Терапия творческим общением с искусством, наукой, с интересными людьми
Евгений Неспокойный (Е. И. Бурно, 1911-1994)
Записи поэта к шедеврам живописцев прошлого[157]
I. А. К. САВРАСОВ (1830-1897)
1. А. К. Саврасов. «Грачи прилетели» (1871)
Кривые березы на талом снегу...
Но как они бодры, вдыхая весну!..
Не в тяжесть им гнезда с грачиной семьей;
Как счастия гроздья — они над землей,
Покрытой остатком бегущей зимы
И лужами темной безмолвной воды.
Но птицы! Как шустры они, веселы...
Их птичьи дела ликованья полны...
Их чувства мы слышим,
их радость мы зрим...
Нам хочется с ними сдружиться в выси!..
А древняя церковь, взирая вокруг,
Завидуя свежести радостных звуков,
Не может угнаться за жизнью живой.
Хоть в далях повсюду зиме дан отбой
И небо весеннее голубизной
Зовет нас в природу, в движенье ее, —
В душе все ж печали лежит острие.
Быть может, ее испытал и тот грач,
Что сел на снегу у берез, словно плача.
1986
2. А. К. Саврасов. «Проселок» (1873)
Проселочная дорога,
Размытая ливневой мощью!
Казалось бы, что можно проще
Взять темой труда небольшого...
Возник же шедевр огромный,
Чего не предвидел и мастер,
По-видимому, взяв на счастье
Предмет этот и его форму,
Природное дав содержанье,
В нем выразив то, что словами
Немногие оттенят сами,
Но схвачено его сознаньем.
…………………………………
Одухотворенность пейзажа
Поэтом приемлется сразу.
Уж вылили тучи поклажу,
Звенит золотисто-алмазный
Отсвет на земле и на небе.
Покой опустился. Вокруг же,
Что зрится и в красочной стружке,
Явилось вдруг существом Феба —
Обычное, став грандиозным:
Стезя, что в грязи утопает
И в луже дорожной сверкает,
Предстала объектом пресложным,
Объемлющим водное ложе
С бордовым почти придорожьем.
Здесь трепет мы чуем под кожей,
А в сердце — комок тихой дрожи, —
Пусть тут и премного оттенков:
Зеленых, коричнево-красных,
Фьолетово-голубоватых,
Содеянных солнечным веником.
Под далью, что в небо сбегает,
Где синь из-под туч вылезает,
Где солнце уже побеждает,
Все в цвет желтизны одевает,
Хоть не предстает перед нами,
А лишь пробиваясь лучами —
Бегут придорожные ветлы,
Похожие очень на метлы.
В широком раздолии рядом
Поля, где хлеба стоят складно.
………………………………….
Та грязь и вода на дороге,
Что облик небес отражает, —
Симфонией мнится нам строгой —
Пред мастером нас преклоняет.
И все это вопреки думам
О том, что такие дороги
И нынче еще не просохли,
Стлать быт не должны наш угрюмый...
Но стелят... И только натура,
Что нас окружает, смягчает
Все болести,— не столь понурым
Наш облик бытью предлагает...
1991
3. Л. К. Саврасов. «Иней» (1870)
Это не снег, а только иней!
На фоне неба и воды
Лес видится как бело-синий.
Глотнув туманной мягкой мглы
И потерявши очертанья
В своей лиственной глубине,
Он вызывает состраданье
Тем, что не рад своей стезе.
Одна лишь ель, пред ним красуясь,
Пусть в небольшом хвойном ростке,
Смотрит на утро, им любуясь,
Его приемля грусти вне.
………………………………….
А кое-где уж есть намеки
На слабый солнечный прорыв.
Нежно-златистые потоки
Играют там, унынье смыв.
………………………………….
И только остров на картине
(Иль полуостров, может быть)
Столь бел, что вид его под инеем
Для глаз гадательно звучит...
1992
II. И. И. ЛЕВИТАН (1860-1900)
1. И. И. Левитан. «Над вечным покоем» (1884)
Их нет. Лишь кресты выдают нам
Их бывший когда-то расцвет.
Теперь они спят, убаюканные
Покоем — вне празднеств и бед.
Бессмертен покой их, как вечна
Природа вокруг тех могил,
Которая с ветром — при встрече —
Являет коллизии сил.
Река безразличною стынью
Обходит погост и косу.
Поля мозаично-пустынно
Лежат на другом берегу.
Так, может, в покое и счастье
Быть тем, кто бороться устал,
И тем, кем уж пройден путь тряский
По жизни, где счастья так мало!
