Тест «сказка» (автор луиза дюсс)

ЯГНЕНОК

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил (рис. 1). Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, которой пьет только молоко и еще не умеет есть травку (рис. 2). Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен есть только травку.

Как поступит ягненок?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

ПРОВОДЫ

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тетя с дядей и все дети отправились на станцию, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется (рис. 3).

Кто это был?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

ПЕСОЧНЫЙ ДОМИК

Один мальчик построил из песка красивый домик, довольно-таки просторный, чтобы можно было играть одному внутри него. Он построил его сам и очень гордился этим. Сестра и попросила подарить ей домик, потому что он ей очень понравился (рис. 4).

Как ты думаешь, как поступит мальчик?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

ПРОГУЛКА

Эта сказка имеет два варианта - для мальчиков и для девочек.

Для мальчиков

Один мальчик пошел с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 5).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

Для девочек

Одна девочка пошла с мамой и папой в лес погулять, и они были очень довольны. Когда они вернулись домой, то увидели, что у сестры изменилось выражение лица (рис. 6).

Какое новое выражение лица у нее появилось и почему?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Д

УРНОЙ СОН

Однажды одна девочка неожиданно проснулась и сказала: "Я видела очень плохой сон про семью (рис. 7).

Какой сон увидела девочка?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Таблица часто встречающихся ответов

название сказки цель просоциальное поведение враждебное поведение
варианты высказываний к какой категории просоциального поведения относятся варианты высказываний к какой категории враждебного поведения относятся
Ягненок выявление взаимоотношений с сиблингом "Постарается есть меньше молока и больше травки"; "Будет есть больше травки"; "Согласится"; "Уступит"; "Потерпит"; "Сам не будет пить и отдаст младшему". готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе. "Будут пить пополам" невербальная угроза сиблингу
"Послушается маму"; "Смирится"; "Как мама сказала, так и сделает"; "Согласится с мамой"; "Должен уступить младшему"; "Будет есть травку, так как молока ему негде взять, он уже большой" положительное подчинение родителям "Обидится и не будет есть"; "Обидится и уйдет из дома", "Пойдет к другой овце и попросит у нее молока"; "Будет так сильно страдать и плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему"; "Будет идти за ними и просить молока". Ревность (борьба с сиблингом за внимание матери) Обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует от другого поделиться с ним.
Проводы выявление отношения к агрессивности, разрушительности, а также чувства вины и самобичевания "Не знаю"; " Кто-то из них"; "Неизвестно кто"; "Никто"; "Человек, не являющийся членом семьи"; "Человек, который был очень болен"; "Животное". категории не выделяются "Мальчик (девочка)"; "Младший (старший) ребенок"; "Я". агрессия к сиблингу; аутоагрессия Вывод делается на сапоставления ответов и старшинсктва детей. Пол может быть изменен.
Примечание. При анализе высказываний очень важно учитывать реальный состав семьи, с кем живет ребенок, кто часто к нему приезжает, а также реально произошедшие поездки на поезде. Если назывались папа, дядя, тетя, дедушка, бабушка и дальние родственники, мы считали категорию просоциальной. Если назывались дети - враждебной.
Песочный домик выявление взаимоотношений с сиблингом "Подарит"; "Немножко поиграет, потом подарит сестре"; "Поделит его с сестрой"; "Отдаст сестре половину". готовность делиться с сиблингом. Дает предмет добровольно или по просьбе; позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе. "Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый"; "Никому его не отдаст"; "Почему он должен отдавать домик сестре?"; "Откажется подарить домик". нежелание делиться с сиблингом Не дает предмет добровольно или по просьбе; не позволяет другому сиблингу разделить предмет, с которым сам уже играет, - добровольно или по просьбе.
"Будут играть вместе"; "Будут играть по очереди"; "Поможет сестре построить такой же домик"; "Предложет поселиться рядом или построить новый домик"; "Достроит домик для сестры". сотрудничество / помощь Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Прогулка выявление конкуренции с сиблингом по отношению к родителям "Пока они отсутствовали, разбилось стекло"; "Грусное, потому что пока они отсутствовали ей принесли плохую новость"; "Расстроенное, так как ее что-то огорчило"; "Веселое, потому что ее кто-то рассмешил"; "Она улыбалась, потому что покрасила волосы". категории не выделяются "Она стала некрасивой"; "у нее озабоченное лицо, потому что брат проснулся во время прогулки и у него поднялась температура"; "Она раздражена, потому что тоже хотела пойти на прогулку, но сестра была против"; "Она плакала так как ее не прегласили на прогулку"; "Она обиделась, потому что ее не взяли"; "Она завидовала (разгневанная, хмурая, рассерженная, злая, разочарованная, растроенная)"; "Удивленная, что они так рано вернулись"; "Грустная так как осталась одна". ревность (борьба с сиблингом за внимание родителей) обладатель ценности воспринимает другого сиблинга как претендента на ценность; требует другого поделиться с ним.
"У нее довольное лицо, потому что они вернулись домой"; "У нее было сердитое лицо, потому что их долго не было и она беспокоилась"; "Обрадовалась, потому что ей было страшно одной"; "Радостное, потому что они вернулись и она рада их видеть"; "Расстроенное, так как она уходила по своим делам и не смогла с ними пойти". поддержка / утешение / привязанность к сиблингу. Словестное или физическое утешение, когда сиблинга что-то тревожит, сочувствие; положительный физический контакт, крепкие объятия, поцелуи, хватание за руки, поглаживание.
"Радостное, потому что они ей принесли что-то из леса (цветы)". сотрудничество / помощь. Поступок, который требует участия двух индивидов; объяснение или физическая поддержка.
Дурной сон контроль за всеми предыдущими тестами, выявление взаимосвязи ответов. Выявление страха, тревожности, невысказанных мыслей и желаний. "Я не знаю"; "Ничего на ум не приходит"; "Ей приснился страшный сон"; "Папа не получил зарплату"; "Родители вернулись раньше чем обещали". категории не выделяются любое выражение тревожности или беспокойства категории не выделяются.

