Как проводить новые упражнения
Приведем один пример. Подойдет любой маленький предмет: мешочек фасоли, палочка и т.д. Этот предмет должно быть таким, чтобы его можно было легко брать и удерживать, поэтому нужно иметь несколько предметов разного размера для детей и взрослых.
Для ассистентов: в положении «стоя» страхующий сбоку должен быть готов оказать всаднику необходимую помощь, а ведущий стоит лицом к лошади и удерживает ее голову. Страхующий сбоку должен знать степень самостоятельности всадника.
Для всадников:
1. Возьмите предмет в правую руку, наклонитесь вперед, сгибая бедра и туловище до положения лежа на шее лошади.
2. Переложите предмет в левую руку, соединив обе руки под шеей лошади.
3. Держа предмет в левой руке, сядьте прямо, распрямив бедра и туловище.
4.Отведите левую руку назад к крупу лошади, разверните туловище, голову и шею влево как можно больше.
5. Положите предмет на середину крупа лошади и вернитесь в исходное положение.
6. Отведите правую руку назад к крупу лошади, разверните туловище, голову и шею как можно больше.
7. Возьмите предмет с крупа лошади и вернитесь в исходное положение.
Для инструктора: для подготовки выполнения данного упражнения разбейте его на несколько частей.
Первое упражнение: пункты 1-3. Особое внимание уделите сгибанию и разгибанию всех частей тела.
Второе упражнение: пункты 4 и 5. Особое внимание обратите на повороты туловища, головы и шеи, а также на работу верхней конечности.
Третье упражнение: пункты 6 и 7, при повторении вправо.
Перед тем как приступить к выполнению всего упражнения целиком, следует проделать следующее.
Пункты 1-6 выполнить без передачи предмета из одной руки в другую. И прежде чем начать выполнение упражнения полностью, проделать это нужно в обе стороны. Возможно, что всадникам понадобится помощь страхующих сбоку при распрямлении туловища или на других стадиях.
Страхующие должны точно знать, что от них может потребоваться, и как оказать нужную помощь. Для лучшего освоения навыков, отрабатываемых в этом упражнении, можно затем перейти к его выполнению на лошади, движущейся шагом. И вновь на начальной стадии его следует выполнить частями.
Необходимо помнить, что упражнение — это выполнение контролируемых движений с определенной целью. Так, например, для всадника с повреждениями головного мозга, у которого наблюдается правая спастическая гемиплегия, основной целью является расслабление (а также укрепление) пораженной стороны. Поскольку в спастическом состоянии рука обычно согнута и развернута внутрь, то, упражняясь, правую руку следует разгибать и разворачивать наружу от плеча, перенося предмет с шеи лошади назад на круп. При мышечной дистрофии всаднику важно как можно дольше сохранить силу рук. Так как мышцы плеча у таких инвалидов ослаблены сильнее, чем локтевые, мышцы запястья и пальцев, упражнение следует немного изменить. Для того чтобы перенести предмет с шеи лошади на крестец, попросите всадника отводить руку в сторону. Если мышцы плеча очень ослаблены, то перед тем как поднять руку, нужно будет согнуть ее в локте.
При работе с всадниками с нарушением обучаемости основной целью будет достижение выполнения ими упражнения в правильной последовательности. Начните с обучения отдельным навыкам, а затем переходите к их последовательному выполнению. Например, передача предмета из одной руки в другую, сидя прямо, затем — в положении лежа на шее лошади, а затем надо будет объединить эти два этапа, переложить предмет из одной руки в другую сидя, потом лежа, а затем снова принять положения сидя. Учитывая данный принцип увеличения сложности, самостоятельно разделите упражнение на составляющие компоненты. Не забывайте, что указания нужно давать в простой и постоянной форме, теми же словами и в той же последовательности.
В заключение отметим, что очень важно хорошо узнать всех всадников и их проблемы.
Используйте воображение и творческий подход. Обозначим самые основные моменты, о которых следует помнить при работе над упражнениями:
1. Безопасность. Подробно расскажите страхующим сбоку и ведущим об их обязанностях.
2. Выполнение нового упражнения начинайте в положении стоя.
3. Проанализируйте и разбейте упражнения на части, начинайте обучение с самого простого компонента.
4. Переходите к выполнению всего упражнения только после того, как всадник полностью освоит его отдельные части.
5. Не забывайте отмечать удачи и достижения.