Терапия творческим общением с искусством, наукой, с интересными людьми

Евгений Неспокойный (Е. И. Бурно, 1911-1994)

Записи поэта к шедеврам живописцев прошлого[157]

I. А. К. САВРАСОВ (1830-1897)

1. А. К. Саврасов. «Грачи прилетели» (1871)

Кривые березы на талом снегу...

Но как они бодры, вдыхая весну!..

Не в тяжесть им гнезда с грачиной семьей;

Как счастия гроздья — они над землей,

Покрытой остатком бегущей зимы
И лужами темной безмолвной воды.
Но птицы! Как шустры они, веселы...
Их птичьи дела ликованья полны...

Их чувства мы слышим,

их радость мы зрим...

Нам хочется с ними сдружиться в выси!..
А древняя церковь, взирая вокруг,
Завидуя свежести радостных звуков,

Не может угнаться за жизнью живой.
Хоть в далях повсюду зиме дан отбой
И небо весеннее голубизной
Зовет нас в природу, в движенье ее, —
В душе все ж печали лежит острие.

Быть может, ее испытал и тот грач,
Что сел на снегу у берез, словно плача.

1986

2. А. К. Саврасов. «Проселок» (1873)

Проселочная дорога,
Размытая ливневой мощью!
Казалось бы, что можно проще
Взять темой труда небольшого...

Возник же шедевр огромный,
Чего не предвидел и мастер,
По-видимому, взяв на счастье
Предмет этот и его форму,

Природное дав содержанье,
В нем выразив то, что словами
Немногие оттенят сами,
Но схвачено его сознаньем.

…………………………………

Одухотворенность пейзажа
Поэтом приемлется сразу.
Уж вылили тучи поклажу,
Звенит золотисто-алмазный

Отсвет на земле и на небе.
Покой опустился. Вокруг же,
Что зрится и в красочной стружке,
Явилось вдруг существом Феба —

Обычное, став грандиозным:
Стезя, что в грязи утопает
И в луже дорожной сверкает,
Предстала объектом пресложным,

Объемлющим водное ложе
С бордовым почти придорожьем.
Здесь трепет мы чуем под кожей,
А в сердце — комок тихой дрожи, —

Пусть тут и премного оттенков:
Зеленых, коричнево-красных,
Фьолетово-голубоватых,
Содеянных солнечным веником.

Под далью, что в небо сбегает,
Где синь из-под туч вылезает,
Где солнце уже побеждает,
Все в цвет желтизны одевает,
Хоть не предстает перед нами,
А лишь пробиваясь лучами —

Бегут придорожные ветлы,
Похожие очень на метлы.
В широком раздолии рядом
Поля, где хлеба стоят складно.

………………………………….

Та грязь и вода на дороге,
Что облик небес отражает, —
Симфонией мнится нам строгой —
Пред мастером нас преклоняет.

И все это вопреки думам

О том, что такие дороги

И нынче еще не просохли,

Стлать быт не должны наш угрюмый...

Но стелят... И только натура,
Что нас окружает, смягчает
Все болести,— не столь понурым
Наш облик бытью предлагает...

1991

3. Л. К. Саврасов. «Иней» (1870)

Это не снег, а только иней!
На фоне неба и воды
Лес видится как бело-синий.
Глотнув туманной мягкой мглы

И потерявши очертанья
В своей лиственной глубине,
Он вызывает состраданье
Тем, что не рад своей стезе.

Одна лишь ель, пред ним красуясь,
Пусть в небольшом хвойном ростке,
Смотрит на утро, им любуясь,
Его приемля грусти вне.

………………………………….

А кое-где уж есть намеки
На слабый солнечный прорыв.
Нежно-златистые потоки
Играют там, унынье смыв.

………………………………….

И только остров на картине
(Иль полуостров, может быть)
Столь бел, что вид его под инеем
Для глаз гадательно звучит...

1992

II. И. И. ЛЕВИТАН (1860-1900)

1. И. И. Левитан. «Над вечным покоем» (1884)

Их нет. Лишь кресты выдают нам
Их бывший когда-то расцвет.
Теперь они спят, убаюканные
Покоем — вне празднеств и бед.

Бессмертен покой их, как вечна
Природа вокруг тех могил,
Которая с ветром — при встрече —
Являет коллизии сил.

Река безразличною стынью
Обходит погост и косу.
Поля мозаично-пустынно
Лежат на другом берегу.

Так, может, в покое и счастье
Быть тем, кто бороться устал,
И тем, кем уж пройден путь тряский
По жизни, где счастья так мало!

