О внелечебных ветвях Терапии творческим самовыражением
Обзор литературы одесских авторов, посвященной Терапии творческим самовыражением, дает основание утверждать, что этот клинический метод, кажется, повторяет судьбу психоанализа. Как и метод З. Фрейда, первоначально нацеленный на лечение неврозов, прием М. Е. Бурно, созданный для оказания психотерапевтической помощи пациентам пассивно-оборонительной структуры личности, получает применение в сферах человеческой деятельности, далеких от медицины.
Росток ТТС, посаженный в начале 1982 года на почву Одесского областного психоневрологического диспансера врачом Е. А. Поклитаром, некоторое время спустя дал ценные побеги на почве семинара психогигиенических знаний (общество «Знание», Центр деонтологии и психотерапии областной больницы, Межкурортный кабинет эстетотерапии при Доме отдыха «Мирный», клуб «За активное долголетие», клинический санаторий им. Октябрьской революции, Южно-Украинский педагогический университет им. К. Д. Ушинского, одна из общеобразовательных школ города, одесский городской Центр здоровья).
Произрастая от корней и ствола классической авторской ТТС, модифицированные ответвления метода М. Е. Бурно уже не преследовали исключительно медицинские цели, а решали внелечебные задачи: формирование здорового образа жизни, борьба с вредными привычками, создание благоприятного психологического климата, разрешение конфликтных ситуаций, формирование творческой индивидуальности учащихся среднеобразовательных школ, оптимизация учебного процесса в высших учебных заведениях и др.
Полученный одесскими специалистами (врачами, психологами, педагогами, социологами) опыт убедил, что ТТС не только защищает человека от воздействия вредоносных психогенных факторов, но и несет в себе мощный гуманитарно-культурологический заряд, способный повышать уровень культуры и облагораживать человека. Такое представление о ТТС служит в настоящее время основанием для включения в тематический план научно-исследовательской работы Одесского регионального отделения Научно-методического Центра ТТС Профессиональной психотерапевтической лиги слушаний о возможности формирования на фундаменте ТТС (в развитие концепции медицинской педагогики академика А. Е. Штеренгерца) учения о гуманитарно-культурологической медицине. Очевидно, и М. Е. Бурно допускал такую возможность, отмечая: «...ТТС... не проходит мимо клинической дифференциальной диагностики (и в том числе подробного изучения характерологических радикалов), а исходит из всего этого и вместе со всем этим способна бесконечно развиваться»(1997).
Глава 7_________________________________________________________
О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИКАХ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ В ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ
Терапия созданием творческих произведений
Краткосрочная терапия творческим рисунком
Вступление
Это пособие для психотерапевтов составлено в процессе совместной многолетней работы практическим психотерапевтом-психиатром А. А. Бурно (Московский психоневрологический диспансер № 20, более 10 лет он был амбулаторной базой кафедры психотерапии ЦИУВ) и сотрудником этой кафедры М. Е. Бурно.
Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения), предназначенная для пациентов с дефензивными расстройствами без острой психотики (т.е. с тягостным переживанием своей неполноценности)[133], — довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) прием. Методика краткосрочной терапии творческим рисунком — частный момент, одно из зерен в колосе Терапии творческим самовыражением.
ТТС, как известно, основывается на известных издревле положениях: 1) познай самого себя; 2) познай других, дабы уважительно согласиться с тем, что для каждого свое (если, конечно, это свое не безнравственно), и 3) обрети себя в творческом самовыражении. Но для нас, в отличие от многих психотерапевтов страны и мира, это свое звучит не в смысле только лишь неповторимой духовной индивидуальности, но и в смысле конкретного характерологического радикала, стойкого душевного расстройства определенной структуры. Свое психастеническое, свое циклоидное (синтонное), свое шизоидное (философически-аутистическое), деперсонализационное и т.д. Таким образом, Терапия творческим самовыражением как клиническое психотерапевтическое воздействие исходит из особенностей природы человека с пристальным вниманием к тому, что объединяет пациентов в какую-то клиническую группу, обусловливает и общность их духовных переживаний. Конечно же, каждый из нас неповторим в том смысле, что никогда не было и никогда не будет до черточки точно такого же человека (телесно и духовно), но есть в нас и общие свойства, объединяющие нас в различные группы. Так, нет абсолютно похожих друг на друга листьев березы, но все они несут в себе то общее, что отличает их от всех листьев клена.