ПТЕНЕЦ





На выявление степени зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую.

Что делать птенцу?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Нормальные ответы

"Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку", "Полетит к маме, потому что испугался", "Полетит к папе, потому что он сильней", "Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его".

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Ответы, требующие внимания

"Не умеет летать, поэтому останется на земле", "Попытается взлететь, но у него ничего не получится", "Погибнет во время падения", "Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)", "О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит" и т.д.

При негативных ответах ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.

Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

ГОДОВЩИНА СВАДЬБЫ РОДИТЕЛЕЙ

Для выяснения того, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.

Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад.

Что произошло, почему он ушел?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Типичные нормальные ответы.

"Пошел за цветами для мамы", "Пошел немного поиграть", "Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один", "Ему надоело находиться на празднике", "Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)". Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

"Ушел, потому что разозлился", "Хотел остаться один", "Ему стало грустно (одиноко)", "Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти".

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

СТРАХ

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Обычные ответы.

"Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут"; "Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать"; "Боится темноты"; "Боится собаки"; "Ничего не боится, просто пошутил" и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.

"Боится, что его украдут"; "Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть"; "Боится, что его оставят одного"; "Боится дьявола"; "Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать"; "Боится, что придет вор и ударит его ножом"; "Боится, что умрет мама (папа)" и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

СЛОНЕНОК

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осуществляется отцом в качестве наказания за сексуальную активность. В результате у него возникает страх быть кастрированным. Девочка же ощущает скорее нехватку пениса, объясняя это несправедливостью.

У одного мальчика был слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однажды он вошел в комнату и увидел, что у слоненка что-то изменилось. Что у него изменилось и почему?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Типичные нормальные ответы.

"Слоненок перекрасился в другой цвет"; "Слоненок вырос и стал большим"; "Слоненок написал в постель"; "Он ушел, потому что ему захотелось погулять"; "Он поранил ногу, и ему сделали гипс" и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

"У слоненка нет хобота, потому что его отрезали"; "Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот"; "Хобот ему мешает, и он не знает, что делать"; "Слоненок умер"; "Вместо слоненка оказалось другое животное" и т.д.

