Пошаговое обучение бытовым навыка ребенка с РАС
Преподаватель, обучающий ребенка комплексным бытовым навыкам с помощью метода пошагового обучения, должен знать:
· как определить базовый уровень развития навыка;
· как выбрать способ обучения навыку;
· как выбрать вид подсказки, обеспечивающий эффективное усвоение навыка;
· как корректировать ошибки.
После того, как шаги цепочки комплексного поведения определены, необходимо оценить, как ребенок справляется с каждым шагом, для того, чтобы понять, какие именно шаги вызывают затруднения. Ребенок может не знать, как выполнять задание вообще, а может не знать, как начать (или закончить) задание, затрудняться выполнять отдельные шаги задания. Если ребенок знает, как выполнять отдельные шаги - это большой плюс. Инструкция для преподавателя:
Чтобы определить базовый уровень навыка, следует приготовить карандаш и таблицу с написанными в ней шагами задания. Можно будет записывать плюс напротив того шага, который ребенок выполнят правильно, и минус напротив того шага, который ребенок выполняет неправильно или пропускает. Далее приготовить все материалы, которые потребуются ребенку для выполнения задания, и положить их туда, откуда ребенку их будет удобно брать. Когда все материалы подготовлены, попросите ребенка выполнить задание, например, скажите: “Давай мыть руки” или “Давай готовить бутерброд” и больше ничего не говорите. Будьте уверены, что ребенок вас услышал. Внимательно следите за тем, что будет делать ребенок, и одновременно регистрируйте в таблице правильность выполнения каждого шага. Во время выполнения задания не помогайте ребенку, не хвалите, не комментируйте его действия, вообще не разговаривайте с ним. Если ребенок просит помощи, ответьте: “Попробуй сделать сам”.
Почему нельзя хвалить или поощрять ребенка за правильный ответ во время оценки базового уровня развития навыка? Потому, что во время тестирования следует избегать процесса обучения. Нужна объективная оценка базового уровня навыка. Как только преподаватель начнет поощрять правильные ответы и не поощрять неправильные, начнется процесс обучения. Соответственно, в таких условиях корректно определить базовый уровень развития навыка не получится.
Когда ребенок закончит задание или прервет его выполнение, так как не знает, как быть дальше, необходимо подсчитать процент самостоятельно выполненных шагов цепочки. Чтобы вычислить процент самостоятельного выполнения шагов, нужно разделить число шагов с самостоятельным выполнением на общее число шагов и затем умножить на 100. Эта цифра будет результатом измерения базового уровня развития навыка. В дальнейшем результаты будут сравниваться с этой цифрой для изучения прогресса в усвоении навыка.
Если есть возможность, то желательно протестировать базовое развитие навыка три раза. Многие факторы влияют на выполнение задания: ребенок может себя плохо чувствовать или быть перевозбужденным в момент тестирования. Повторное измерение позволит снизить влияние таких факторов и увеличить достоверность данных. Пример результата начального тестирования ребенка в проведенном исследовании (Анна, 4 года).
Таблица 8. "Пример записи результатов тестирования навыков"
Приготовление бутерброда | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | |
Шаги цепочки | ||||
1. | Взять хлеб | + | + | + |
2. | Положить хлеб на разделочную доску | + | + | + |
3. | Отрезать кусок хлеба | - | - | - |
4. | Взять масло | - | - | - |
5. | Намазать масло на хлеб | - | - | - |
6. | Взять колбасу | - | - | - |
7. | Положить колбасу на доску | + | + | - |
8. | Отрезать кусок колбасы | - | + | - |
9. | Положить кусок колбасы на хлеб | - | - | - |
Количество правильных шагов | 3/9 | 4/9 | 2/9 | |
Процент правильных шагов | 33% | 44% | 22% |
Запись в таблице покажет, какие части задания ребенок делает лучше всего. Многие дети знают, как начать выполнять задание, но не знают, что делать в середине задания. Некоторые дети могут начать задание кое-как, пропустить середину, но выполнить несколько конечных шагов задания. В зависимости от распределения плюсов и минусов в таблице вы сможете выбрать способ обучения навыку.
В случае, когда первые шаги в цепочке ребенок выполняет самостоятельно или с минимальными подсказками, а основные затруднения испытывает в последующих шагах, применяется прямой способ пошагового обучения. Например, ребенок выполняет задание “свернуть полотенце”. В процессе выполнения задания он должен выполнить следующие шаги:
· взять полотенце;
· положить полотенце на стол;
· разложить полотенце на столе;
· сложить пополам;
· сложить пополам;
· сложить пополам;
· положить в стопку.
Тестирование базового уровня ребенка (Георгия) в центре показало, что он может выполнять самостоятельно только два первых шага. Соответственно, после предъявления инструкции учитель позволил ребенку самостоятельно взять полотенце и положить полотенце на стол (это первые два шага цепочки, им учить не нужно). Затем преподаватель начал помогать ребенку.
Он использовал полную физическую подсказку и руководил руками ребенка на протяжении всех оставшихся шагов задания. В конце задания (после того, как ребенок положил полотенце в стопку) преподаватель похвалил ребенка и предоставил поощрение (можно например пощекотать, похлопать в ладоши или дать кусочек печенья).