душепопечением или оставить паству без помощи. Они неизменно идут к нему, как к пастырю, надеясь обрести помощь и мудрейшее попечение. И ему не уклониться от этого в своем пастырском служении. Ему остается выбрать одно из двух — или душепопечение последовательное и квалифицированное, или душепопечение непоследовательное и неквалифицированное»[2].
Обоснованное и умелое душепопечение — занятие весьма трудное, особенно сейчас, когда человеческие проблемы стали столь разнообразны, помощь столь необходима, а имеющиеся в нашем распоряжении методики душепопечения столь заумны и противоречивы.
Сейчас рекламируются буквально тысячи различных методик душепопечения. Книги и статьи по психотерапии и служению людям выходят из печати с вызывающей беспокойство регулярностью. Теорий и методов душепопечения, кажется, столько же, сколько и душепопечителей. Перед пропастью такого рода теорий и практик душепопечения могут спасовать даже профессиональные душепопечители[3].
К сожалению, нас не может успокоить то обстоятельство, что все эти публикации, теории и пособия по душепопечению могут помочь душепопечителю стать более продуктивным, ибо многие книги и семинары по душепопечению не внушают никакого доверия. Благонамеренные, но наивные, авторы предлагают упрощенные «новые методы», о которых претенциозно говорят как о воистину христианских, между тем как на деле от них нет никакого проку. Книги, увидевшие свет в последнее время, этот хаос лишь усугубляют; авторы их нападают на профессиональных душепопечителей, и подвергают резкой критике темпераментные проповеди (включая транслируемые по национальному телевидению), и вводят в заблуждение многих верующих сентенциями о том, что всякое душепопечение напрасно.
Спору нет, порой душепопечение не помогает. Даже хорошо подготовленные, опытные душепопечители, следящие за специальной литературой и употребляющие методики, доказавшие свою эффективность на практике, находят, что подопечным не всегда становится лучше. Более того, иногда после курса душепопечения их подопечным становится даже хуже. Стало быть, нас не может удивлять тот факт, что есть люди, которые отказываются от душепопечения и заключают, что в целом это лишь пустая трата времени[4].
Однако представим себе, что люди вдруг в массовом порядке начинают отвергать институт душепопечения. Встает вопрос: куда им идти со своими проблемами? Иисус, образец для христиан, проводил многие часы, давая людям помощь в групповом общении и один на один. Апостол Павел, проявлявший великое сострадание к сокрушенным, писал, что мы, сильные, должны носить немощи слабых[5]. По всей видимости, он писал о людях сомневающихся, испытывающих страхи и ведущих греховный образ жизни, однако мы видим его сострадание к людям, попадавшим в проблемные ситуации, во многом аналогичные проблемам наших современников.
Библейские писатели не оставляют места выбору: служить или не служить людям. Это обязанность всех верующих, включая руководителей церкви[6]. Порой душепопечение может представляться пустой тратой времени, но Библия призывает печься о ближних, и такое попечение может стать действенной, важной и необходимой частью любого служения.
Не следует полагать, что все пасторы и другие христианские руководители имеют особый дар в этой сфере, что все призваны к душепопечению[7]. В силу особенностей темперамента, различия интересов, дарований, образования и иного призвания некоторые стараются не заниматься душепопечением и используют свое время и свои дарования на другой ниве. Такое решение допустимо, особенно, если принимается после обсуждении с братьями по вере.
Однако каждому из нас надлежит проявлять осторожность и сходу не отвергать метода служения ближним, обогащающего личность, потенциально благодарного и библейски обоснованного. Служение душепопечителя — дело нелегкое, однако поступает все больше указаний на то, что навыки успешного душепопечения могут приобрести люди с разным уровнем образования[8]. Бог может употребить и вас в качестве душепопечителя.