Общие представления ребенка об окружающем мире.
Общие представления ребенка об окружающем мире.
2. Речеязыковая компетенция:
2.1. Уровень сформированности лексикона:
— Объем словаря;
— Системная организация словаря.
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:
— Словоизменительные навыки и умения;
— Словообразовательная деятельность;
— Синтаксические навыки и умения.
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):
— Понимание текста;
— Продуцирование текста;
— Репродуцирование текста.
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:
— Состояние фонематического слуха;
— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;
— Слоговая структура слова;
— Звукопроизношение.
3. Состояние артикуляционного аппарата:
3.1. Строение артикуляционного аппарата;
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;
3.3. Речевое дыхание и голосообразование.
4. Просодическое оформление речи.
5. Двигательное развитие:
5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).
6. Психологическая база речи:
6.1. Вербальная память;
6.2. Речевое внимание;
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).
Блок В. Дополнительная информация:
Особенности раннего речевого развития.
Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребенок.
Особенности речевого поведения.
Неврологический статус и состояние сенсорно-перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.).
Сведения о настоящих и перенесенных заболеваниях.
Блок Г. Логопедическое заключение.
Методические разъяснения по заполнению речевой карты ребенка среднего и старшего дошкольного возраста (форма №2)
Блок А. Формальные сведения: фамилия, имя ребенка, его возраст, дата обследования; фамилия, имя, отчество родителей или законных представителей; фамилия, имя, отчество логопеда; наименование учреждения, где проводится обследование.
Блок Б. Основное содержание логопедического обследования:
Общие представления ребенка об окружающем мире
Оценка общих представлений ребенка об окружающем мире («фоновые» знания, индивидуальная «картина мира») осуществляется по результатам собеседования. Такое общение с ребенком предваряет собственно исследование его речеязыковых возможностей, помогает установить психологический контакт, вовлекает его в коммуникацию и позволяет выяснить, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
В зависимости от возраста ребенка подбираются вопросы, ответы на которые свидетельствуют об осведомленности ребенка в социальной сфере. Например: Как зовут твою маму? Какое сейчас время года? Почему перелетные птицы осенью улетают в теплые края? Кто у тебя любимый сказочный герой? Для чего нужен светофор?
Речеязыковая компетенция
Под речеязыковой компетенцией понимается способность использовать в собственной речи язык как кодовую (знаковую) систему в совокупности ее лексических, морфологических, синтаксических и фонетических средств для достижения коммуникативной цели (приема и передачи информации), не нарушая правил комбинирования слов.
Речеязыковая компетенция оценивается по трем основным критериям: состояние лексикона ребенка, сформированность грамматических навыков и умений (грамматическая компетенция) и сформированность фонетико-фонологических навыков и умений (фонетико-фонологическая компетенция). Наиболее ярко уровень сформированности речеязыковой компетенции проявляется в связной речи. Поэтому при ее оценке исследованию подлежат и различные виды речевой деятельности, в частности понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста.
Двигательное развитие
Двигательное развитие ребенка оценивается на основе совокупных данных о состоянии основных двигательных навыков и координаторной сферы, сформированности целенаправленных движений.
5.1. При изучении основных двигательных навыков и координаторной сферы оценке подлежат:
— сформированность основных двигательных навыков (сидения, ползания, самостоятельной ходьбы и пр.), особенности походки, удержание позы тела в пространстве, координация движений;
— объем, сила, координация движений.
Оценка основных двигательных навыков осуществляется на основе визуального наблюдения, без применения инструментальных исследований путем сопоставительного анализа со средними возрастными показателями по различным аспектам, а также на основе результатов неврологического обследования (данные медицинской документации), а также по результатам выполнения специальных диагностических заданий.
5.2. Сформированность целенаправленных движений (телесный праксис) оценивается на основе изучения:
— cформированности целенаправленных движений тела и конечностей;
— cформированности целенаправленных артикуляционных движений: (артикуляционный праксис).
Для оценки целенаправленных движений помимо наблюдений за деятельностью ребенка в повседневной жизни можно предложить специальные задания, позволяющие изучить различные виды/нарушения праксиса.
Психологическая база речи
Под психологической базой речи понимается состояние тех сфер психики, которые обеспечивают речепонимание/речепроизводство и непосредственно участвуют в этих процессах. Оценка психологической базы речи осуществляется на основе совокупного анализа вербальной памяти, речевого внимания, мышления. При оценке мыслительных процессов (вербальный и невербальный интеллект) очень важно учитывать возраст ребенка. Так, например, интеллект ребенка в младшем и среднем дошкольном возрасте оценивается по результатам выполнения задач, представленных в нагляднообразной форме. В старшем дошкольном возрасте невербальный интеллект оценивается по результатам выполнения задач, представленных в абстрактно-логической форме, вербальный – в словесно-логической.
Для углубленного изучения психологической базы речи используются специальные психологические тесты. Однако известно, что результаты выполнения речеязыковых заданий, которые традиционно используются в логопедической диагностике, также позволяют получить достаточное количество информации о состоянии психологической базы речи.
Так, например, оценивая объем словаря, логопед одновременно получает и информацию о состоянии вербальной памяти, о которой можно судить и по результатам выполнения задания на пересказ текста. Оценивая уровень сформированности фонематического слуха, специалист одновременно получает информацию и о состоянии речевого внимания и т. п.
Поэтому заполнение соответствующей рубрики в речевой карте может осуществляться либо по результатам специального тестирования, которое было проведено психологом, либо на основе анализа результатов диагностики речеязыковой компетенции ребенка.
Блок В. Дополнительная информация.
Блок дополнительной информации включает в себя различные сведения, которые могут быть полезны с точки зрения диагностики речи.
Общие представления ребенка об окружающем мире.
2. Речеязыковая компетенция:
2.1. Уровень сформированности лексикона:
— Объем словаря;
— Системная организация словаря.
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции:
— Словоизменительные навыки и умения;
— Словообразовательная деятельность;
— Синтаксические навыки и умения.
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ):
— Понимание текста;
— Продуцирование текста;
— Репродуцирование текста.
2.4. Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции:
— Состояние фонематического слуха;
— Сформированность навыков звукового анализа и синтеза;
— Слоговая структура слова;
— Звукопроизношение.
3. Состояние артикуляционного аппарата:
3.1. Строение артикуляционного аппарата;
3.2. Двигательные функции артикуляционного аппарата;
3.3. Речевое дыхание и голосообразование.
4. Просодическое оформление речи.
5. Двигательное развитие:
5.1. Развитие двигательных навыков и координаторной сферы;
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис).
6. Психологическая база речи:
6.1. Вербальная память;
6.2. Речевое внимание;
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект).
Блок В. Дополнительная информация: