Психосоматические Аспекты Операций на Сердце

Имплантация водителя ритма (искусственный пейсмекер).Введение водителя ритма сегодня – несложное хирургическое вмешательство, не угрожающее жизни больного. Однако душевная переработка этой процедуры может вызвать трудности. Даже в наиболее оптимальных условиях привыкание к водителю ритма требует нескольких недель или месяцев. В первой фазе возникает чувство зависимости, которое часто сопровождается переживанием неуверенности, связанным с представлениями о том, что водитель ритма может выйти из строя. В дальнейшем происходит постепенное привыкание, и примерно через 3 мес водитель ритма интегрируется с организмом и схемой тела, переставая быть инородным телом. Психическая переработка сочетается с соматическими влияниями: перед имплантацией Stober обнаружил у 2/3 больных с хронической мерцательной аритмией, синдромом слабости синусного узла и синдромом каротидного синуса выраженный депрессивный синдром, который исчезал через 8–12 нед после операции как следствие улучшения мозгового кровообращения. При патологической переработке эти состояния могут долгое время сохраняться, причем возникает опасность, что в преодолении страха может наступить срыв. Имплантация водителя ритма имеет два аспекта: с одной стороны, это помощь и польза для организма, но с другой – страх и навязчивые сомнения в отношении полного выздоровления и функциональной надёжности водителя ритма. Такие опасения вызывают беспокойство и активизируют фантазии относительно чуждого телу протеза или механизма. В сравнении с другими сердечными больными обладатели водителей ритма склонны скрывать свой страх перед собой и окружающими, отрицать или преуменьшать его [RahleffH Payk, 1978]. Этим они во многом напоминают больных инфарктом миокарда, которые, впрочем, сами в значительной мере пополняют контингент больных для подобной операции.

Реакция на другие операции на сердце.У 40-50% больных, перенёсших операции шунтирования и восстановления сердечных клапанов, возникают органические церебральные симптомы, которые являются результатом нарушений мозгового кровообращения, вызванных экстракорпоральным кровообращением во время операции. Диапазон этих нарушений простирается от лёгких преходящих проявлений и аффективно-эмоциональных реакций до тяжёлых органических психозов. Развитие послеоперационных эмоциональных нарушений и особенно потенцирование страха часто связаны с уже существовавшим до операции повышенным уровнем страха [Н. Speidel и соавт., 1978].

Этот страх необходимо своевременно смягчить, акцентируя внимание больного на постоянно снижающемся риске оперативного вмешательства В послеоперационном периоде выявляется диспропорция между удовлетворительным соматическим состоянием и недостаточно полной социальной и профессиональной реабилитацией. Дальнейшие задачи вторичной реабилитации касаются не только профессиональных перспектив, но и семейных и партнёрских отношений.

ЗАБОЛЕВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ

Физиологические функции лёгких – насыщение крови кислородом и поддержание кислотно-щелочного равновесия – протекают у человека на фоне ситуационных и аффективных условий его социальной жизни с её всё новыми закономерностями.

Интерес психосоматической медицины раньше распространялся только на функциональные нарушения дыхания и расстройства вентиляции, при которых имеется связь с окружающим миром, воздействующим на общее состояние дыхания. Но уже при бронхиальной астме у детей и взрослых обнаружилось взаимодействие инфекционных и аллергических факторов и влияние на них внутренней и внешней жизненной ситуации. В общей пульмонологии описывается всё большее количество психосоциальных медиаторов как воздействующих факторов, которые мы, к сожалению, здесь не можем перечислить. Психосоциальные условия влияют на клеточные и молекулярно-биологические соматические функции и постоянно вступают с ними во взаимодействие.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИИ ДЫХАНИЯ

С дыханием связаны многие физиологические функции: доставка кислорода к тканям, выделение углекислого газа, регуляция температуры тела, выведение жидкости и т.д. На службе поддержания жизни дыхание действует по физиологическим принципам регуляции и управления. Исходя из этого, дыхание следует рассматривать как своеобразное промежуточное состояние между произвольным и непроизвольным актом, между закрытой и открытой сферой регуляции. Человек по-разному пользуется своим дыханием в разных жизненных ситуациях, что не всегда предусмотрено физиологией. Дыхание является двигательным актом, оно выступает как средство выражения в сфере межличностных отношений и является выразителем внутреннего состояния человека.

Простое возбуждение как элементарная и ещё недифференцированная форма таких аффективных состояний, как страх, гнев, ярость и т.д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняющееся, не находящее разрядки возбуждение (например, сексуальное) может проявляться характерным типом дыхания, гипервентиляцией (см. ниже). Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания.

Вдыхание и выдыхание воздуха могут видоизменяться внешне почти незаметным образом. Акт вдоха может растягиваться, задерживаться так, что наступает вздох. Выдох также может укорачиваться или затягиваться и этим как бы акцентироваться, пока не наступит чувство облегчения при вздохе. Вздох при вдохе – «горестный», при выдохе – «облегчающий», как при снятии тяжести, замечает Е. Straus (1954). В своей работе, посвященной вздоху, автор утверждает, обобщая: «Вздох возникает тогда, когда нарушено равновесие между индивидуумом и окружающим его миром». Во вздохе проявляется угнетённость и тяжесть, которую нельзя сбросить. Вдох и выдох – это форма общения с миром и с самим собой. И.В. Гёте сказал так:

В дыханье кроется благо двойное:

Одно – это вдох и выдох – другое,

И выдох стеснит, а вдох обновит.

Вся жизнь – это смесь, чудная на вид.

(Книга певца, Талисманы)

Выразительное значение дыхательных движений часто обыгрывается в повседневной речи. Дыхание по преимуществу связывается со сферой интенсивных чувств, что лучше всего определяется «атмосферными» понятиями: воздух «спёртый», «давящий», «загруженный», а также «густой», который «сковывает дыхание», не давая вдохнуть. Рядом с некоторыми людьми «невозможно дышать», вблизи них можно «задохнуться», с ними нельзя «дышать одним воздухом». Можно даже отойти от человека, если он «закашливается» или «присвистывает».

Таким образом, дыхание – это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Оно является фундаментальным свойством состояния собственного «Я», это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой.

Наши рекомендации