Информация, содержащаяся в некоторых видах НТД
Фармакопейная статья | Фармакопейная статья предприятия | Государствкенный стандарт. Технические условия | Государственный стандарт Правила приемки и методы испытания |
Описание Подлинность Количественное определение Упаковка Маркировка Хранение Срок годности | Описание Подлинность Количественное определение Упаковка Маркировка Транспортирование Хранение Срок годности Фармакотерапевтическая группа | Технические требования Требования безопасности Правила приемки Методы испытаний Упаковка Маркировка Транспортирование Хранение Гарантии изготовителя | Правила приемки Отбор проб и подготовка их к испытанию Методы испытания |
Количественные характеристики товаров - совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.Основными количественными характеристиками являются общие (масса, длина, объем и пр.) и специфичные (размерные характеристики). Количественная экспертиза предназначена для определения количества товаров в товарной партии и/или количественных характеристик их единичных экземпляров или комплексных упаковочных единиц. Единичный экземпляр - отдельные товары, которые обладают целостностью и присущими конкретному виду или наименованию потребительскими свойствами (таблетка, ампула, флакон с сиропом). Комплексные упаковочные единицы - совокупность единичных экземпляров (флакон с таблетками, конвалюта и пр.). Товарная партия - совокупность единичных экземпляров товаров и/или комплексных упаковочных единиц (одного вида и наименования), объединенных по определенному признаку; в качестве таких признаков могут быть смена или день выработки, отправка одним транспортным средством, наличие одного сопроводительного документа. Оценка количественных характеристик проводится в соответствии с нормативно-технической документацией или документами, сопровождающими товар при перевозке.
Недопустимые отклонения от установленных количественных характеристик товаров, например, по объему или массе упаковок, служат основанием для запрета реализации товаров. В ряде случаев допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются нормативными документами (например, известные установленные нормы отклонений при изготовлении лекарств в аптеках).
Целью экспертизыстоимостных характеристик является обоснование и определение цены товара. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим (в отличие от ассортиментной, качественной и количественной) и являются предметом изучения экономических дисциплин. Таким образом, в процессе товароведческой экспертизы оцениваются товароведческие характеристики товаров, изложенные в нормативно-технической документации. Полнота этой оценки зависит от места проведения (предприятие-производитель, аптечный склад, аптека), группы товаров, целей экспертизы.
При товароведческой экспертизе лекарственных средств, поступающих в аптечную организацию после проверки сопроводительных документов и наличия сертификата необходимо проведение внешнего осмотра (оценка внешнего вида и соответствия его описанию препарата). Обращается внимание на упаковку (первичную и вторичную (по ГОСТу 17768-90). Проверяется маркировка: наличие товарного знака предприятия-изготовителя, номера серии, даты выпуска и срока годности, наличие информации на упаковке и листков-вкладышей, штрихового кода; для некоторых ЛС проверяется наличие специальных средств защиты от подделок (голограммы и пр.); проверка качества (в случае необходимости); определяются условия хранения.
В процессе товароведческой экспертизы изделий медицинского назначения также проводится экспертиза документов, обращается внимание на упаковку, проводится внешний осмотр, далее оценивается маркировка (например, для резиновых изделий необходимыми элементами маркировки являются товарный знак предприятия-изготовителя, номер, обозначение стандарта, штамп технического контроля, сорт, дата выпуска). В зависимости от того, где проводится экспертиза могут быть исследованы функциональные свойства. На последнем этапе определяются условия хранения.
Процедура проведения товароведческой экспертизы представлена на рисунке 2. Необходимо отметить, что, как правило, экспертизу проводят специальные люди-эксперты. В аптечных организациях в процессе повседневной товароведческой деятельности правомерно говорить о товароведческом анализе, который проводится по такому же алгоритму.
4. В чем разница между продукцией и товаром? В чем сходство и отличие фармтоваров с другими товарами народного потребления?
К основным категориям товароведения относится категории продукции и товара, товароведческих операций, товароведческого анализа и экспертизы.
