Противопоказания к Терапии творческим самовыражением
1. Тяжелая депрессия с остропсихотически окрашенными суицидальными мотивами (она может углубиться в этой творческой, праздничной обстановке, подчеркивающей одиночество больного среди «счастливых» людей).
2. Больные шизофренией с упорными истеро-депрессивными переживаниями о том, что такое лечение греет, оживляет душу надеждами на светлое, на то, что кому-то нужен, а потом от этого еще больнее в «жестокой» житейской реальности, среди «равнодушных родственников» и т.п.
3. Склонность болезненно-сверхценно или по-бредовому интерпретировать учение о характерах.
Терапия (профилактика) творческим самовыражением предполагает собственное серьезное духовное самовыражение, неравнодушие к богатствам культуры вообще — самих врача, психолога и их помощников, что побуждает к целебному творчеству тех, кому помогаем. Это возможно сравнить с насущным интересом, например, современного хирурга к сложной медицинской технике. Но и хирург, и психотерапевт, не делаясь профессиональными инженерами, художниками, остаются, прежде всего, клиницистами, специалистами лечебниками и профилактиками, в своих целях, хирургически, психотерапевтически используя опыт иных специальностей.
О краткосрочной Терапии творческим самовыражением
Вступление
Уже несколько десятилетий в психотерапевтическом мире различные долгосрочные курсы лечения особым образом спрессовываются в краткие, поскольку у многих пациентов не хватает денег и времени для того, чтобы лечиться основательно и подолгу. Понятно, что разнообразная краткая психотерапевтическая помощь лучше, нежели однообразная, и она вполне устраивает, кстати, страховую медицину.
В известном американском «Психиатрическом словаре» Роберта Кэмпбелла (Campbell, 1981) краткосрочной психотерапией (Short-term therapy), или просто краткой (Brief psychotherapy), называется «любая форма психотерапии, помогающая в течение минимального времени (обычно не более 20 встреч-сессий)» (с. 520). Наиболее распространены в психотерапевтической практике краткие когнитивно-поведенческие и гипнотические курсы. Но осенью 1993 г. в Кельне на международном симпозиуме «Множество граней лечения в психиатрии» слушал сообщение Эрнста Фрейда (внука знаменитого деда) о «Кратком классическом психоанализе» (Brief Classical Psychoanalyses), правда, для академических психологов и сотрудников психиатрической больницы (Freud Е., 1993).
Терапия творческим самовыражением (ТТС) поначалу была разработана в долгосрочном виде (курс — 2-5 лет). Разработаны теперь и краткосрочные приемы ТТС (Бурно, 1988, 1990, 1991; Бурно А. А., Бурно М. Е., 1993; Бурно, Гоголевич, 1996; Бурно, Зуйкова, 1997). Благодарю здесь коллег, предлагающих-изучающих свои краткосрочные варианты ТТС при различных расстройствах и с психогигиеническими, психопрофилактическими, педагогическими целями. Отмечу здесь эти работы: Мокану и Бошняга (Кишинев), 1989; Кондратюк (Киров), 1989; Поклитар (Одесса), 1990; Поклитар, Терлецкий, Чиянов (Одесса), 1990; Зубаренко и Поклитар (Одесса), 1990; Джангильдин (Алма-Ата), 1990; Штеренгерц (Одесса), 1990; Токсонбаева (Бишкек), 1990; Поклитар и Псядло (Одесса), 1990; Катков (Одесса), 1990; Ян (Одесса), 1990; Петрушин (Москва), 1991; Нерсесян, Степула, Мастеров, Смоквин, Нелин (Одесса, г. Б. Днестровский Одесской области), 1991; Романов (Одесса), 1991; Зайцева (Одесса), 1991; Жила (Одесса), 1991; Иващук Л. В. и Ивашук Ю. Д. (Одесса), 1991; Поклитар и Штеренгерц (Одесса), 1991; Нелин, Нерсесян, Мастеров, Поклитар, Ростовский, Штеренгерц (Одесса), 1991; Мачевская, Вепрюк, Жукова (Одесса), 1994; Иванова И. (Волгоград), 1994; Поклитар, Штеренгерц, Ян, Ройз (Одесса; США, Сан-Диего), 1994; Поклитар, Орловская, Штеренгерц (Одесса), 1996; Зуйкова (Москва), 1994-1995; Некрасова (Москва), 1995-1996; Гоголевич (Тольятти), 1995; Gogolevitch, 1996; Ян, Штеренгерц, Поклитар, Катков, Воробейчик, Бурчо (Одесса, Канада), 1996; Филюк, Старшинова, Поклитар (Одесса), 1996; Ян, Штеренгерц, Поклитар, Катков, Воробейчик, Бурчо (Одесса, Канада), 1996.
