Традиционная китайская модель чак р
Китайская модель представляет циркуляцию ци, или жизненной энергии, по меридианам, а не нади, но между этой системой и системой индусов есть много общего. Как и в основной индустской модели, чакры располагаются в областях головы и позвоночника. Они являются частью процесса объединения с Божеством. В зависимости от системы в этом участвуют от 6 до 8 чакр.
Западная точка зрения на чакры
Артур Авалон является западным авторитетом в области знаний о чакрах тантрической йоги (или кундалини-йоги). Авалон понимает их как семь мест расположения сознания (или 6 с одной «дополнительной»). Он также называет их лотосами, или падмой тела. Авалон считает чакры скорее тонкими, чем физическими центрами, так как размещает их в центральном нади. В отличие от других западных специалистов Авалон не признает чакры частью самой нервной системы, потому что слои позвоночного мозга отделяют чакры от тела. Целью является про буждение кундалини, или змеиной силы, которая дремлет в виде женской энергии в основании системы чакр, она должна подняться и пройти через верхние чакры. Как только кундалини достигает верхнего центра, человек освобождается от повторяющегося цикла смертей и возрождений, он становится «просветленным».
Современная производная система чакр обычно насчитывает семь чакр, расположенных вдоль позвоночника от копчика до макушки. Они часто присоединяют к себе часть сознания, или главную тему, цвет, элемент, звук, цветок лотоса (с различным количеством лепестков), взаимодействуя с физическим, эмоциональным, умственным и духовным аспектами человеческого существа. Каждая чакра также связана с железой эндокринной системы и цепью нервной системы (сплетение или ганглия). Система чакр почти всех культур считает чакры жизненно важной частью просветления или процесса одухотворения.
Большинство систем располагают чакры в одних и тех же местах.
Первая чакра – промежность
Вторая чакра – брюшная полость
Третья чакра – солнечное сплетение
Четвертая чакра – сердце
Пятая чакра – горло
Шестая чакра – лоб
Седьмая чакра – макушка
Некоторые системы чакр помещают седьмую чакру в верхней части головы, а не над ней. Ч. В. Ледбитер, изучавший систему чакр в 1930‑х годах, разместил вторую чакру около селезенки несколько выше третьей, которая располагается у пупка, а также отодвинул сердечную чакру немного влево.
Мои собственные исследования указывают на семь основных чакр, а также на пять дополнительных, расположенных внутри всей энергетической системы тела, но эти пять чакр находятся не в физическом теле. Другие профессионалы-эзотерики, такие, как Барбара Бреннан, автор книги «Руки света», признают существование других чакр, кроме основных семи и описывают расположение восьмой и девятой чакр над головой. Катрина Рафаэл, автор «Кристальной трансмиссии», описывает систему из двенадцати чакр, где еще одна чакра располагается на голове, две вне тела – над головой, дополнительная чакра – ниже сердца, над солнечным сплетением, а еще одна – под ногами за пределами тела. Но большинство источников указывают на первые семь чакрах.
Исследователи тонких энергетических технологий, а также представители медицинского сообщества развивают знания о системе чакр. Общее определение чакры с научной точки зрения может быть следующим.
Чакры являются преобразователями энергии, способными изменять вибрацию энергии с более высокой на более низкую и наоборот.
Как таковые чакры взаимодействуют с потоком тонких энергий через особые энергетические каналы и влияют на тело на клеточном уровне, что отражается на гормональном и физиологическом уровне физического тела.
Что же такое эти удивительные «колеса света»? Почему они стали настолько популярны с течением времени во всех культурах? Давайте кратко рассмотрим историю системы чакр человека, прежде чем начнем обсуждать стоящие за ней научные теории.
История учения о чакрах
Различные культуры через века донесли до нас понимание того, что люди состоят не только из плотной материи, но и из вибраций. Наши предки знали то, к чему Эйнштейн пришел относительно недавно: энергия не может быть уничтожена, она может только перейти из одной формы в другую. Поэтому мы можем представить наших предков в «очках возможностей». Благодаря «оптическому стеклу интуиции» они могли описать энергетические тела и работать с ними по превращению грубой (физической) энергии в тонкую и наоборот. Чакры были центрами этого процесса преобразования.
Большинство исследователей считают, что система чакр возникла в Индии более 4000 лет назад как клас сификация эзотерической анатомии, схема разнообразных тонких энергетических тел и каналов, влияющих на организм человека. Знания идут от ведической философии, которая была изложена в «Упанишадах» около 800 г. до н. э. «Веданта», что означает «конец Вед», ссылается на название четырех священных индуистских текстов, написанных около 1500 г. до н. э. Эти тексты называются Тантрой. Система чакр разделяется на две ветви – ведическую и тантрическую (обе существуют в аюрведической медицине и тантрической йоге).
Термин тантра происходит от двух слов: таноти – расширение и траяти – освобождение. Таким образом, речь идет о распространении знаний, которые освобождают. Тантра – это жизненная практика, основанная на учении о чакрах, кундалини, хатха-йоге, астрономии, астрологии и поклонении многим индуистским богам и богиням. Тантрическая йога возникла в доарийской Индии около 3 000–2 500 гг. до н. э. Многие другие системы возникли из тантрической йоги, в том числе тантрически й буддизм. Каждая система, возникшая из тантрической йоги, имеет собственную точку зрения на чакры и их связь с богами, космологией и символами.
Система чакр переплетается с семью различными культурами. Хотя тантрическую йогу обычно связывают с Индией, ее также практиковали дравиды, происходящие из Европы. Выявлено много общего между практиками додинастических египтян и африканцев и древнеиндийскими тантрическими учениями.
Например, корни многочисленных индуистских божеств уходят в черную индийскую цивилизацию, поэтому они часто изображаются черными. Историки выявили, что на ранних египтян оказала влияние африканская вера, а они, в свою очередь, повлияли на греков, евреев, позднее – на христианство и ислам.
Другие культуры также обменивались идеями о чакрах. Многие практики ранних эссеев, религиозно-духовного общества, существовавшего в Палестине со II века до н. э. по II век н. э., отражают идеи ранних индусов. Суфии, и сламские мистики, тоже использовали систему энергетических центров, хотя в ней было только 4 центра. Суфии позаимствовали практику кундалини из тантрической йоги, так же как и некоторые группы индийцев и американских индейцев.
Как мы увидим, индейцы майя из Мексики, инки из Перу и чероки Северной Америки обладали своим собственным методом работы с чакрами. Майя считали, что это именно они обучили индусов системе чакр.
Система чакр была принесена на Запад извилистыми путями. Сначала она была тщательно описана в тексте индийскоих йогов XVI века «Сат-Чакра-Нирупана». В 1919 году впервые была опубликована книга Артура Авалона «Могущество змеи». Авалон опирался на тексты «Сат-Чакра-Нирупана» и «Парара-пансара». Появлению книги Авалона предшествовала «Теософская практика», написанная в 1696 году учеником Якова Бёме Йоганном-Георгом Гихтелем, который в своих трудах ссылался на внутренние центры силы, соответствующие восточной доктрине о чакрах.
Сегодня многие профессиональные эзотерики полагаются на истолкование работы Авалона, выполненное Анодеа Джудит, в которое она внесла дополнительную информацию о физиологическом аспекте чакр.
Уходящие корнями в историю, прочно вошедшие в мировые духовные традиции, учения о чакрах сейчас быстро перемещаются в авангард западной науки.