………………………………….
Их нет, но кресты сообщают,
Что были, где жизнь и расцвет, —
Прошедшее тихо внимает
Покою — вне жизненных смет.
………………………………….
Над кладбищем с церковкой грустной,
Ютящихся на берегу
Высоком реки мощной русской,
Стихии вершится разгул.
Ветр буйно,
в своем ультрастиле,
Деревья качает и гнет
И образы, полные силы,
Их мысли — по небу несет.
Вот — туч живописная масса
Слепила слепого коня
И облако розовой краски
Коснулось его, как стрела.
Еще одна туча — «бобрихой»
От ветра спешит убежать...
Внизу — фиолетовый вихрь
И дымчато-серый каскад.
И полная мощи природа
Над вечным покоем гудит.
А в кроткой церквушке погоста
Жизнь светочем тихим горит.
1987
2. И. И. Левитан. «Март» (1885)
Бодрое солнце марта
Сделало день добрей,
Словно своей алебардой
Грусть отсекло у людей.
Пусть их в сей миг и не видно,
Но это ясно, как день:
Кто в этом яркостном диве
Может печально глядеть!?
Непритязательность дома
Скрашена охрой лучей.
Краски весны хоть знакомы,
Но будоражат и греют.
А вон — и леса опушка,
Хвойная зелень видна.
Лишь на березках все пусто,
Листьев там нету пока.
Чу! Вот скворешник сияет
Средь ветвей голых берез.
Неба канва голубая
Нежится с лесом, что пестр.
Голубизною снег смотрит,
Небо в нем отражено.
Тени дерев, как их дочки,
Синью им смотрят в лицо.
Искренне необычайно
Все, даже крыша крыльца
С тающим снегом. Случайного
Глаз не заметит штриха.
Ясности нет все ж в лошадке,
Что ждет с санями того,
Кто в этот дом зашел, сладко,
Может быть, выпить чего!?
Нету и ясности в доме —
Что в нем хранит здесь весна:
Чайную, лавку, знакомых, —
Что привело ездока (?)
Но это — мелочи жизни!
Жизнь склонна тут, как всегда,
Нам подавать лишь эскизы
Для доработки венца.
1986
3. И. И. Левитан. «Хмурый день» (1885)
Хмурый день. И небо хмурится,
И вода большой реки.
В небе облакастом чудится
Облик человеческий.
То ль мужской, то ль женский — трудностно
Разобраться в нем сполна.
Он с погодой обоюдностно
Создал в небе жемчуга —
На синеющей основе,
Благолепью дав дорогу.
А вода бьет разноцветной
Нам мозаикой в глаза.
Тростники под тягой ветреной
Стан сгибают свой слегка.
Берега ж, грустя под зеленью —
Где сильней, где послабей —
Обещают в отдалении
Больше солнечных лучей.
1992
4. И. И. Левитан.
«Лунная ночь. Большая дорога» (1887)
Луна их сделала живыми
(Вдвойне!): идут же — не стоят!
Видны нам даже пят извивы
У завершающих отряд...
Тенями пересечь дорогу
Решили, кстати, дерева,
Перечеркнуть чтоб хоть немного
Вид, что не радует глаза
Своей натруженностью встречной...
На языке поэзьи — вечной.
Пусть дерева конец зрят строя,
По сторонам — лес и дома,
Тож освещенные луною, —
Небо с землей — вместе всегда!
Залог здесь — наши небеса!
1992
5. И. И. Левитан. «Сумерки. Луна» (1899)
Еще ночь не опустилась,
А день почти исчез,
Но кисть творца сложила
То и другое здесь.
Луна в огромном небе
На темном полотне
Дает светлые реди
К идущей в ночь канве;
Но в озеро спускаясь,
Плохой дала портрет.
Зато все берега ей
Отдали ширь вослед
Красот необычайных —
Все, что на них стоит,
Рощи, леса и тайну —
Зеркальный строить быт,
И многое другое,
Что в сумерках поет,
Не гаснет. А такое
Всегда к свету зовет!
1992
III. А. И. КУИНДЖИ (1841-1910)
1. А. И. Куинджи. «Днепр утром» (1881)
Змеевидно теченье Днепра.
Невыразимы его берега.
А степь, что гарцует над ними,
Полна трав и цветов пантомимы.
Небо лишь равнодушно зело
К тому, мастером что здесь дано:
В светло-рыжей канве облаков
Одной птицы всего зрим остов.
1992