Количественная оценка уровня здоровья.
Здоровье - это сложное, комплексное, индивидуальное понятие. Здоровый ребенок и здоровый взрослый человек характеризуются совершенно разными показателями. У двух людей одинакового пола и возраста может быть совсем разное здоровье. Это общеизвестный факт, во все века людей характеризовали как имеющих «крепкое здоровье» или «слабое здоровье». Более того, у одного и того же человека здоровье не находится на одном постоянном уровне, а подвержено некоторым циклическим и нециклическим колебаниям. Вспомните для примера какой-либо отрезок вашей жизни, когда вы были здоровы с точки зрения медицины (т. е. не брали больничный лист, посещали занятия в университете), наверняка в какие-то дни вы были бодры и активны, а в другие - все «валилось из рук», в какие-то дни ели с аппетитом, а иногда теряли аппетит. Довольно часто в повседневной жизни мы говорим: «Наверное, я заболел», но так и не находим объективных показателей к тому, чтобы взять больничный лист. Как же оценить и чем измерить здоровье человека? И нужно ли это делать?
Идея измерения здоровья здоровых людей подразумевает следующие цели:
1. Спрогнозировать риск возникновения заболевания.
2. Выявить в организме человека «слабые звенья» - органы мишени.
3. Оценить эффективность оздоровительных мероприятий.
4. Иметь объективные критерии отбора людей определенного уровня здоровья для специальных целей (служба в армии, летчики, космонавты и т. п.).
5. Измерение уровня здоровья подразумевает возможность адекватного вмешательства с целью его укрепления.
Для определения количества и качества здоровья валеология использует диагностику здоровья - это оценка психофизиологического развития и состояния субъекта, его адаптивных возможностей, образа жизни, наследственности.
Диагностика здоровья подразумевает измерение и оценку разнообразных психофизиологических параметров, которые должны характеризоваться:
1. Безопасностью для пациента;
2. Объективностью;
3. Количественными оценками;
4. Диагностической эффективностью.
Диагностическая эффективность различных показателей здоровья в настоящее время не является общепризнанной, так как не существует общепринятой технологии диагностики здоровья. В. В. Власов (1998) отмечает, что не существует даже общих представлений о возможной шкале измерений. Если представить некую шкалу «состояний здоровья», то на ней очевидна лишь крайняя нижняя точка – смерть. Вторая, менее строго определяемая - нулевая точка, возникновение хронического заболевания. Выше ее располагается часть шкалы соответствующая здоровью. В нижней части шкалы систематическое деление шкалы затруднено, поскольку болезненные состояния трудно ранжировать с учетом всех возможных внешних критериев (трудоспособности, социальной адаптации, степени страдания). В то же время создаются и применяются индексы для оценки степени нарушения соматических, психических, социальных функций человека. Эти индексы могут быть специфическими (ориентированными на оценку дефекта от некоторого заболевания, как, например, для ишемической болезни сердца - функциональные классы New York Heart Association) или неспецифическими, нацеленными на оценку суммарного дефекта в жизнедеятельности человека независимо от конкретного заболевания (индекс МакМастера, Ноттингемский профиль здоровья).
В части шкалы здоровья, расположенной выше нуля, проблемы еще сложнее. Представления о здоровье настолько расплывчаты, что разные авторы оценивают здоровье и как уровень, и как качество, и как процесс. Само отделение части шкалы ниже «здоровья» в область «болезни» является упрощением. Оно вытекает из древних представлений об отдельности болезни от человека, о «приобретении» им болезни. G. Engel, предполагает, что нет «здоровья» и «болезни», а есть единая шкала, как для температуры, где 0 - это около смерти, а верхнего предела нет.
Валеологическая диагностика исходит из того, что важнейшие критерии здоровья - это достигнутый уровень физического, психического, социального развития человека.
Оценка физического развития человека проводится с помощью антропометрических исследований. Важнейшее значение оценка физического развития имеет у детей первого года жизни, в этот период онтогенеза физическое развитие (рост, вес, количество зубов, развитие костного скелета, двигательные навыки) прямо отражает уровень здоровья. Достигнутый уровень физического развития должен обеспечивать адекватное функциональное состояние организма, т. е. определенный уровень интенсивности и устойчивости работы его органов и систем.
Под физическим развитием понимается реализация генетических программ формирования морфофизиологических свойств организма в условиях воздействия на него различных факторов: климата, особенностей питания и образа жизни, социальной среды и др.
Уровень физического развития оценивается набором методов, результаты которых сравниваются с половозрастными нормативами.
