Полифоническая детскость и Терапия творческим самовыражением
В своей профессиональной практике Терапии творческим самовыражением стараюсь клинически изучать жизнь души в контексте общечеловеческих духовных ценностей, искать в телесно-душевно-духовных взаимосвязях психотерапевтические и показывать их — неизбежные, нужные, важные — пациентам.
Дефензивные больные малопрогредиентной шизофренией обычно называют, среди других своих страданий, острое взрослое переживание собственной детскости. На групповых и индивидуальных сеансах ТТС, в числе другого, стремлюсь показать: мешающая полифонистам в повседневном, традиционном общежитии особенность — один из характерологических радикалов, не хуже и не лучше других. Он не ювенильный, разница отчетливо видна, когда сравниваем произведения ювенилов (например, Брюллова, Делакруа, Энгра, Бунина), те полифонические, в которых силен инфантильный радикал (например, С. Дали, Босха, Чюрлениса, Пиросмани, Гофмана, М. Булгакова), картины художников других типов характера, детские рисунки[87]. В ювенильных есть юношеская свежесть восприятия мира, но она — не абсолютная детская нестандартность,не родниково-чистое мироощущение, которое не зашорено опытом, социальными условностями. Человек именно в детстве в максимальной степени является эмоциональным собой, его самобытные ассоциации еще ничто не укротило, не упорядочило, не затерло, подвижность его переживаний позволяет соединять вещи так, как уже не получается у него же взрослого, даже у истериков (и в их произведениях редеют заросли второстепенных побегов, за ними все яснее ствол, и вспоминается шутка, живущая у студентов-филологов: «3наешь, что такое столб? Это — хорошо отредактированное дерево»), детство — практически полная свобода желаниям и воплощению их. Чудесная сила, без которой нет творчества, в полифонии достигает степени элемента характера. Без него полифонистам не увидеть и не показать ту действительность, которая открывается в их творчестве. Так стоит ли расстраиваться? К тому же «взрослые» радикалы способны видеть «соседа»-ребенка, их можно научить маскировать его там, где он может оказаться лишним.
Детскость участвует во взрослом творчестве, звучит в работах, признанных миром талантливыми, гениальными, она — их характерная составляющая; «результат болезненного процесса» создает то, что необходимо Человечеству. Сомневаюсь, что такую «патологию» нужно «искоренять».
Мне видится показательным письмо В., 33 л., она прислала его из отпуска, через четыре месяца ТТС, привожу (с ее разрешения) некоторые места: «Я глубоко верю в древние кавказские легенды, в эту мистическую мифологию о горах как бывших гигантах <...>. Да! Все эти живописные горы окрест города — окаменевшие люди, из тех древнейших племен — современников Атлантов!.. В этом я — с 9-10 лет (прочитав книгу легенд Кавказа) — просто уверена. <...> Для кого-то эта (так! — Е. Д.) слепая вера — детская, незрелая глупость, «недалекость» разума... Но я уже научилась[88] «не слышать» эти язвительно-циничные, жестокие насмешки... И стараюсь «не дразнить собак»... (выражение мамы...). <...> Когда я по 50 раз читала это в детстве, вызывая в своем воображении картины этих древних событий, мне и сновидения были не раз — на эту же, столь потрясшую меня, тему... Скептики сказали бы, конечно: «Маленькая впечатлительная дурочка потихоньку сходит с ума, в столь юном возрасте... Очень жаль!— Потерянная душа для здорового общества!..». Но теперь я — горой встану на защиту той девочки, отринутой и школой, и семьей (увы!)... <...> Навсегда запомнилось мне ощущение свежести, бодрости духовной, когда с ликующей душой шла домой после запечатления на фотопленку закатных красот... Даже голову держала не как обычно (зависимо от чужих взглядов, опустив к земле...), а — достойно и даже... горделиво (но не заносчиво, а смотря вглубь себя, а не на людей вокруг!..). И поняла, что то были минуты любви, диалога с Природой Земли, а значит — и со всей Вселенной! <...> Произошел истинный катарсис через этот магический «ритуал» и медитацию! И еще — редчайшее для меня ощущение самоценности... Не изгой, не «выродок» (с 10 лет это слово применяю к себе!..), а — душа, способная ощущать мир вокруг себя, а значит — и любить не только микрокосмос свой, но и — макрокосмос Земли, Галактики и Вселенной. Ночью здесь особые звезды: крупнее северных, волшебно мерцающие и... живые! <...>».