Существо ТТС
ТТС как клиническая терапия творчеством показана пациентам и здоровым людям с душевными трудностями, напряженным тягостным переживанием своей неполноценности (дефензивностью). Во врачебном психотерапевтическом кабинете, в отделении психиатрической больницы это, конечно же, чаще всего тяжелые декомпенсированные психопаты с дефензивностью (некоторые «специфические расстройства личности» — по МКБ-10), малопрогредиентно-шизофренические пациенты с неврозоподобно-дефензивной симптоматикой, аффективными колебаниями (шизотипические и бодерлиновые пациенты — по МКБ-10), разнообразные пациенты с субдепрессивными расстройствами. Напряженные болезненной душевной разлаженностью, эти пациенты, испытывая тягостное состояние душевной аморфности-неопределенности, «рассыпанности» своего «Я» (даже без выраженных деперсонализационных расстройств), страдают прежде всего от того, что не чувствуют себя собою. Именно переживание душевной разлаженности-несамособойности часто лежит в основе горестного настроения, подогревая неопределенностью и конкретно-содержательную тоскливость, расцвечивая-заостряя ее содержание панически-черными красками или тревожно разрыхляя до ужаса — от непонятности происходящего, «каши в душе и вокруг». Что может серьезно психотерапевтически помочь человеку, потерявшему себя в тревоге-тоскливости с переживанием тягостной своей неполноценности (без острой психотики)? Обычно ни внушение, ни гипноз, ни убеждение, разъяснение с активированием, ни поведенческие или тренировочные приемы, ни сеансы аналитической терапии не помогут тут существенно почувствовать себя собою. Подействует лечебно-серьезно то, что поспособствует хоть немного оживлению личности, обретению творческого (креативного) движения души. Когда страдающему удается сделать или почувствовать что-то творчески (то есть по-своему, в соответствии со своей душевной, духовной индивидуальностью), неминуемо возникает при этом смягчение-прояснение в душе, светлый подъем (творческое вдохновение) с надеждой на что-то хорошее для себя и с доброжелательным отношением к людям (с любовью, добром — в широком, хотя бы, смысле). Всем этим начинают светиться лица наших пациентов в группе творческого самовыражения. Конечно же, это происходит у каждого по-своему, в соответствии с природой характерологического радикала, болезни (например, с потаенно-божественной отрешенно-глубинной нежностью у шизоида, с полнокровно-земной добротой-заботливостью у циклоида, с мягкой беспомощностью-милотой от расщепленности у шизофренического пациента и т.д.). Но во всех случаях в творческом вдохновении (всегда содержательном — в отличие от любого опьянения) человек чище, добрее, умнее себя самого. Идеал ТТС — выработанный годами творческих занятий, психиатрического, психотерапевтического изучения себя и других[11] творческий стиль жизни, то есть длительное пребывание в более или менее выраженном творческом вдохновении с ощущением своих нужных людям личностных особенностей, с более или менее ясным видением-пониманием своей, личностной общественно-полезной дороги, своего светлого (хотя, может быть, и скромного) целебного смысла жизни (также тесно связанного со своей индивидуальной природой — психастенической, хронически-субдепрессивной и т.д.).
В отличие от психологической экзистенциально-гуманистической помощи в духе «личностного роста», «самоактуализации», в ТТС помогаем пациентам подойти к целебному стойкому творческому вдохновению, отталкиваясь именно от своих душевных расстройств, характерологических радикалов, подобных, в частности, таковым у многих известных творцов духовной культуры, осознавая нередкую внутреннюю творческую ценность психопатологического. Душевные особенности художников, писателей, музыкантов, ученых мы изучаем (вместе со многим другим) на наших занятиях. ТТС, таким образом, не разновидность экзистенциально-гуманистической психотерапии, ажурным облаком проходящей сквозь клинику, диагнозы, характеры, а самостоятельный метод психотерапии, проникнутый иным мироощущением. Не психологическим — одухотворенно-идеалистическим, аутистическим, а клиническим — естественнонаучным, одухотворенно-материалистическим, с охваченностью-озабоченностью дифференциальной диагностикой. В этом смысле вся клиническая психотерапия неотделима от психиатрии, как, например, нейрохирургия — от неврологии. Многие, очень многие тяжело страдающие люди (соматически или душевно) все-таки хотят знать о своей болезни, ее прогнозе и лечении не символически-психологическую, а реалистически-земную, клиническую правду. Ее мы и стараемся дать нашим пациентам — с долгосрочной основательностью или в виде краткосрочного психотерапевтического курса-заряда (обычно 4-20 занятий группы творческого самовыражения, часто с домашним заданием к занятию в группе). Занятия, о которых расскажу ниже, возможны и без домашней работы. И если очень уж трудно с условиями и временем, возможно лишь одно-единственное занятие такого рода.
В краткосрочной ТТС остается, таким образом, преподавание (хотя и краткое) пациентам в процессе творческого самовыражения элементов клинической (не психоаналитической) психиатрии, клинической психотерапии, естественной истории, с рассматриванием-изучением всего этого через собственные болезненные переживания и духовную культуру человечества. Пациенты пытаются с помощью психотерапевта и товарищей по группе учиться у созвучных им глубоких творцов (обычно тоже нездоровых душевно) обретать свой, соответствующий их природе, путь, способ целебного, спасительного творчества. Нередко пациенты в процессе лечения находят себя вдруг — во вспышке прозрения (инсайт). Задача краткосрочной ТТС — помочь человеку почувствовать в себе целебное творческое движение (творческое посветление, вдохновение), отвечающее его природным особенностям, и показать, как возможно поучиться вызывать у себя это состояние. Ведь в этом состоянии как бы и нет болезни, а только свет. В самом деле, любое истинно творческое, то есть нравственное, созидательное (а значит, светлое) произведение (даже если и создано душевнобольным творцом) не имеет отношения к патологии.
О том, как именно, какими способами возможно включить-оживить у дефензивных пациентов их целебно-творческие, личностные механизмы, — в описаниях конкретных занятий.
Встречаясь поначалу с пациентами наедине, выбираем из них группу дефензивных и приглашаем в назначенный день и час впсихотерапевтическую комнату для лечебного занятия.