Занятие «Зарисовка о людях и собаках»
Цель:обсуждение характеров в зарисовке о пожилых людях.
Двадцатиградусный мороз заставлял бежать все быстрее. Снег пронзительно скрипел, голубые тени лежали поперек дорожки и сквозь слезы, выжимаемые морозом, казались рытвинами. Впереди показалась сгорбленная невысокая фигура, оказавшаяся вблизи старушкой, упакованной в теплые вещи, с веревочкой-поводком в руке. Поводок этот оканчивался лохматым комком, изо всех сил катящимся вровень с семенящими шажками старой женщины. Меня поразил очень ласковый тихий голос: «Мы с тобой должны идти быстрее... Беги старательнее своими ножками, а то мы замерзнем. Постарайся идти быстрее, нас ждет завтрак...» В ответ слышалось преданное понимающее повизгивание четвероногой спутницы. Так, разговаривая, две подруги — женщина и маленькая собака — как-то неловко посторонившись, чтобы пропустить меня, хотя места было достаточно для нас всех, медленно «поспешали» своим маршрутом. Теплая грусть, сожаление о чем-то невозвратном стеснили мне грудь, слезы катились уже не только от мороза...
Повернув за угол, наткнулась на еще одну удивительно трогательную пару. Высокий старик в больших валенках и шапке-ушанке стоял, опираясь правой рукой на костыль. Видны были кустистые брови, внушительный нос, голубовато-желтые щеки. Клевой руке крепко-накрепко примотан брезентовый длинный поводок, на другом конце которого выгуливалась рыжая дворняга. Собака прыгала, вилась за своим колечком свернутым хвостом, бегала по кругу, вытворяла весело еще какие-то пируэты. Но ни единого звука не издавала, не натягивала поводок — что за чудо взаимопонимания! Ведь собаке с такой силой движений хватило бы только рывка, чтобы старик упал. Кто вышколил это животное, не суровый ли старец, напряженно смотрящий за порядком гулянья?
Невольно выпрямившись, как бы подтянувшись, побежала дальше, а мысль подсунула воспоминание еще об одном эпизоде с собакой. Знакомые выкармливали Дика с самого раннего его детства. Из уморительно-толстого пушистого щенка он вырос в длинную белую собаку «дворянской» породы. Умный, только что бессловесный, веселый и — хороший «психолог»: сразу чувствовал, с кем каким образом можно себя вести. При встрече с моим мужем они разыгрывали шумный спектакль с рычанием, погоней друг за другом, постепенным умиротворением и поеданием мясных деликатесов. Видно было, сколько удовольствия доставляет обоим эта возня, а окружающие хохотали и теплели душой, потом все вместе пили чай, любовно-спокойная беседа неспешно текла, а Дик спал под столом, придавив боком ступни мужа.
Вопросы:
— какими характерами наделили бы вы людей по этой зарисовке;
— какую собаку хотелось бы иметь в старости. (Характеры: психастенический — у старушки, эпилептоидный — у старика, синтонный — у мужа.)
Занятие «Камни»
Цель:проявление особенностей характера через выбор и описание камней.
Разложены камни. Каждый участник группы выбирает понравившийся и рассматривает его.
Вступление терапевта:
«Велика притягательная сила камней. Камни входят в сознание людей как чистые и яркие произведения природы, украшающие существование человека. Они могут являться как привилегией знати, так и мудрыми молчаливыми собеседниками. Из них создают различные части фундаментальных сооружений, скульптурные миниатюры; камни украшают руки и грудь женщин.
Сила воздействия камней на сознание людей столь велика, что они обросли яркими и красочными легендами и поверьями. Можно в них увидеть что-то мистическое, или просто получать эстетическое удовольствие, или интересоваться, как создает их могучая природа и где они захоронены в каменном царстве. Авторское, мое, ощущение мира камней.
Каждый из нас по-разному воспринимает этот природный дар. Для кого-то камень — просто минерал, используемый людьми для обустройства жизни или ее приукрашивания. Для другого — внимательный и в то же время недоступный слушатель, для третьего — часть его окаменевшей души или картина его жизни.
Камни похожи на нас своей неповторимостью: большие и маленькие, дикие с острыми гранями, ручные (обработанные и поглупевшие), яркие и потускневшие, вычурные рисунком и строгие разлиновкой, прозрачные (чистые) и мозаично-слоистые. Камни, как и мы, становятся одинокими, когда отрываются от природы, места рождения и приходят к нам.
Некоторых из них люди уродуют, делая украшения, заключают в металл и срезают природную поверхность, обнажая внутреннюю красоту и лишая защиты.
И все-таки, что же они хотят сказать нам? Может быть — почему они окаменели? Или хотят предупредить нас и предостеречь, защитить от взгляда Горгоны. А разговаривать лучше с дикими, природой ограненными, с рваными краями и независимостью формы.
Они-то могут рассказать людям про пещеры и глубины земли, о береге реки и дне океана, про нежные руки и наступающие подошвы сапог, про тепло и одиночество.
Но их рассказы, по большому счету, есть отражение наших мыслей и мироощущений».
Ведущий предлагает каждому из участников группы объяснить свой выбор: чем понравился камень, чем близок; что видит обычного и необычного, что хочется сказать камню.
Если вырисовывается мироощущение пациента, то это обсуждается группой.
На дом дается задание — рассказ о камне.
Может быть, я камень?
Только вот без граней,
Без границ, без веры,
Без меры, без признаний.
Пусть я буду камнем,
Но не пластилином,
Чтоб лепить не смели,
Стану нелюдимом.
Я уйду от взоров
К поднебесью, к Богу,
Буду паперть чистить,
Из книг сошью я тогу.
Экологичность работы заключается в чувствовании терапевтом необходимости подчеркивать или не подчеркивать особенности характера пациентов, т.к. это может ранить несовпадением с самоощущением пациента.