Чаще используйте стратегию на осознание и ориентацию на состояние другого человека
Условное название и короткая запись игры. На лицо и в глазапосмотри и сходство с предметами найди; Тебя предмет назвать попрошу, а сам сходство с лицом твоим назову!; На лицо сверстника посмотри, и какое оно скажи!
Поведение ребенка.Ребенок находится в нормальном состоянии, но в повседневной жизни часто бывает эмоционально отгороженным; плохо ориентируется на эмоциональное состояние другого человека вследствие раздражительности, обидчивости, конфликтности, гиперактивности и т. д.
Содержание игры.Взрослый говорит детям: «Кто найдет общее между моим лицом и предметом, тот и молодец! Посмотрите, вот мои брови, а вот нос, а вот губы, похоже на якорь?»
Правила игры: ■Нельзя придумывать и говорить слишком обидные сравнения; ■ Если придумал обидное сравнение, то лучше примени его к самому себе.
Цель игры. ■Осознание и ориентация на особенности эмоциональных состояний другого человека; и Стимуляция интереса, внимания к лицу другого человека; мОтреагирование раздражения, обиды, когда дети переносят свое собственное состояние и опыт восприятия другого, сравнивая части лица другого человека с предметами; ■ Стимуляция воображения и чувства юмора у детей в процессе поиска и нахождения сходства между частями лица и предметами.
Варианты игры. ■Можно показывать детям карточки с предметами, при этом говорить: «1, 2, 3 - на мое лицо мое посмотри и сходство с предметом найди!»; ■ Ты мне предмет назови (или карточку с предметом покажи), а я сходство с твоим лицом придумаю!»; ■ «Я буду слова-предметы называть, а ты сходство с лицом моим искать» Для этого взрослый говорит: «Мой нос - это огурец, дыня, полоска бумаги, линейка с дырочками, что еще?» Или: «Мои глаза это синие пуговки, две монетки по 10 копеек, косточки от сливы» и т. п. Ребенок выбирает подходящее сравнение в сотрудничестве со взрослым; ■ Используйте сравнения не только конкретные, но и образные, смешные, но не обидные (Мой нос это волнорез, а твой, как у красивой птички, но не вороны!). Классификация игры.Игры с картинками; игры с действиями рассматривания лица; игры с действиями обнаружения сходства.
:н
3. НА МЕНЯ ПОСМОТРИ:
Чаще используйте стратегии ориентации ребенка на состояние другого и на стимуляцию чувства юмора!
Условное название и короткая запись игры.На меня посмотри, и что изменилось на лице скажи!
Поведение детей.Дети часто не ориентируются на особенности эмоционального состояние друг друга; эмоционально отгорожены; эгоистичны и эгоцентричны; или проявляют нерешительность; скованность; не проявляют положительных эмоций (мало улыбаются или смеются; напряжены).
Содержание игры.Взрослый просит ребенка сделать веселое лицо и говорит: «Посмотрите на лицо, какое оно? Веселое, грустное? Глаза прищурены или раскрыты? Краешки губ вверх?» и т. п. Предлагает зрителям: «Закройте глаза и когда я скажу, откроете». Затем взрослый просит ребенка сделать печальное лицо и говорит детям: «Откройте глаза». Спрашивает детей: «А теперь что изменилось?» и т. п. Возможные правила-ограничения. ■Нельзя помогать туловищем, если договаривались выражать эмоциональное состояние только лицом. Цели игры, иОриентация на поведение и эмоциональное состояние другого у эмоционально отгороженных, эгоцентричных и эгоистичных детей; ■ Осознание через называние, обозначение словом эмоциональных состояний, расширение репертуара речевого поведения ребенка; яСтимуляция положительных эмоций у детей с состоянием нерешительности, депрессивным и тревожным фоном настроения, когда ребенок делает что-то смешное с печальным лицом.
Варианты игры. ■Взрослый смотрит на ребенка доброжелательно и затем хлопает в ладоши и одновременно хмурит брови. Спрашивает ребенка: «Что изменилось в моем лице?» Если ребенок молчит, то отвечает за него: «Правильно, я сдвинул брови, стал сердитым!» ■ Кто больше и точнее назвал изменений на лице, тот и продолжает игру; ■ Можно вносить изменения не только в выражение лица, но во внешний вид, позы и жесты; ■ Можно считать на рекорд (1, 2, 3... 10 и т. д.), как долго может изображать одно и то же состояние ребенок; ■ Можно предложить нескольким детям загадать эмоциональное состояние, а остальным отгадывать: «Отгадайте это горе или печаль, злость или радость?» и т. п.; яПредложите детям с печальным выражением лица здороваться, толкаться, делать что-то смешное и т. п.
Классификация игры.Игры с картинками; игры с действиями рассматривания лица; игры с мимическими действиями.