Динамики мыслительной деятельности значения подражания и формирования мысли регуляция мыслительной деятельности.
Мышление — это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды (рис. 12.2). Чаще всего мышление подразделяют на теоретическое и практическое. При этом в теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление, а в практическом наглядно-образное и наглядно-действенное.
Понятийное мышление — это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, мы не обращаемся к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а пользуемся готовыми знаниями, полученными другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений умозаключений.
Образное мышление — это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи. Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества. Следует отметить, что понятийное и образное мышление, являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.
Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности. Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти.
Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. Следует отметить, что все эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
Мыслительные операции едины, парны и обратимы: сравнение и противопоставление, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, обобщение и систематизация (классификация).
Сравнение - установление сходства и (или) различия между объектами мышления. В процессе сравнения обнаруживаются те или иные существенные свойства предметов или явлений. Некоторые исследователи видят в сравнении самую существенную сторону работы мышления, ибо, рассматривая предметы с различных точек зрения, включая вещи в разнообразные комбинации, мы тем самым получаем возможность сопоставлять и сравнивать их и их отдельные качества в новых, необычных обстоятельствах.
Анализ - процесс "расчленения" предмета или явления на составные части. В основе анализа лежит наше стремление познать предмет глубже посредством изучения каиздой его части в отдельности. Если конкретный анализ обычно преследует цель фактического разделения частей, то отвлеченный анализ - это уже стремление выявить сущность предмета или явления. Особенно характерна познавательная направленность анализа у взрослого человека. Под отвлеченным анализом понимается мысленное разобщение объекта на отдельные части. При этом безусловно обязательным является участие речи, внутренней или внешней.
Синтез - получение единого целого из отдельных составных частей. Не всегда сразу можно сказать,что подлежит объединению. Таким образом, уже хотя бы в этом видна самая тесная связь синтеза с анализом: прежде чем осуществить синтез чего-либо, требуется иногда предварительно определить, что же должно быть соединено. Эти взаимоотношения анализа и синтеза обычно лежат в основе процесса диагностики, когда налицо достаточно разнородные симптомы болезни, чаще - нескольких болезней. Вторая черта, которая роднит обе начальные операции процесса мышления, - разделение синтеза на конкретный (фактическое объединение частей) и отвлеченный. Далее, обе формы синтеза, как и в случае анализа, не противопоставляются, а обусловдивают одна другую. Подобно другим мыслительным операциям, анализ и синтез возникли в процессе трудовой деятельности. При этом их отвлеченным формам предшествовали конкретные. Анализ и синтез протекают целостно.
Обобщение - сведение частного к общему - имеет место вслед за тем, как человек, проанализировав материал и путем сравнения изолировав отдельные детали, свойства, из числа этих последних начинает выделять то общее и главное, что может быть характерным для определенного круга предметов и явлений, составляющих материал мышления. Обобщение имеет место и при самых простых мыслительных актах, а по мере развития ребенка приобретает все более и более содержательный характер, так как со временем начинает опираться на анализ, синтез и сравнение. Чем теснее связь обобщения и этих трех предварительных операций, чем меньше эмпиризма, тем глубже сами обобщения.
Абстракция - отвлечение от отдельных конкретно чувственно-образных свойств объекта. Возможность ее возникает лишь после того, как человек найдет и исключит все случайное, частное и несущественное в предмете, явлении. Следует подчеркнуть, что в процессе абстракции (лбра-сывается лишь сугубо частное. Многие индивидуальные особенности остаются и играют роль в дальнейшем акте мышления.