Рекомендуется задать уточняющие вопросы, чтобы ребенок объяснил придуманное им окончание истории, рассказал, в чем заключается плохое поведение слоненка, за что его наказали, кто мог обидеть слоненка или самого ребенка и т.д.

Каждый ребенок в определенный период начинает играть со своими половыми органами. В этот период его стремление направлено на изучение различий между полами. Он с удовольствием демонстрирует свои половые органы другим детям, и требует того же взамен. Его страсть задавать вопросы, на что часто жалуются родители, основана как раз на взаимосвязи проблемы различий между полами происхождения детей, которую он так или иначе смутно чувствует. В 4-5 лет ребенок ведет себя так, будто не существует ничего важнее, чем следование собственным желаниям и инстинктам, в то время как родители пытаются запретить ему проявлять интерес к телу и играть его частями. Но в раннем детстве эти дарящие удовольствие области тела несут в себе определенное значение. Полученное с их помощью чувственное удовольствие служит подготовкой и предварением будущего полового акта.

Относительно страха кастрации. Он возникает в силу того, что родителям известны только два способа пресечения предосудительного детского поведения. Они могут предупредить ребенка: если не прекратишь сосать большой палец, мы его отрежем; эта угроза с незапамятных времен повторяется в разных вариантах. Смысл всегда в этом один – напугать ребенка нанесением серьезной травмы необходимой и наиболее высоко ценимой части тела, что вынуждало его отказываться от удовольствия, которое она ему доставляла. Или родители могут прибегнуть к другому варианту и сказать: если ты будешь это делать, мы не будем любить тебя, тем самым, угрожая ребенку возможностью потери родительской любви. Эффективность обеих угроз обусловлена полным бессилием и беспомощностью ребенка перед всемогущим миром взрослых и его исключительной зависимостью от родительской опеки.

ПРОГУЛКА

Цель: выявить проявленность Эдипова комплекса. В какой степени ребенок привязан к родителю противоположного пола и враждебен к родителю одного с ним пола.

Эдипов комплекс достигает своей высшей точки в период от 2,5 до 5 лет. Он проявляется в сексуальном влечении мальчика к матери и в соперничестве с отцом в борьбе за мать, а в случае с девочкой в точности наоборот.

Это задание следует проводить с учетом пола ребенка. Оптимальный вариант, если сказку ребенку расскажет родитель противоположного пола.

Вариант для мальчика

Один мальчик пошел гулять в лес с мамой. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у папы изменилось. Какое выражение лица было у папы и почему?

Вариант для девочки

Одна девочка пошла гулять в лес с отцом. Они долго гуляли, и им обоим было хорошо. Когда они вернулись домой, то увидели, что выражение лица у мамы изменилось. Какое выражение лица было у мамы и почему?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Типичные нормальные ответы.

"У него довольное лицо, потому что они вернулись домой"; "У него усталое лицо, потому что он был на работе"; "У него было сердитое лицо, потому что они долго не возвращались, и он стал беспокоиться за них"; "Он пришел с работы, а дома никого нет и ужин не готов"; "Он злой, потому что сломалась машина, и он не смог ее починить".

Ответы, на которые следует обратить внимание.

"Ему плохо, потому что он заболел"; "Он заболел, потому что они ушли и оставили его одного"; "Он злой, потому что, когда они ушли гулять, они закрыли его дома"; "Он сердитый, потому что хотел пойти сними, но мальчик и мама его с собой не взяли"; "Он плакал, потому что думал, что они больше не вернуться" и т.д.

До трех лет любовь мальчика к своей матери определяется зависимостью от нее. Но в дальнейшем его любовь приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырехлетний ребенок может, например, заявить, что он обязательно жениться на своей матери, когда вырастет большой. Он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и лучшая женщина на свете. Стремление безраздельно владеть предметом своей любви – матерью – и нежелание ни с кем его делить соседствует с чувством ревности к отцу. Ребенок воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему, и это порождает смешанное чувство любви, ревности и страха. Он пытается вытеснить эти мысли, и, возможно, это становится причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте. Ребенок ненавидит отца как соперника, который закрепил за собой право обладания матерью. Но в то же время он любит его и восхищается им, потому что всегда может рассчитывать на его помощь, верит в его могущество, и больше всего на свете хочет быть похожим на него. Возникает неразрешимая проблема, заключающаяся в том, что чувства любви и восхищения у него вызывает тот человек, которого он одновременно ненавидит, и которому желает смерти.

Позитивная сторона этого феномена в том, что сильные романтические привязанности к матери помогают духовному развитию детей, и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. С другой стороны, благодаря усиленной идентификации с отцом усиливается мужественность характера мальчика.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер Ком, 1999.
2. Диагностика психического развития. Под ред. Й. Шванцара. Прага: Мед. изд-во ВИЦЕНУМ, 1978.
3. Колесов Д.В. Биология и психология пола. М.: МПСИ: Флинта, 2000.
4. Махортова Г.Х. Расскажи сказку. Методика исследования детского самосознания. М.: Генезис, 1997.
5. Проективная психология. Пер. с англ. М.: Апрель-Пресс, 2000.
6. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов (тесты для детей). Тюмень: Скорпион.
7. Abramovitch R., Corter C., Lando B. Sibling Interaction in the Home. Child Development. Chicago. 1979. Vol. 50. № 4. P. 997-1003.

Первая сказка: «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.

«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел силь­ный ветер, ветка ломается, и гнездышко пада­ет вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

Правильные ответы: «Он тоже полетит и ся­дет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа(мама) прилетит и заберет его» и т. д.

Проблемные ответы: «Умрет во время паде­ния», «Умрет от голода (холода, дождя...)., «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

Третья сказка: «Ягненок»

Цель: анализ детских переживаний, связан­ных с отнятием ребенка от груди. Второй вариант сказки дает возможность проанали­зировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).

Первый вариант: «Жила-была овца со сво­им ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного мо­лока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покор­мить его. Что делать ягненку?»

Правильные ответы: «Будет есть больше трав­ки», «Заплачет, а потом станет есть больше травки », «Пойдет к другой овечке и попро­сит у нее молока».

Проблемные ответы: «Умрет от голода», «Пой­дет к другой овце и больше не вернется к своей маме», «Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант: рассказывается та же ис­тория, но после фразы «... он очень любил» следует: «Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет толь­ко молоко, потому что он еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только трав­ку. Как поступит ягненок?»

Правильные ответы: те же, что в варианте 1 и «Постарается есть меньше молока и боль­ше травки, «Немного покапризничает, но полюбит маленького ягненка» и т. д.

Проблемные ответы: те же, что и в 1 варианте и «Постарается прогнать маленького ягнен­ка», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».

Пятая сказка: «Страх».

Цель: выявить характер, содержание и направ­ленность детских страхов.

«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»

Правильные ответы: «Вел себя плохо и те­перь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не бо­ится, а просто пошутил».

Проблемные ответы: «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет eгo съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел ввиду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спо­койным, вселяющим в ребенка уверенность.

Шестая сказка: «Слоненок»

Цель: выявить трудности, возникающие в психо­эмоциональном развитии мальчика.

«У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однаж­ды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слоненке что-то изменилось. Что у него из­менилось и почему?»

Правильные ответы: «Слоненок в шутку пере­красился в другой цвет», «Он не изменился, он просто вырос», «Он ушел, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате» и др.

Проблемные ответы: «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот», «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать», «Слоненок умер» и др.

Восьмая сказка «Прогулка».

Цель: анализ характера отношений ребенка с ро­дителем противоположного пола («эдиповы» отношения) и соперничества с родителем сво­его пола.

Лучше, если эту сказку зачитает для ре­бенка родитель противоположного пола.

«Один мальчик ушел с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и поче­му?» (Девочке рассказывается, что одна девоч­ка пошла погулять с отцом...)

Правильные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой», «У него

было сердитое лицо, потому что они, долго отсутствовали, и он беспокоился за них» и др.