Понятно, мы не углубляемся в занятиях с пациентами в тонкую дифференциальную диагностику, а говорим, в основном, о симптомах и характерологических радикалах: реалистически-авторитарном, синтонно-реалистическом, аутистически-философическом, тревожно-сомневающемся реалистическом[134] и т.д. В таком случае, например, одни больные малопрогредиентной шизофренией, похожие на шизоидов, отметят у себя аутистически-философический радикал, другие, похожие на психастеников, — психастенический, тревожно-сомневающийся реалистический радикал. Некоторые пациенты обнаружат в себе сразу несколько радикалов, но важно помочь им выяснить ведущий радикал (во всяком случае — на сегодняшний день), особенно отчетливо обнаруживающий себя и в переживаниях, и в общении с людьми, и в создании каких-либо творческих произведений. То есть важно целебно помочь пациенту почувствовать себя (аутистическим, тревожно-сомневающимся реалистическим, синтонно-реалистическим и т.д.) самим собой, дабы легче было ориентироваться в поисках своего творческого пути. А путь этот, в соответствии с природными особенностями человека, воспитанием, — может быть и полнокровно-реалистическим, и философически-идеалистическим, религиозным.
Даже легкое ощущение созвучия с каким-либо творческим произведением (то, что выражается житейскими словами «мне нравится это») подчеркивает духовную индивидуальность человека, пациента, проясняет ее в тумане тоскливой, тревожной неопределенности, и это обусловливает светлый душевный подъем (творческое вдохновение).
Итак, Терапия творческим самовыражением может за недостатком времени и условий применяться и коротко, симптоматически, даже для однократной помощи при более или менее стойких тягостных расстройствах настроения, как толчок к вдохновению, побуждение к дальнейшим, быть может, самостоятельным целебным занятиям в этом духе. Таким кратким способом ТТС может быть и занятие «Краткосрочная терапия творческим рисунком», продолжающееся полтора-два часа в группе творческого самовыражения (6-12 чел.).
Комната для занятия
Творческому самовыражению дефензивных пациентов способствует уютная комната, длинный стол, за которым рассаживаются пациенты с психотерапевтом во главе стола. Проектор, экран для слайдов. На столе самовар, чашки, сухарики — для тех, кто хочет еще больше расслабиться такой непосредственной домашней обстановкой. Листы бумаги, карандаши, фломастеры и т.п. И пусть горят на столе свечи в подсвечниках — при том, что в комнате может быть и без них светло. Целебность пламени свечи — еще не написанная глава клинической психотерапии. Мы знаем или интуитивно чувствуем, что этот живой огонь был точно таким не только в первобытной пещере, но и до того, как возникла, состоялась в бушующем огне наша Земля, этим же огнем миллиарды лет горит Солнце. Для религиозного человека пламя свечи — символ вечно живой души (например, в церкви). То есть мы ощущаем-понимаем огонь как живую вечность, и это торжественно поднимает и просветляет душу.
Цель занятия
Цель — иная, в отличие от цели арт-терапевтического занятия с проективным рисунком. Там по рисунку психоаналитически выявляются, осознаются бессознательные конфликтные переживания, тайные желания, отношения с определенными людьми и т.п. И, благодаря этому осознанию, смягчается душевная напряженность. Здесь же мы стараемся усмотреть, понять в рисунке каждого из нас природный душевный склад, закономерности индивидуальных переживаний, отношения к миру. Стараемся ощутить, например, как именно чувствует данный человек в соответствии со своей природой соотношение между материей и духом. Чувствует, как материя-телесность по-своему светится духом, отражая полнокровно-реалистически окружающую жизнь? Светится духом, не существующим без этой материи-телесности? Или человек чувствует изначальность, вездесущность, бесконечность духа, а материя-тело есть не источник, а приемник, лишь временное пристанище духа, удобное, мягкое, как у Боттичелли, или неудобное, изломанное, как у Модильяни. Таким образом, цель занятия — ощутить, познать, понять себя как конкретную индивидуальность, определенный личностный радикал (аутистически-философический, синтонно-реалистический, тревожно-сомневающийся реалистический и т.д.), испытать радостное ощущение встречи с самим собой, вдохновение самопознания, яснее увидеть свои слабости и сильные общественно-полезные особенности и, значит, свою личностную дорогу и в профессии, и в жизни вообще.
Кроме того, творческое рисование (даже откровенно неумелое, но искреннее) будит желание творческого самовыражения в более широком смысле — желание выразить себя и другими способами: написать рассказ, сфотографировать и т.п.
План занятия
1. Краткое сообщение-пояснение психотерапевта о творческом рисунке.
2. Сопоставление, сравнение собственного личностного видения мира с видением мира известными художниками в их картинах.
3. Рисование на какую-то тему.
4. Обсуждение рисунков.
Содержание занятия