Методы исследования уровня физического развития:
1. Соматометрические - длина тела, масса тела, окружность грудной клетки и др.
2. Соматоскопические - состояние кожных покровов, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата (подвижность суставов, развитие мышечного слоя), степень полового развития.
3. Физиометрические - жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления.
Одним из показателей физического здоровья является физическая работоспособность - способность выдержать максимальную нагрузку в статической, динамической или смешанной работе. Для оценки физической работоспособности обычно используют эргометрические (количество проделанной работы) и физиологические (обычно состояние сердечно-сосудистой системы) показатели. Согласно теории адаптации, сердечно-сосудистая система - индикатор адаптивных возможностей целостного организма, поэтому показатели сердечно-сосудистой системы рассматриваются как основные при оценке уровня здоровья. Норма реакции ЧСС и АД на нагрузку являются показателями, широко применяемыми для экспресс-оценки динамического здоровья.
Подробно ознакомиться с конкретными методиками антропометрических исследований можно в учебниках «Практикум по физиологии».
В качестве основных составляющих психического здоровья человека выделяют: на стадии формирования личности - уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления); для взрослого человека - возможности обеспечения социальной адаптации.
В валеологической практике для определения психического здоровья широко применяются тесты САН, тест реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера.
Выявленные в процессе исследования высокие характеристики тревоги или сниженные показатели настроения и самочувствия, отмечаемые и при повторных обследованиях, дают основания для вывода о наличии в психо-социальной сфере или в организме обследуемого травмирующего фактора. Определение экстремальности психических характеристик основывается на сравнении измеряемого параметра со статистическими нормативами (норматив литературный или норматив, полученный для соответствующей группы в конкретных условиях).
Социальное здоровье личности можно определить с помощью опросников, отражающих социальный статус человека, а также с помощью тестов, выявляющих удовлетворенность человека своей жизнью.
Методы оценки количества и качества здоровья, интегральные показатели здоровья получила анкета А. Антоновского «Оценка социального благополучия и личностной устойчивости» (по Айзман, 1999), которая позволяет оценить уровень взаимопонимания с людьми, осмысленность жизни, веру в лучшее будущее. Индекс Гольдберга Даба оценивает удовлетворенность работой, досугом, сном, коммуникациями. Модели здоровья, учитывающие физическое, психическое здоровье, а также субъективную удовлетворенность человека своим состоянием называются двумерными, так как учитывают количество и качество здоровья.
Здоровье оценивается по многим признакам, но анализ по отдельным показателям не дает целостного представления. Кроме того, использование многих признаков по отдельности неудобно. Необходима интеграция данных с целью получения суммарного количественного показателя - индекса здоровья. В настоящее время активно разрабатываются агрегатные индексы здоровья - многомерный анализ множества признаков путем произвольных математических операций (суммирование, перемножение, ранжирование и т. п.) сводится к единому показателю. Достоинством таких индексов является простота интерпретации, удобство в применении для массовых обследований, недостатком - потеря части информации при суммировании признаков. Примером агрегатного достаточно широко применяемого индекса в медицине является шкала Apgar для оценки здоровья новорожденных младенцев. Примером агрегатного индекса здоровья, применимого для массовых валеологических обследований, является метод, предложенный Г. Л. Апанасенко и Р. Г. Науменко (1988). Методика основана на зависимости между общей выносливостью, объемом физиологических резервов.
Многие ученые разрабатывают интегральный показатель здоровья на основе собственных теоретических моделей, которые позволяют измерять небольшое количество признаков, но зато именно тех, которые, по мнению авторов, и отражают уровень здоровья.
Список использованной литературы
1. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. – М, 2004. – 125 с.
2. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. – М, 2004. – 302 с.
3. Жеребцов А.В. – М, Физкультура и труд. — 2006. – 211 с.
4. Коробков А.В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. — М.: Высш. школа,2005. – 212 с.
5. Коростелев Н.П. От А до Я. – М, 2004. – 432 с.
6. Коц Я. М. Спортивная физиология. — М.: Физкультура и спорт, 2004. – 117 с.
7. Куценко Г.И., Новиков Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. – С-Пб, 2005. – 122 с.
8. Лещинский А.В. Берегите здоровье. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 214 с.
9. Настольная книга учителя физической культуры. Под ред. Л. Б. Кофмана. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. – 312 с.
5. Педагогика // под ред. В. В. Белорусовой и И. Н. Решетень. – М.: «Физкультура и спорт», 2004. – 309 с.
6. Психология //Под ред. В. М. Мельникова. — М.: «Физкультура и спорт», 2005. –127 с.