Проблемные ответы: «Он заболел, пока они отсутствовали.», «Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся», «Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против» и т. д.

Девятая сказка: «Новость»

Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.

«Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирает­ся ситуация, наиболее подходящая для конк­ретного ребенка), и мама ему говорит: «Haконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».

Правильные ответы: «Вечером придут гости», « Мама узнала что-то важное по радио и телевидению», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т. д.), и др.

Проблемные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет что-то запретить мальчику», « Мама сердится, потому что мальчик опоздал» и др.

Сказка «Птенец».

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от их обоих.

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, - сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Нормальные ответы

«Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку», «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его».

Ответы, требующие внимания

«Не умеет летать, поэтому останется на земле», «попытается взлететь, но у него ничего не получится», «Погибнет во время падения», «Умрет от голода (или от дождя, холода и т.д.)», «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т.д.

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Негативные ответы.

Ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения.

Жесткая зависимость от матери формируется, когда при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому, и не успокаивается ни при каких других условиях. Такой ребенок, скорее всего, будет привязан к матери, и, даже став взрослым мужчиной, он инстинктивно, бессознательно, будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку реализовать свои психологические потребности – в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, то позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что приводит к развитию его чувства независимости.


Другой фактор формирования независимости – в период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, то у него появляется самостоятельность. Задача родителей в этот период – отделение и индивидуализация ребенка, которая позволяет ребенку почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Такая привязанность порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях. К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

Сказка «Годовщина свадьбы родителей».

Цель: выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать – отец; узнать не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих родителей.


Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает, и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Типичные нормальные ответы.

«Пошел за цветами для мамы», «Пошел немного поиграть», «Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один», «Ему надоело находиться на празднике», «Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т.д.)». Другие ответы, касающиеся скуки на празднике должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Ушел, потому что разозлился», «Хотел остаться один», «Ему стало грустно (одиноко)», «Никто не обращал на него внимание, и он решил уйти».

При негативных ответах, следует задать дополнительные, уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжить разговор или объяснять свои ответы, но может дать уточнения.

Отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности.

При сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не зависит.

См. игра «Я чувствую…»

Сказка «Ягненок».

Цель: выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. Второй вариант – позволяет выяснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант.

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Обычные ответы.

«Он будет, есть травку», «Поплачет, а потом станет кушать травку», «пойдет к другой овце и попросит у нее молока».

Ответы, на которые следует обратить внимание.

«Умрет от голода», «Уйдет к другой овце и к своей маме не вернется», «Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока», «Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».

Второй вариант.

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой, и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет, есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет, есть только травку. Как поступил ягненок?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Типичные нормальные ответы.

Те же, что перечислены в первом варианте сказки плюс: «Постарается, есть меньше молока и больше травки», «Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет, есть только травку» и т.д.

Ответы, на которые следует обратить внимание.

Те же, что и в первом варианте плюс: «Он будет, есть только травку, но будет злиться на маленького ягненка и на маму», «Постарается прогнать маленького ягненка», «Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка, и снова сможет пить молоко», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка» и т.д.

Сказка «Страх» .

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

тест «сказка» (автор луиза дюсс) - student2.ru

Обычные ответы.

«Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут»; «Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать»; «Боится темноты»; «Боится собаки»; «Ничего не боится, просто пошутил» и т.д.

Ответы, которые требуют внимания.

«Боится, что его украдут»; «Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть»; «Боится, что его оставят одного»; «Боится дьявола»; «Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать»; «Боится, что придет вор и ударит его ножом»; «Боится, что умрет мама (папа)» и т.д.

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, чтобы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

Сказка «Слоненок».

Цель: определить, не возникает ли у ребенка проблем в связи с развитием сексуальности. Более конкретная цель: выявить его отношение к комплексу кастрации.

Согласно детскому взгляду на сексуальность, пенис есть у всех людей. Столкнувшись с анатомическим различием между полами, мальчик объясняет его кастрацией, которая осущ

Наши рекомендации