Психотерапевтический театр как прием Терапии творческим самовыражением и лечение, профилактика наркомании и токсикомании
Наблюдающийся в настоящее время процесс социальной нестабильности на всех уровнях и во всех сферах, дезорганизация общества, обострение политических, региональных, национальных и иных общественных противоречий — все это готовит почву для развития наркотической субкультуры, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к стабильности и устойчивости психических процессов каждой конкретной личности.
Молодой человек теряется в потоке отступлений от принципов социальной справедливости, в культурном кризисе, что приводит к нарушению межличностных и внутриличностных отношений. Все это выливается в поиск норм жизни, возникает почва для дезинтеграции неустоявшейся личностной культуры.
Особенно это касается людей со «слабым» типом нервной системы: с тревожно-мнительным складом личности, расстройствами настроения дефензивного характера, сказывающимися ранимостью и переживанием своей неполноценности. Эти характерологические особенности часто не позволяют устоять в мире наркомании и токсикомании.
Значительное количество обращений молодых людей в социо-психотерапевтический подростковый кабинет г. Тамбова связано с испытываемой ими зависимостью от психоактивных веществ (ПАВ). Дефензивные, тревожные и депрессивные состояния явились одним из основных факторов возникновения зависимости от ПАВ. В большинстве случаев пациенты испытывают тягостные состояния душевной аморфности-неопределенности, «рассыпанности своего "Я"». Поскольку число обращающихся за помощью растет, то необходимо создание эффективных психологических и психотерапевтических средств, позволяющих проводить профилактику и психокоррекцию указанных состояний.
Не дезинтоксикация и не гипноз по-настоящему спасают наркомана, а обретение веры в возможность и значимость другой жизни — жизни без наркотиков. Приемов психотерапии, направленных непосредственно на лечение наркоманов, не существует. Все приемы помогают только в соединении друг с другом.
На этих принципах и построена наша работа в антинаркотической программе «Четвертое измерение». На наш взгляд, работа клинического психолога должна опираться на естественные творческие способности, использовать неисчерпаемые возможности воображения молодых людей, а также знание-понимание своих природных характерологических особенностей. Это позволяет сформировать новую, духовно насыщенную субкультуру, произвести внутреннюю интеграцию. В основе нашей краткосрочной терапии молодых пациентов с зависимостью от ПАВ лежат идеи, приемы самовыражения в театральном творчестве, разработанные автором, и идеи, приемы ТТС.
Мы выбрали из Терапии творческим самовыражением терапию режиссерско-исполнительским творчеством, в процессе которой молодые люди знакомятся с учением о характерах, характерологических радикалах, сравнивая их со своими характерологическими особенностями, создают композицию своего характера как единого целого. В жизни, как и в спектакле, все не может быть главным. Наша задача — помочь пациенту расчленить происходящее в его жизни на первостепенное, второстепенное и третьестепенное, что поможет нарисовать целостную картину, жизненную перспективу.
Внутренний мир человека рождается из творческого самовыражения. Неспособность или невозможность по обстоятельствам жизни выразить себя порождает личностные комплексы, трагедию несостоятельности, особенно у дефензивных людей.
Использование театрального искусства в психотерапевтических целях не ново. Еще в мистериях первобытных народов, в античных и средневековых театрах наблюдались, быть может неосознанные, тенденции к использованию театра и в плане глубокого целебного эмоционально-психологического воздействия на состояние как исполнителей, зрителей, так и постановщиков. Уже в первом веке до нашей эры Аристотель указывал на очищающее (катарсическое) действие театра на души людей.
В древнегреческой трагедии каждая человеческая судьба тесно связана с общечеловеческой, с Космосом и со всем мирозданием.
Существуют театрализованные формы саморегуляции: методы психотерапевтической драматизации, имагопсихотерапии, ролевые варианты актерской «психотехники». Суть их в использовании одного из элементов театральной психотехники воображения и мысленного воспроизведения положительного образа. При этом для всех этих форм характерно «решение конкретной проблемы», лишь частично обеспечивающее учет целостного состояния молодого человека. Психотерапевтический реалистический театр опирается на прочувствованное знание актером своих характерологических особенностей (Бурно М. Е., 1997). Психотерапевтическое воздействие происходит по следующим направлениям:
— режиссерско-постановочное;
— актерско-исполнительское;
— зрительское;
— искусствоведческое.
В театральном искусстве немое единство есть целостный образ спектакля. Достигается он многими сценическими приемами и выразительными средствами (темпо-ритмом, мизансценой, костюмом, музыкой, светом). Они служат выявлению главнейших событий в режиссерской партитуре, а у нас — прежде всего, созданию гармоничной картины внутреннего мира пациентов.
Сложный ритм жизни с акцентом на наркотическую субкультуру приводит к искажению смысла жизни, обеднению характера и его «тахикардии». Необходимо отметить, что первоначальное состояние участников на занятиях характеризуется пассивностью. Для преодоления ее необходимо создание определенного микроклимата в группе, позволяющего преодолеть страхи ребят, сдерживающие их активность:
а) страх сказать или сделать что-то неверно;
б) страх быть смешным;
в) опасение испортить хорошие взаимоотношения с товарищами в период высказывания критических замечаний.
Для этого используются следующие приемы:
— упражнение «Костюм-превращение»;
— обдумывание деталей костюма, подходящих к определенному характерологическому радикалу (плащ, шляпа, кринолин, шлейф, платки на голове, в руках, шпоры, шубы). Остальные участники угадывают, что за костюм на исполнителе, каков характер, характерологический радикал, где происходит действие и когда.
Связь костюма, его элементов с характерологическими радикалами осваивается «от поведения к костюму» и «от костюма к поведению». Это позволяет развивать чуткость к предмету, переходящую в логику поведения.
Такого рода деятельность клинического психолога, построенная на основе использования самовыражения в сценическом творчестве, способна помочь каждому человеку найти свое место в жизни, использовать «силу своей слабости», т.е. обнаружить позитивные стороны своего характера, предположить свою, свойственную своей природе, творческую, свободную от ПАВ, дорогу в жизни, свой смысл.
Примеры методических разработок занятий, материалы к занятиям в группе творческого самовыражения