Из практики Терапии творческим самовыражением пациентов с шизотипическим расстройством
1. Без творческой переписки с психотерапевтом установить эмоциональный контакт, способный побудить шизотипического пациента к творчеству, невозможно.
2. При глубокой тоскливости помогает прежде других, наиболее часто используемых творчеств, музыка. По мере ослабления депрессивности помощниками становятся: сначала изобразительное искусство, затем художественная литература и, наконец, наука.
Эта закономерность проявляется в клинической терапии как пассивным творчеством, так и активным.
3. Шизотипические пациенты (называю их полифонистами) чувствуют в себе повышенную потребность в движении, разнообразии.
Движение — путь к разнообразию. Последнее — оживляет эмоции и, соответственно, мысли; требует выяснения своего отношения к новому, то есть — творчества.
4. Полифонистам с ведущим психастеническим радикалом помогает войти в творчество чтение энциклопедических изданий: что-нибудь в них обязательно затронет душу.
5. Существенную психотерапевтическую помощь пациенты получают тогда, когда ведут — по очереди — занятия в своей группе — вместо меня (я лишь присутствую).
6. Произведение полифониста с «художественным» ведущим радикалом — сказка; автор «эмблемы» в художественном творчестве — полифонист-«психастеник».
7. Фэнтази — авторская сказка (в отличие от народной или от аугистической сказки-притчи). Одно из полифонических явлений в художественной литературе.
Многие российские толкиенисты живут, в сущности, по А. Грину.
8. Чтение вслух и переписывание созвучного себе и даже своего собственного — приемы, которыми пользуются многие шизотипические пациенты.
9. Некоторые полифонисты лечат себя рисованием иллюстраций. Иногда иллюстрирование оказывается началом самостоятельного изобразительного творчества.
Родственное: продолжают своим стихотворением первую строчку чужого.
Им легче писать эссе на определенную психотерапевтом тему.
10. Шизотипические пациенты обычно хорошо принимают задание нарисовать свой герб.
11. Прошу писать каждый день — «Какой Природа была сегодня (какой я ее увидел(а)). Что в ней обратило на себя мое внимание».
12. Пациенты — своими повторяющимися спонтанными рисунками — подсказали традиционные теперь домашние задания: «Писать "портреты" месяцев, времен года, времени суток». Можно словами.
13. Природа вся находится в движении. Полифонистам же его серьезно не хватает — и их телу, и их душе.
14. Явственное движение в Природе — ветра, снега, дождя, воды в реке, огня в свече... Движение внутри Вечности заражает жизнью.
15. Некоторые шизотипические пациенты любят фотографировать в разное время года одно и то же место в Природе. Выстроенные в ряд, такие слайды оживляют чувство движения Жизни.
16. Из разговора с пациенткой М., 29 л.: «В окно видела: зеленый тополь, и снег идет медленно, листья шевелятся. У меня восторг от этого. Зимой не так в Природе. А осень я очень люблю. Мне близка осень.
Движения деревьев, листьев и музыка у меня ассоциируются. Когда я слушаю классическую музыку, без слов, и — качание деревьев, листьев у нас за окном... Как будто под музыку. Оно дает что-то хорошее... Перечитывала про аутистический характер. Ничего в себе от него не нашла». (Русский язык для М. не родной. — Е. Д.)
17. Из письма М.: «6 ноября. Ходила в лес. Запаха не было, птицы не пели. Но я нашла другое в лесу. Была тишина. Я прислушивалась, и мое плохое ушло. Мне стало хорошо, только грустно немножко. То ли оттого, что листья — на земле, уже не желтые, а потемневшие. Оттого, что лес стоял покорный. Как будто он ждет зимы. Покорность стоит. Именно ждет чего-то... Грустно было, но легко».
Даже видимая «остановка» Природы дает почувствовать скрытое за ней мощное движение — например, поворот времен года.
18. Напоминаю шизотипическим пациентам научное: «Энергия (от греч. energeia — действие, деятельность) — общая количественная мера различных форм движения материи» (БЭС).
19. Дефензивные полифонисты отмечают, что выйти из депрессивного ступора им удается быстрее тогда, когда — заставляя себя перебирать в памяти срочные дела — вспоминают актуальные для них не завершенные творческие.
А еще — часы перед глазами.
20. Дефензивные шизотипические пациенты тянутся ко всему природному, что беспомощнее их самих. Активирование в этом направлении не встречало протеста.
21. Многих полифонистов растения привлекают больше, чем животные: «растения медленнее живут» (А., 30 л.).
Медленность несет в себе наглядность.
22. Интересны шизотипическим пациентам так называемые «выживающие» растения — те, которые растут в неблагоприятных условиях.
Все, вынужденное быть «жизнестойким», — объект их внимания. Так, они с тихой радостью замечают, например, новые лапы у елки, выросшие — вдобавок к весенним — летом — на обломанных ветках. И идут в библиотеку читать о елях.
23. Полифонисты называют «созвучным» себе в Природе не все редкое (как может показаться), а лишь такое, которое появилось в результате необычного стечения обстоятельств.
24. Некоторые шизотипические пациенты, когда спрашиваю о любимых животных, вспоминают... пингвинов.
Неизменно заинтересовывает способность кувшинок жить одновременно в земле, воде и воздухе.
Природное «полифоническое» стоит предлагать темой авторского вечера (то есть занятия группы ТТС, которое ведет пациент).
25. Многие полифонисты фотографируют не просто сказочно-загадочное, но и существующее мгновения. Оно подчеркивает постоянное движение в Природе, тем самым заражает движением их самих, заставляет действовать.
26. Сосны (особенно не корабельные) «созвучны» не только аутистам, но и полифонистам-реалистам: почти каждая похожа на человека определенного характера, напоминает то или иное состояние души.
«Характеры», «состояния», подсмотренные в соснах, часто попадают в полифонические рисунки-эмблемы и на фотографии.
27. Растения, в которых легко увидеть эмблему (обычно они больше других напоминают человеческое), привлекают, как правило, полифонистов-«психастеников».
28. Шизотипические пациенты, показывая «панорамные» пейзажи на своих слайдах, говорят, что большие открытые природные пространства помогают им почувствовать себя свободнее.
Эти фотографии легко перепутать с открыточными, а ведь на них, в сущности, — общение индивидуальности с Вечностью.
29. Из письма пациентки А., 34 л.: «Свеча — собеседник, с которым можно пообщаться в любой момент». Из разговора с пациентом Ю., 22 л.: «Свеча — мое зеркало».
30. Творческое общение с Природой психотерапевтически хорошо и тем, что это творчество возможно всюду, а потому оно может быть непрерывным. Ведь Природа всегда с нами.