Шизоиды и психастеники в Терапии творческим самовыражением
Одно из наиболее ценного в опыте работы М. Е. Бурно: в случае сложных переживаний необходимо и сложное целебное воздействие духовной культурой. Личность пациента, богатого духовно, требует тонкого психотерапевтического подхода.
Занятия в группе ТТС проходят за чаепитием. Психотерапевтическая гостиная при этом освещена свечами и светящимися пятнами сменяющихся слайдов. Звучит музыка, соответствующая теме занятия. Гостиная украшена акварелями, зелеными растениями и сухими букетами в самодельных вазах, расписной керамикой. В комнате имеется отдельный уголок с мягкой мебелью и журнальными столиками, где пациенты могут отдохнуть перед занятиями.
На занятия приглашаются гости — психиатры, художники, литераторы, искусствоведы (люди также аутистического или психастенического склада).
Сочетание в группе психастеников и шизоидов представляется благоприятным. У этих характерологических радикалов немало схожего; в то же время они различны, как материалисты и идеалисты. Часто и психастенику, и шизоиду оказывается созвучно одно и то же, но по-разному.
Шизоиды (вопреки распространенному мнению) с большим желанием посещают наши группы, зачастую вкладывая в занятие максимум сил. Примерно половина из них до наших групп имела опыт группового общения в религиозных обществах и общинах, в турклубах, клубах самодеятельной песни, литературных объединениях, изостудиях и т.д.
Удивительны теплота, бережность, уважение, с которыми члены группы относятся друг к другу. Некоторые пациенты, годами и даже десятилетиями ведущие изолированный образ жизни, вдруг раскрываются, начинают общаться с другими членами группы помимо занятий, пытаются сделать для других что-либо приятное.
Темы занятий — соответственно конкретным 9 методикам ТТС. Терапии творчеством предшествуют беседы о характерах (синтонном, авторитарном, тревожно-сомневающемся, аутистическом, демонстративном и т.д.), каждый характерологический радикал объясняется через творчество и биографию какого-либо художника, поэта, писателя, композитора, несущего в себе данный характерологический радикал; а также на примере соответствующих литературных героев и сценок из жизни. Доклады делают пациенты и гости групп; при общей для всех групп схеме занятий повторяющихся докладов нет, каждое занятие — уникально. На любом из них пациенты учатся самопознанию, познанию других человеческих характеров, познанию себя и других в творческом самовыражении.
В качестве иллюстрации хочу привести занятие, посвященное художнику О. Кипренскому (синтонный, или естественный, характерологический радикал).
Занятие началось с песен синтонных бардов (в частности, Б. Окуджавы), исполненных членами группы под гитару. Затем шел глубокий, эмоционально-насыщенный доклад художницы А. И. С. о культурной жизни России первой четверти XIX века (от идеалов просветителей до декабристской идеологии) и Оресте Кипренском — прирожденном портретисте, авторе знаменитого портрета А. С. Пушкина (1827 г.). Смотрели слайды-репродукции O.K. — «Портрет А К. Швальбе», «Портрет Е. В. Давыдова», «Автопортрет» (1809 г.), «Портрет Д. Н. Хвостовой», «Портрет А. С. Пушкина» и др. А. И. С. рассказывала, что О. Кипренский был темпераментным, увлекающимся, доверчивым человеком, знавшим мучительные заблуждения и внутреннюю борьбу, обладавшим талантом, но (в силу «характера») он был лишен многих необходимых знаний. Рассказывала о том, как искренне верил он славе, и о приступах усталости, которым был подвержен. Читали строгие слова статьи К. Паустовского о О. Кипренском: «Он не знал, что талант, не отлитый в строгие формы культуры, после мгновенного света оставляет только чад».
Пациенты отметили трепетную жизненность портретов О. К., говорили, что на его портретах не только лица, но и как бы вся жизнь написанных им людей — их страдания, непосредственность, мужество и любовь; все обратили внимание на доброе и грустное, «такое земное» лицо Хвостовой, много говорили о даре сопереживания, который позволил синтонному художнику так полно почувствовать синтонного поэта (А. С. Пушкина). Отметили, что общение с произведениями искусства (даже не созвучными, чуждыми) обогащает личность, помогая отчетливее понять свое, и одновременно показывает другой характер.
В конце говорили о синтонных литературных героях — О. Бендере, Д'Артаньяне и других героях А. Дюма-отца.