ПРОДУКЦИЯ– это материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей. В широком смысле слова это не только продукты человеческой деятельности, но и жизнедеятельность биологических объектов.
Материальная продукция, предназначенная для купли-продажи (коммерческой деятельности) называется ТОВАРОМ.
Поскольку в товароведении основными документами, описывающими потребительские свойства товаров, является нормативно-техническая документация, фармакопейные статьи, фармакопейные статьи предприятий, технические условия, ГОСТы и ОСТы, необходимо придерживаться определенной стандартизованной терминологии, используемой в сфере товарного обращения. В частности, принятого и введенного в действие ГОСТа «Торговля. Термины и определения».
В соответствии с ГОСТом, в торговле, ТОВАРОМ является любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.
Реализация фармтоваров, в отличие от других товаров народного потребления, происходит двумя способами и имеет особенности, заключающиеся в следующем. Часть фармтоваров (предметы санитарии и гигиены, перевязочные средства и некоторые лекарственные препараты) могут по разрешению Минздрава РФ участвовать в свободной продаже, часть - только по рецептам врачей. Однако, и в первом и во втором случаях, решающую роль в выборе фармтовара играет врач.
Наряду с этим, на формирование ассортимента фармтоваров оказывают влияние и другие факторы, основные из которых приведены ниже:
1.Законодательные документы и постановления Правительства РФ в области обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности.
2.Приказы Минздрава РФ и решения субъектов Российской Федерации, касающиеся:
·обязательного ассортимента лекарственных средств, которые должны быть в аптечных учреждениях, независимо от формы собственности. В первую очередь, это относится к жизненно необходимым и важнейшим ЛС;
·перечней ЛС для бесплатного и льготного отпуска;
·формулярной системы назначения лекарственных средств;
·введения в Госреестр новых и исключения из него устаревших препаратов, предметов санитарии и гигиены и других фармтоваров.
3.Демографические показатели:
·общая численность и плотность населения;
·половозрастной состав;
·соотношение городского и сельского населения;
·территориальное размещение аптеки;
·платежеспособность населения и др.
4.Конкурентоспособность фармтоваров.
5.Сезонность заболеваний.
.Климатические особенности данной местности или региона.
.Деонтологические и биоэтические аспекты деятельности врачей и провизоров.
Из приведенного материала видно, что решение вопроса формирования ассортименте фармтоваров является далеко не простым и требует учета большого количества факторов, правильного понимания их места и роли, взаимного влияния и т.п.
Таким образом, ассортимент фармтоваров является важной товароведческой категорией, позволяющей объективно оценивать состояние конъюнктуры данного сегмента фармрынка для принятия адекватных решений по укреплению рентабельности фармпредприятия или фарморганизации.
5. Дайте характеристику потребительной стоимости, как важнейшей товароведческой категории (виды, вечность, диалектичность, количественная и качественная стороны, связь с категорией качества).
Потребительная стоимость – это совокупность полезных свойств товара, благодаря которым он обладает способностью удовлетворять какую-либопотребность общества или отдельного человека (может служить пищей, быть одеждой или иным полезным предметом). Товар должен иметь не просто потребительную стоимость, а общественную потребительную стоимость, когда он призван удовлетворять потребности не самого производителя, а других членов общества, к которым поступает в процессе обмена. Значение потребительной стоимости заключается в том, что она составляет вещественное содержание богатства любого общества. С потребительной стоимостью связаны качество продукции, конкурентоспособность, значение которых возрастает в современных условиях.
Стоимостью может обладать только вещь, представляющая собой потребительную стоимость, однако не всякая полезная вещь, не каждая потребительная стоимость обладает стоимостью (предметы, к которым не был приложен труд человека, стоимости не имеют). С другой стороны, сами по себе затраты труда еще не делают продукт стоимостью (продукты труда, произведенные для собственного потребления, свойство стоимости не приобретают).
Виды потребительской стоимости:
§ Индивидуальной потребительской стоимостью обладают продукты труда, произведенные исключительно для личного потребления (продукты питания, выращенные на даче).
§ Общественной потребительской стоимостью обладают продукты труда, созданные производителя не для личного, а для общественного потребления.
