О практическом применении Терапии творческим самовыражением в ее целостности
Виндивидуальных беседах и особенно в группе творческого самовыражения перемешиваются, сплетаются, друг друга усиливая, разъяснительные, воспитательные воздействия и все 9 методик терапии творчеством. Так, например, творческое фотографирование какого-нибудь полевого цветка побуждает к рисованию его, разыскиванию в Ботаническом атласе, чтению научных работ о его жизни, лекарственной пользе. Все это, быть может, побудит рассмотреть полевой цветок в лупу, микроскоп, почитать о нем в древнерусском травнике, поискать стихотворения, песни, рассказы об этом цветке, собрать гербарий, записать свое впечатление от близкого знакомства с цветком в дневник, записную книжку, рассказать об этом в письме. Может быть, захочется поехать в деревню, где много таких цветов, захочется изучить историю этой деревни по книгам, разговорам со старожилами, изучить народные обряды деревни и т.д. Разнообразное творчество, созидание, как отмечалось уже, всегда нравственно. Если удается в подлинном смысле творить безнравственному человеку, то в его творческом произведении (если это не просто самовыражение, например, садиста) неизбежно обнаруживаются хотя бы ростки нравственного переживания. Творческое самовыражение, объединяя людей в группе, делает их благороднее, по-здоровому совестливее, чище душой, способствует гражданскому углублению личности. При этом ни в коем случае не следует подчеркивать более высокие творческие способности кого-то в группе, принижая таким образом остальных. Даже если в группе занимаются, лечатся признанные мастера, важно обращать внимание лишь на личностные, нравственные особенности их работ, на то, как звучат их характеры в их рассказах, рисунках, на то, что кто-то другой в группе несет в себе иной душевный рисунок, тоже, по-своему, интересный, важный для людей своими особенностями, и это вот так-то проявляется в его работах. Нельзя ни на минуту забывать главное: мы не литературный и не фотографический кружок, мы работаем здесь, прежде всего, для того, чтобы через просвещение и творчество осознать, прочувствовать каждому свои сильные, общественно-полезные особенности-ценности, себя, духовно обогащенного среди людей и природы, увереннее встать на свою дорогу (в большинстве случаев даже не поменяв при этом профессию) и решительно идти вперед, сознавая, куда иду, откуда, зачем и как. Психотерапевтам, их помощникам важно позаботиться о том, чтобы эта главная, содержательная нить была напряжена в ткани всех занятий. Формы групповых занятий бесчисленны. Кто-то читает в течение 10-20 минут свой очерк-воспоминание из детства, а потом все доброжелательно обсуждают услышанное. Отмечают, насколько, кому близко или чуждо описанное переживание, кто бы как поступил в подобной ситуации. Познают в этом сравнении себя, свое слабое и сильное, слабое и сильное своих товарищей. Из этого (при постоянной помощи психотерапевта) и выходит, кому как лучше применить себя в жизни общества. То же самое — при рассматривании рисунков, слайдов товарища, его творческих коллекций, картин художников, которые ему по душе, при слушании стихов поэта, кому-то очень близкого, музыки любимого композитора, близких душе сказок (ведь если мне близко какое-то произведение, то оно есть немного я сам; значит, у меня, по известному закону Генекена, есть нечто общее в характере с этим художником, с этим народом — если близка, например, какая-то народная сказка). Или кто-то с помощью слайдов, магнитофонных записей звуков природы (пение птиц, шум горной реки, гром и т.д.) рассказывает о своем интересном путешествии, обнаруживая при этом свое, творческое отношение к тому, что видел, слышал, пережил, — и это тоже обсуждается как работа духовной индивидуальности в сравнении с переживаниями, восприятием мира товарищами по группе, дабы опять знать глубже себя, других, научиться быть милосердным к человеческим слабостям, непримиримым ко всяческому злу, научиться уважать какое-то благородное, нужное людям дело, хотя сам и не склонен, не способен к нему, а способен к другому полезному, и т.д. Важно, конечно, чтобы все в группе напряженно-одухотворенно работали и каждый имел возможность, хоть коротко, высказать себя.
Группа творческого самовыражения способствует формированию общения в группе (этой маленькой целебной лаборатории общественной жизни) и за ее пределами — в труде и на отдыхе. Это чувство нравственного единения с людьми воспитывается, усиливается и коллективным творчеством в группе, например, в виде творческой композиции, в которой участвуют все — одни сделали творческие слайды, другие творчески подобрали к ним стихи поэтов или написали свои, третьи, тоже творчески, подобрали или сочинили музыку, четвертые поставили на стол между чашками и свечами созвучные их душевному состоянию букеты цветов и т.д.
При несокращенной амбулаторной Терапии творческим самовыражением достаточно тяжелых пациентов в психоневрологическом или наркологическом диспансере занятия (2-4 раза в месяц) продолжаются годы в открытых группах, состав которых, по мере улучшения состояния одних пациентов и с приходом «новеньких», постепенно меняется. Многие образованные пациенты (даже из диспансерных антиалкогольных клубов) в состоянии стойкой ремиссии, компенсации (в результате этой терапии) говорят, что это лечение похоже по своему серьезному воздействию на личность, мироощущение на еще одно высшее образование, но, к тому же, глубоко целебное.
Амбулаторная профилактика творческим самовыражением в кабинетах социально-психологической помощи (например, семейные группы, «группы риска» в отношении пьянства и алкоголизма)[9], в клубах трезвости может также продолжаться годы.
Вбольничном стационаре, в санатории, доме отдыха приходится заниматься по сокращенной программе и с закрытыми группами.
Настоящий метод является клинико-психотерапевтическим (клинико-профилактическим). Поэтому ведущий специалист, претворяющий его в жизнь, есть психиатр-клиницист. Все остальные работники здесь — помощники врача. Психолог, способный усвоить клиническую (от клинических симптомов, личностных особенностей идущую) направленность метода, может вести индивидуальные беседы, лечебные и профилактические группы вместе с врачом или самостоятельно, но под постоянным наблюдением врача. Дело в том, что и в профилактических группах могут случайно оказаться тяжелые больные, внешне весьма похожие на душевно здоровых людей. Т.е. могут возникнуть в таких случаях серьезные, даже непоправимые осложнения (например, суицидального порядка), за которые психолог не может нести ответственности[10]. Фельдшер, медсестра помогают врачу и психологу в организации психотерапевтических (психопрофилактических) занятий в группе творческого самовыражения. Здесь очень важно умело, мягко организовать пациентов, чтоб сами накрыли стол, включили тихую музыку и т.д. Фельдшер, медсестра также участвуют в работе группы своим творчеством, под руководством психотерапевта, побуждая всех к самовыражению, ведут вместе с врачом, психологом журналы групповых занятий, картотеку. Фельдшер, медсестра индивидуально беседуют с пациентами. В некоторых случаях именно медсестре, фельдшеру пациенты сообщают то, очень важное для лечения, что по разным причинам им трудно сказать врачу или психологу.