Принципы, виды, условия и формы оказания»
методические указания для студентов
по дисциплине «Поликлиническая терапия»
Тюмень, 2016
Методические указания по теме «Первичная медико-санитарная помощь: принципы, виды, условия и формы оказания» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентами кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Л.П. Авраменко, К.А.Семеновой под редакцией д.м.н., профессора
Т.В. Болотновой.
Методические указания по теме «Первичная медико-санитарная помощь: принципы, виды, условия и формы оказания» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины,
протокол № 10 от « 06 » июня 2016 г.
Методические указания по теме «Первичная медико-санитарная помощь: принципы, виды, условия и формы оказания» для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «лечебное дело»,
протокол № __ от «__» ________ 20___ г.
1. . Тема занятия: «Первичная медико-санитарная помощь: принципы, виды, условия и формы оказания» .
Значение изучения темы.
Среди проблем здравоохранения в последние десятилетия особенно большое внимание привлекают вопросы первичной медико-санитарной помощи. Им посвящаются международные конференции, межгосударственные проекты, выпускаются книги и доклады, расходуются большие средства.
Медико-социальная помощь предполагает оказание гражданам профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи, а также принятие мер социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Первичная медико-санитарная помощь составляет важную часть медико-социального обеспечения и базируется на практически научно обоснованных и социально приемлемых методах, которые должны быть повсеместно доступны как отдельным лицам, так и семьям в общине при все стороннем участии в этой работе их самих, при таких затратах, которые община и страна в целом могут позволить на каждом этапе своего развития в духи самостоятельности и самоопределения.
Первичная медико-санитарная помощь, согласно документам ВОЗ, составляет неотъемлемую часть национальной системы здравоохранения, является ее ядром. Это первая ступень в контакте отдельного человека, семьи, общины со всей национальной системой здравоохранения
Первичная медико-санитарная помощь должна быть максимально приближена к месту жительства и работы человека, так как образует непрерывный процесс охраны здоровья населения.
Цель занятия.
3.1. Цель изучения темы: формированиеу студентов понятия о первичной медико-санитарной помощи, ее принципах, видах, условий и форм оказания.
3.2. Общая (учебная) цель занятия:
Для освоения цели занятия надо
Знать:
-организацию первичной медико-санитарной помощью в России;
- нормативно-правовую базу по ПСМП;
- принципы ПСМП;
- виды медицинской помощи;
- условия и формы оказания ПМСП в Тюменской области;
- виды первичной медико-санитарной помощи
- учреждения, оказывающие ПМСП
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
- формирование навыков общения с больным с учетом этико-деонтологических особенностей внутренней патологии;
- формирование у студента навыков общения с членами коллектива.
- организацию общей врачебной практики в России
Уметь:
- пользоваться нормативно-правовой базой для знакомства с организацией медицинской деятельности
- различать виды медицинской помощи различных медицинских учреждений;
- определять объем и срочность медицинской помощи в зависимости от места получения различных видов медицинской помощи
Владеть:
- знаниями о профилактическом направлении ПСМП;
- алгоритмом выполнения врачебной деятельности с позиции этики и деонтологии;
- навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
- знаниями структурыпервичной медико-санитарной помощи в городе;
- знанием условий предоставления ПМСП;
- алгоритмом поиска современной нормативной документации, принятой в здравоохранении;
- навыками работы с информационными ресурсами, анализа и интерпритации результатов поиска.
4. План изучения темы.
1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов. (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности.
2. Практическая работа студентов: работа с медицинской документацией, деловые игры, алгоритмыОЛКМ (оценочные листы клинического мышления).
4. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др.
5. Самостоятельная работа студентов.
5.1. Вопросы для самоподготовки.
Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы:
1. Основные принципы организации первичной медико-санитарной помощи в России.
2. Виды медицинской помощи.
3. Показатели здоровья населения и методы их расчета.
4. Основные показатели деятельности поликлиники.
5. Федеральный закон 323-ФЗ от 21 ноября 2011 г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
6. Спектр медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС.
7. Вопросы “страховой” медицины.
8. Основные принципы оказания первичной медико-санитарной помощи в Тюменской области
9. Общая врачебная практика в России
Вопросы по дисциплине «Поликлиническая терапия»:
1. основные принципы организации первичной медико-санитарной помощи.
2. виды ПСМП
3. перечень учреждений, оказывающих ПСМП
4. условия оказания ПСМП
5. формы оказания ПСМП
6. нормативные документы, регламентирующие организацию ПСМП.
7. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи
8. Понятие об общей врачебной практике
Задания на проверку и коррекцию исходного уровня знаний.
Для самопроверки и самокоррекции усвоения основных знаний и умений решите тестовые задания и сверьте с эталонами ответов.
Тестовые задания по теме «Первичная медико-санитарная помощь: принципы, виды, условия и формы оказания»
1. Первичная медико-санитарная помощь в России в 19 веке оказывалась средствами:
1. городской медицины
2.фабрично – заводской медицины
3. земской медицины
4. частной медицины
5.все перечисленное верно
2. Важными направлениями Национального проекта «Здоровье» являются:
1. профилактика заболеваемости
2. ранняя диагностика
3.своевременное оказание медицинской помощи
Все перечисленное верно
3. Численность прикрепленного населения участка врача терапевта (село-город).
1.1500 человек
2. 1800 человек
3.2200 человек
4. Приоритетным направлением первичной медико-санитарной помощи является:
1. профилактика
2. диагностика заболеваний
3. специализированные методы лечения
4.высокотехнологические методы лечения
5. К стационарзамещающим формам организации первичной медико-санитарной помощи относятся:
1. стационар на дому
2. дневной стационар
3.стационар одного дня
Верно все перечисленное
6. К организациям первичной медико-санитарной помощи не относят:
1. амбулатории
2. городские поликлиники
3.фельдшерско-акушерские пункты