Общественная потребительская стоимость делится на единичную общественную потребительскую стоимость или просто потребительскую стоимость (она свойственна отдельной единице товара или набору товаров, предназначенных для удовлетворения какой-либо потребности отдельного человека или семьи) и на совокупную общественную потребительскую стоимость или просто рыночную потребительскую стоимость. Рыночная потребительская стоимость товаров создается для удовлетворения потребностей общества или отдельных его групп. Она присуща большому количеству товаров.
Предметом товароведения является как единичная потребительная стоимость,удовлетворяющая потребности отдельного человека и/или семьи и характеризуемая в товароведении через категорию "качество", так и совокупно-общественная потребительная стоимость, призванная удовлетворять потребности специальных групп и характеризуемая через категорию "ассортимент".
6. Какие товароведческие функции и товароведческие операции выполняет провизор? Какими знаниями и умениями он должен для этого владеть?
Товароведы— специалисты, обеспечивающие продвижение товаров от изготовителей до потребителей с учетом ассортиментной, качественной, количественной и стоимостной характеристик товара, а также запросов потребителей.
Сам термин «товаровед» в буквальном смысле может быть истолкован как «знаток товара» или «субъект, знающий товар». Именно глубокое знание товаров отличает товароведов от других специалистов медицинской и фармацевтической отрасли народного хозяйства.
Товароведы осуществляют профессиональную деятельность в тесном взаимодействии с технологамии маркетологами. Технологи обеспечивают производство продукции, которая пока еще не является товаром. Переход продукции из сферы производства в сферу обращения означает, что она получила статус товара, из объекта технологической деятельности превратилась в объект товароведческой деятельности. Товароведы входят в состав коммерческих отделов, отделов реализации или других структурных подразделений промышленных предприятий, выпускающих продукцию медицинского назначения, а также предприятий оптовой и розничной аптечной сети.
Должностные обязанности товароведов в значительной мере определяются целями и задачами структурного подразделения, в котором они работают. Можно выделить два основных направления товароведческой деятельности:технологическое,обеспечивающее технологию товародвижения, иорганизаторское,нацеленное на стимулирование сбыта, выявление спроса и рынков сбыта, организацию закупок товаров. Поэтому и на производстве, и в оптовой и розничной торговле нужны три категории специалистов: маркетологи, технологи(инженеры), менеджеры.Менеджеры по выполняемым функциям близки к маркетологами в отдельных видах деятельности могут даже дублировать их. Не случайно в России, где подготовка маркетологов началась недавно и еще не сформирован контингент этих специалистов, некоторые виды маркетинговой деятельности в торговых организациях выполняют товароведы. Более того, в крупных вновь образованных торговых организациях товароведы входят в состав отделов маркетинга. Аналогично и в фармации. Сегодня нет такой специальности провизор-маркетолог, но подготовка специалистов со знаниями основ маркетинга фармацевтических товаров ведется на кафедре маркетинга и товароведения в здравоохранении в ММА им. И.М.Сеченова.
Однако деятельность товароведов, в отличие от маркетологов, больше связана с функциями, выполнение которых требует досконального знания потребительных свойств товаров.