………………………………….

Их нет, но кресты сообщают,
Что были, где жизнь и расцвет, —

Прошедшее тихо внимает
Покою — вне жизненных смет.

………………………………….

Над кладбищем с церковкой грустной,
Ютящихся на берегу
Высоком реки мощной русской,
Стихии вершится разгул.

Ветр буйно,

в своем ультрастиле,

Деревья качает и гнет
И образы, полные силы,
Их мысли — по небу несет.

Вот — туч живописная масса
Слепила слепого коня
И облако розовой краски
Коснулось его, как стрела.

Еще одна туча — «бобрихой»
От ветра спешит убежать...
Внизу — фиолетовый вихрь
И дымчато-серый каскад.

И полная мощи природа
Над вечным покоем гудит.
А в кроткой церквушке погоста
Жизнь светочем тихим горит.

1987

2. И. И. Левитан. «Март» (1885)

Бодрое солнце марта
Сделало день добрей,
Словно своей алебардой
Грусть отсекло у людей.

Пусть их в сей миг и не видно,
Но это ясно, как день:
Кто в этом яркостном диве
Может печально глядеть!?

Непритязательность дома
Скрашена охрой лучей.
Краски весны хоть знакомы,
Но будоражат и греют.

А вон — и леса опушка,
Хвойная зелень видна.
Лишь на березках все пусто,
Листьев там нету пока.

Чу! Вот скворешник сияет
Средь ветвей голых берез.

Неба канва голубая
Нежится с лесом, что пестр.

Голубизною снег смотрит,
Небо в нем отражено.
Тени дерев, как их дочки,
Синью им смотрят в лицо.

Искренне необычайно
Все, даже крыша крыльца
С тающим снегом. Случайного
Глаз не заметит штриха.

Ясности нет все ж в лошадке,
Что ждет с санями того,
Кто в этот дом зашел, сладко,
Может быть, выпить чего!?

Нету и ясности в доме —
Что в нем хранит здесь весна:
Чайную, лавку, знакомых, —
Что привело ездока (?)

Но это — мелочи жизни!
Жизнь склонна тут, как всегда,
Нам подавать лишь эскизы
Для доработки венца.

1986

3. И. И. Левитан. «Хмурый день» (1885)

Хмурый день. И небо хмурится,
И вода большой реки.
В небе облакастом чудится
Облик человеческий.

То ль мужской, то ль женский — трудностно

Разобраться в нем сполна.

Он с погодой обоюдностно

Создал в небе жемчуга —

На синеющей основе,

Благолепью дав дорогу.

А вода бьет разноцветной
Нам мозаикой в глаза.
Тростники под тягой ветреной
Стан сгибают свой слегка.

Берега ж, грустя под зеленью —
Где сильней, где послабей —
Обещают в отдалении
Больше солнечных лучей.

1992

4. И. И. Левитан.

«Лунная ночь. Большая дорога» (1887)

Луна их сделала живыми
(Вдвойне!): идут же — не стоят!
Видны нам даже пят извивы
У завершающих отряд...

Тенями пересечь дорогу
Решили, кстати, дерева,
Перечеркнуть чтоб хоть немного
Вид, что не радует глаза
Своей натруженностью встречной...
На языке поэзьи — вечной.

Пусть дерева конец зрят строя,
По сторонам — лес и дома,
Тож освещенные луною, —
Небо с землей — вместе всегда!
Залог здесь — наши небеса!

1992

5. И. И. Левитан. «Сумерки. Луна» (1899)

Еще ночь не опустилась,
А день почти исчез,
Но кисть творца сложила
То и другое здесь.

Луна в огромном небе
На темном полотне
Дает светлые реди
К идущей в ночь канве;

Но в озеро спускаясь,
Плохой дала портрет.
Зато все берега ей
Отдали ширь вослед

Красот необычайных —
Все, что на них стоит,
Рощи, леса и тайну —
Зеркальный строить быт,

И многое другое,
Что в сумерках поет,
Не гаснет. А такое
Всегда к свету зовет!

1992

III. А. И. КУИНДЖИ (1841-1910)
1. А. И. Куинджи. «Днепр утром» (1881)

Змеевидно теченье Днепра.
Невыразимы его берега.
А степь, что гарцует над ними,
Полна трав и цветов пантомимы.

Небо лишь равнодушно зело
К тому, мастером что здесь дано:
В светло-рыжей канве облаков
Одной птицы всего зрим остов.

1992

Наши рекомендации