Характеристика ассортимента парфюмерных жидкостей
Согласно ГОСТу Р 51578-2000 "Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия", парфюмерные жидкости подразделяют по показателям качества на 7 видов: духи концентрированные; духи "экстра"; духи; парфюмерные воды; туалетные воды; одеколоны; душистые воды. Это соответствует общепринятым европейским категориям.
Парфюмерные жидкости должны соответствовать требованиям стандарта по органолептическим (внешний вид, цвет, запах, прозрачность) и физико-химическим показателям, которые приведены в табл. 11.
Для изделий детского ассортимента объемная доля этилового спирта в парфюмерных жидкостях должна быть не более 20%.
Все парфюмерные жидкости должны быть прозрачными. Цвет и запах, свойственный продукции данного наименования, — по эталону-образцу. Прозрачность парфюмерных жидкостей должна сохраняться при понижении температуры до +3°С (одеколоны и душистые воды до + 5°С).
Таблица 11 Требования стандарта по органолептическим и физико-химическим показателям
Наименова-ние показателя | Характеристика и норма | ||||||
Духи концен-трированные | Духи группы "экстра" | Духи | Парфю-мерная вода | Туалет-ная вода | Одеко-лон | Душис-тая вода | |
Стойкость запаха, ч не менее | - | ||||||
Объемная доля этилового спирта, % об. не менее | 55,0 | 70,0 | 85,0 | 75,0 | 75,0 | 60,0 | 20,0 |
Сумма массовых долей душистых веществ, % не менее | 30,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 4,0 | 1,5 | 1,0 |
Стойкость запаха связана с природой душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию. Духи всегда имеют более высокую стойкость запаха, чем туалетные воды и одеколоны. Стойкость запаха определяют при разногласиях в оценке качества изделия. Она определяется просто: в стеклянную чашку наливают около 1 мл парфюмерной жидкости и смачивают в ней кусочек сухой, предварительно отстиранной в горячей воде без мыла, белой марли размером 5х10 см, вынимают ее, высушивают на воздухе и определяют запах органолептически. Изделия-подделки под дорогую парфюмерию, как правило, теряют запах уже через 1-5 ч.
Аромат духов проявляется не сразу. В первые несколько минут испаряется спирт, затем проявляется начальный запах самых летучих компонентов (головные ноты аромата); в течение нескольких часов выявляется основной запах — ноты сердца, а затем ощущается запах наименее летучих компонентов — конечный запах, или ноты шлейфа.
Упаковка, маркировка, хранение парфюмерных жидкостей
Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, хрустальные, фарфоровые, полимерные флаконы или стеклянные пробирки. Стеклянные флаконы для изготовления парфюмерии должны быть из стекла высокого качества, без свили, сколов, пузырей, посторонних включений и других дефектов.
Флаконы укупоривают различными пробками, согласно стилю и наименованию изделия и форме флакона. Классическая пробка — стеклянная притертая, однако сейчас используется пробка из стекла с полиэтиленовым уплотнителем на нижней части ножки. Для массовой продукции применяются винтонарезные колпачки из пластмассы с уплотнением за счет прокладки (пыжа), обеспечивающей герметичность и сохранность продукции при транспортировании и хранении. Винтонарезные колпачки из пластмассы украшают декоративными колпачками.
Наибольшим удобством пользования обладают флаконы с аэрозольными клапанами — спреи. На аэрозольный клапан сверху надевается колпачок, горловина флакона может дополнительно иметь декоративную отделку.
При маркировке объема парфюмерных жидкостей принято указывать ее точный объем (е) в мл. Сохраняется также маркировка в жидкостных унциях (fluid ounce), сокращенно fl.oz. 1 fl.oz. " 30 мл, т. е. 1/2 fl. oz. = 15 мл.
Флаконы с парфюмерией упаковывают в художественно-оформленные футляры. Большая часть дорогой продукции обтягивается пленкой из целлофана или лавсана. Для сохранения футляра используют суперфутляр.
Парфюмерные изделия хранят при температуре не ниже +5°С и не выше 25°С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света. При хранении необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности, поскольку это легковоспламеняющиеся жидкости.
Гигиеническая косметика
К гигиенической косметике относятся косметические жидкости, кремы, эмульсии, гели, желе, масла для ухода за кожей лица, рук, тела, ног; туалетное мыло, пеномоющие средства для ванн, шампуни и прочие средства для ухода за волосами; зубные пасты и другие средства гигиены полости рта.
Гигиеническая косметика подразделяется по половому и возрастному (для младенцев, детей, подростков, молодых, старых) признакам; по месту нанесения (руки, лицо, тело и др.); времени нанесения (дневные, вечерние); по интенсивности ухода (1 раз в день, 1-2 раза в неделю) и др.
Минеральная вода – это подземная (редко поверхностная) вода, содержащая в повышенных концентрациях биологически активные минеральные и органические компоненты, обладающая специфическими физико-химическими свойствами, которые оказывают на организм человека лечебное действие. В зависимости от этих свойств и состава, она может использоваться как в качестве наружного, так и в качестве внутреннего лечебного средства.
Лечебными минеральными водами называют природные воды, которые содержат в большом количестве те или иные минеральные вещества, различные газы (углекислоту, сероводород, азот и другие) или обладают, какими ни будь уникальными свойствами – радиоактивностью, температурой и так далее.
Процесс образования минеральных вод весьма сложен и ещё недостаточно изучен. Дождевая вода, просачиваясь сквозь горные породы, веками скапливалась в разных слоях земной коры. Всё это время в ней растворялись многочисленные минеральные вещества, и чем глубже в земную кору она проникала, тем больше очищалась, и тем больше в ней накапливалось углекислоты и полезных веществ.
В зависимости от того, по каким пластам проходила вода, на какой глубине она залегает и какой ее возраст, мы получаем различные типы ее лечебных свойств. Минеральные воды выходят на поверхность в виде естественных минеральных источников или выводятся при помощи буровых скважин.