Занятия с заикающимися старшими дошкольниками с использованием элементов Терапии творческим самовыражением
На базе дошкольных образовательных учреждений №1093 и №1016 г. Москвы в группах заикающихся детей 5-7 лет были организованы специальные занятия с использованием метода Терапия творческим самовыражением. Особенностью этих занятий являлось включение в процесс коррекционной работы элементов терапии творчеством. Предварительно проводилось обследование каждого ребенка. Изучалась медико-педагогическая документация, проводилось психологическое тестирование (по Розенцвейгу, Шмишеку, рисуночные тесты). В индивидуальных беседах с детьми и родителями, а также в ходе наблюдений за детьми в свободной деятельности и на занятиях выявлялись их личностные качества, особенности поведения, направленность интересов. Занятия проводились преимущественно с небольшими группами детей (6-7 человек).
Темы занятий различны — «Цветы», «Времена года», «Сказочный герой» и др. Цель занятий состояла в том, чтобы дать возможность ребенку выразить свое отношение к тому или иному предмету, явлению, почувствовать и передать близкое, созвучное в окружающей природе, произведениях искусства, в характерах сказочных персонажей. Изучение характеров особенно важно, поскольку помогает ребенку определить свои характерологические черты, увидеть свои достоинства, смелее проявлять себя, раскрывать свои индивидуальные особенности. Обнаружение в себе положительных качеств, которыми наделен сказочный герой, повышает самооценку, чувство собственного достоинства ребенка.
На одном из первых занятий при рассматривании и поливании комнатных растений в группе, детям было предложено назвать, а дома нарисовать свой любимый цветок и придумать рассказ к рисунку. Дети с интересом рассматривали разные цветы на картинках, выделяя особенно понравившиеся, вспоминали хорошо знакомые и любимые цветы, раскрашивали понравившийся цветок в тетрадях-раскрасках. Нарисованные дома цветы и рассказы, записанные родителями, были представлены на следующем занятии. В рассказах — описания цветка, истории из жизни детей и выдуманные сюжеты. Каждый выражал то, что рождалось в душе, свой эмоциональный отклик. Во многих рассказах и рисунках звучали особенности характера детей. В рассказе Алика (5 лет) «Лютик» проявились доброта, теплая душевность, заботливость, стремление к общению: «Лютик, как настоящий цветочек, утром просыпается, раскрывается. Поливать нужно, чтобы рос. Рвать не стал бы. Я бы с ним играл, он мне помогал. Он дружил бы с моими зверюшками — собачкой, Симбой, Тимоном и обезьянкой. Я бы стал его любить». Звучание характера в рассказе близко к сангвиническому. Эти же особенности мальчика проявлялись в группе, в общении с детьми и взрослыми. Вика (6 лет) нарисовала букет из разных цветов, не могла выбрать один цветок. Показанное ею разноцветие близко «полифоническому» характеру (по Е. А. Добролюбовой, 1996, 1997). Отмечая для себя сходство личностных качеств ребенка с тем или иным характерологическим радикалом, последний мы рассматривали как ориентир, в направлении которого можно помогать детям искать созвучие.
Рассматривая слайды картин известных художников, дети рассказывали, как чувствуют настроение, переданное в картине, природу, характеры людей. Определяли, чем близки и нравятся им картины. Особенно привлекательны для дошкольников картины на сюжеты детских сказок («Аленушка», «Три богатыря» В. Васнецова и др.).
Рисовали на занятиях любимое время года и рассказывали по своим рисункам. Рассказывали и без рисунков о том, чем нравится выбранное время года, о своих занятиях, развлечениях. Отталкиваясь от заданной темы, каждому ребенку хотелось сказать что-то свое, выразить то, что у него в душе, свои переживания, показать частичку своего мира.
Дети всегда с большим интересом рассматривали работы друг друга, называя, что им особенно нравится, что близко, внимательно слушали рассказы товарищей, читаемые педагогом.
Знакомство с характерами проходило на примере персонажей детских сказок и мультфильмов — лисы, зайца, волка, Винни Пуха. По желанию детей рассматривались и другие персонажи. По вопросам, вспоминая хорошо знакомые сказки, дети описывали характеры, объясняя, почему они дают ту или иную характеристику в каждом случае. Так, например, лису называли хитрой (вспоминая, кого и как она перехитрила), красивой, любящей себя показать и т.д. Говорили, чем нравится или не нравится лиса. В конце занятия педагогом обобщался образ рассматриваемого героя, выделялись черты характера, соответствующие классическому описанию того или иного типа характера. Часто на занятиях дети отмечали свое сходство в чем-то со сказочным животным. Познакомившись с характерами, дети с большим желанием, надев полумаску, изображали своего любимого сказочного персонажа, а иногда домашнее животное. Показывали их походку, голос, характер, рассказывая монолог из сказки, исполняя роли в инсценировке.
Было замечено, что в момент творческого самовыражения, охваченные вдохновением, дети не заикались. К занятиям особенно потянулись дети нерешительные, с чувством собственной неполноценности.
Изучение особенностей своего характера, характеров других людей, самоутверждение в разнообразном творчестве повышало их самооценку, укрепляло веру в себя, способствовало социальной адаптации, поиску своего места среди людей, помогало преодолеть речевой недостаток.