Туберкулез, личность, психотерапия
Эта небольшая работа является обобщением материала свыше 30-ти исследований по изучению психологии больных туберкулезом и фтизиопсихотерапии, выполненных одесскими специалистами в период с 1976 года.
Эпиграфом к сообщению возможно поставить высказывание предтечи современной фтизиопульмонологии Рене Лаенека: «Почти все лица, ставшие на моих глазах туберкулезными больными, как бы они ни были предрасположены к этой болезни, имели равным образом причину своего недуга в глубоких и длительных горестях».
По нашим данным, в анамнезе 59,4% больных с впервые установленным диагнозом легочного туберкулеза — острый стресс или стрессовые ситуации в течение последних 6-ти месяцев до выявления болезни; у 85,6% из них — общеневротические проявления. Подобная клиническая картина наблюдается и у больных с неблагоприятным течением специфического процесса — острый стресс или стрессовое состояние в 60,8% и проявления невроза в 94,1% случаев.
Эти данные коррелируют с показателями психологического исследования с помощью теста Люшера, позволившего установить более высокие уровни признаков психоэмоционального дискомфорта больных.
В середине 70-х годов XX века на основании рекомендаций украинских специалистов в Одесском облтубдиспансере была сконструирована рациональная система психогигиенической и психотерапевтической помощи туберкулезным больным.
В середине 80-х годов XX века, в период всеобщей диспансеризации населения, в связи с внедрением практики динамического наблюдения за лицами, отягощенными факторами риска заболевания туберкулезом (к числу которых относятся заболевания и состояния, обусловленные психоэмоциональными перегрузками), система фтизиопсихотерапии подверглась усовершенствованию благодаря включению в нее модифицированного психогигиенического варианта Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно.
Во всех случаях использования психотерапии мы неизменно наблюдали ожидаемый клинический эффект. Вместе с тем, как правило, использовали для верификации эффективности лечения ряд психологических тестов. Суммарный показатель теста САН, зарегистрированный в процессе комплексной психотерапии группы больных деструктивным туберкулезом легких, повысился с 4,2 балла до 6,2 (на 68,3%). Весьма показательны и данные теста Лю-шера — уровень тревожности снизился с 5,1 до 3,2 (на 37,9), уровень возбудимости — на 46,5%, а уровень активности повысился на 27,4%.
Наших наблюдения (О. Н. Нерсесян, В. В. Филюк, Е. А. Поклитар, 1996) дают основание считать, что психотерапия способна играть существенную роль также в качестве лечебного метода конкретно противотуберкулезной направленности. Этот вывод сделан на основании результатов лечения 16-ти больных туберкулезом легких, не подвергавшихся специфическому лечению из-за выраженной непереносимости химиопрепаратов или наличия противопоказаний к их применению.
Репрезентативными клиническими и психологическими обследованиями выверено убеждение в целесообразности реанимации концепции об особом «характере фтизика» как эндогенном факторе повышенного риска заболевания туберкулезом, обоснованной еще в 1689 году Мортоном, а в последующем — Мунро, Летле, Гротяном, Ганге, Симпсоном и др., в том числе одесскими врачами — фтизиатром Д. Л. Меерсоном и психиатром Л. И. Айхенвальдом.
По нашим данным, туберкулезом заболевают преимущественно лица дефензивной (пассивно-оборонительной) структуры личности — люди слабовольные, нерешительные, непрактичные, душевно и физически инертные, застенчивые, конфузливые, неуверенные в себе, незащищенно-робкие, склонные к сомнениям, самообвинению. Поэтому, очевидно, наиболее валидным психотерапевтическим методом в клинике туберкулеза следует признать метод Терапия творческим самовыражением.
В заключение позволим себе повторить мысль, высказанную более полувека назад Ф. Г. Яновским, ученым, имя которого носит Головной Украинский республиканский институт фтизиатрии и пульмонологии. «В области туберкулеза, — писал Феофил Гаврилович, — идет теперь бурная работа по изучению всех сторон его. Только одна остается как бы в стороне от разработки. Это изучение психики туберкулезного. А между тем именно при этой болезни она оказывает такое могучее влияние на соматические стороны заболевания».