Вместе с тем, товароведам-технологам и организаторам присущ ряд общих должностных обязанностей, выполнение которых требует определенных знаний, умений и навыков товароведения. Провизор-товаровед должен знатьв области товароведения:
· эмпирические и аналитические методы;
· ассортимент медицинских и фармацевтических товаров (товарную номенклатуру), показатели, его характеризующие, способы и этапы управления ассортиментом;
· основные направления развития и совершенствования ассортимента;
· номенклатуру потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров и показателей, критерии их выбора при оценке качества;
· количественные характеристики единичных экземпляров медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий, правила отбора проб из партий;
· факторы, влияющие на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров;
· виды потерь и причины их возникновения, порядок списания;
· виды, функции, формы и средства информации о медицинских и фармацевтических товарах;
· товароведческие характеристики товарных групп и конкретных медицинских и фармацевтических товаров. Теоретические знания реализуются через определенные товароведные навыки, поэтомупровизор-товаровед должен уметь:
· классифицировать, анализировать и обобщать результаты оценки товаров по различным признакам (составу, показаниям, противопоказаниям, техническим характеристикам и т.п.) для более полного удовлетворения спроса потребителей разных сегментов рынка, а также для выявления потребительских предпочтений и обеспечения конкурентоспособности товаров медицинского назначения;
· определять и анализировать показатели ассортимента для достижения рациональной ассортиментной политики оптового или розничного звена аптечной сети с учетом направления развития и совершенствования товаров однородных групп;
· оценивать качество медицинских и фармацевтических товаров путем выбора наиболее приемлемой номенклатуры свойств и показателей, определения фактических значений и сопоставления с регламентируемыми НТД-значениями;
· проводить диагностику дефектов, выявлять причины их возникновения для принятия решений о возможности (или невозможности) предъявления претензий и материальных исков виновным лицам, а также использования для профилактики и лечения пациентов;
· идентифицировать товарные партии, рассчитывать и отбирать пробы в соответствии с установленными НТД-требованиями;
· определять приемочные и браковочные числа для проведения приемосдаточного и текущего контроля качества в соответствии с установленными требованиями;
· проводить измерения медицинских и фармацевтических товаров и товарных партий для установления их количественных характеристик при учете на разных этапах товародвижения;
· учитывать формирующие факторы для прогнозирования качества и конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров, а также для оценки возможности изготовителя выпускать товары, качество которых соответствует потребностям конкретного сегмента рынка;
· регулировать факторы, влияющие на сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров при хранении, транспортировании и применении;
· контролировать создание и поддержание климатического и санитарно-гигиенического режимов хранения медицинских и фармацевтических товаров;
· участвовать в выборе наиболее приемлемых видов торгового оборудования для хранения, подготовки к продаже и реализации, с учетом особенностей товаров или товарных групп, для которых это оборудование будет предназначено;
· разрабатывать и осуществлять мероприятия по предотвращению и снижению потерь;
· обеспечивать подготовку товаров к реализации для формирования надлежащего качества и количества, улучшения товарного вида и предупреждения реализации товаров, не соответствующих по качеству установленным требованиям;
· работать с товарно-сопроводительными документами для определения и/или проверки всех характеристик товарной партии, изготовителя и поставщика, других сведений, необходимых для дальнейшей работы с товаром;
· выявлять с помощью различных средств основополагающую, коммерческую и потребительскую информацию для наиболее полного ознакомления с товаром и создания потребительских предпочтений, что позволяет стимулировать сбыт товаров;
· идентифицировать товар с помощью маркировки разных видов, расшифровывать информационные знаки на маркировке и товарно-сопроводительных документах для предоставления потребителям достаточной и достоверной информации;
· работать с конкретными медицинскими и фармацевтическими товарами — идентифицировать их с определенной ассортиментной группой и видом, оценивать качество, обеспечивать сохранение товаров на всем пути их движения к потребителю. Безусловно, для выполнения товароведческих функций и операций провизор должен обладать специальными знаниями в области классификации фармацевтических товаров, влияния факторов внешней среды и упаковки на фармацевтические товары, прогнозирования сроков их хранения, структуры потребительных свойств товаров, маркировки, стандартизации, фармацевтического маркетинга и др.
Переход на хозрасчет, а затем к рыночным отношениям потребовал от провизора более глубоких знаний в области товароведения и маркетинга.
7. Дайте определение дисциплине - фармацевтическому товароведению. Какие основные задачи призвано решать фармацевтическое товароведение в научной области и учебной работе? Охарактеризуйте связь фармацевтического товароведения с другими дисциплинами, преподаваемыми в фармвузах.
Фармацевтическое товароведение – это дисциплина, занимающаяся изучением потребительных стоимостей и потребительных свойств фармацевтических и парафармацевтических товаров, факторов, обеспечивающих их качество, методов товароведения, а также товароведческих операций, связанных с продвижением указанных товаров от поставщика к потребителю.