Деятельность в перерывах и игровое время для развития
Эти пять-десять минут перерыва в сессии являются продолжением работы с ребенком. Они позволяют ребенку с помощью преподавателя закрепить то, что он узнал во время сессий. Ребенок находится в более расслабленной и неформальной обстановке, чем во время сессии. Эти занятия сопровождаются обобщениями упражнений в бытовых условиях и в других ситуациях. Пример игровой деятельности в перерывах:
· Рисование также называют имитацией графических навыков. Здесь можно нарисовать круг, горизонтальную линию, вертикальную линию, треугольник и квадрат с целью повторения ребенком формы. Можно при этом сказать "сделай так". Вы рисуете, а затем он повторяет. Вы можете использовать доску или бумагу и карандаш или мелок. Краски могут быть добавлены позже.
· Нанизывание бусинок. Можно подсказать цвета, называя их и тренировать навыки имитации поощряя нанизывать бусинки ребенком самостоятельно.
· Музыка - в пределах доступности должны быть разнообразные ударные и музыкальные игрушки. Используйте их, чтобы тренировать навыки имитации. Дети реагируют очень хорошо к пению и музыке. Также можно сочетать песни и имитацию движений. Это отличный способ удержания внимания и сотрудничества ребенка.
· Кубики - можно использовать кубики, чтобы взаимодействовать с ребенком. Можно укладывать кубики вместе, можно сортировать их по цвету, повторять форму башни.
· Книги - чтение книг вместе может быть очень приятным для ребенка. Просите, чтобы он указал на различные объекты и цвета. Спросите: «Где» и «что делает», чтобы было взаимодействие с ребенком.
· Творческая игра - обеспечьте запас игрушек, кукол, фигурок для игры. Можно разыгрывать различные сценки, общение игрушек.
· Конструктор Lego. Вы можете попросить сделать простое задание: сложить игрушку, собрать по цветам.
3.2.6 Сессии с упражнениями начального уровня (методика)
· "Садись". Первое, чему надо научить ребенка - это сидеть на занятии. Преподаватель сидит прямо перед ребенком и просит его "садись". Ребенок должен сесть в течении 5 секунд. Если нет, вы должны мягко разместить его на стуле. После того, как ребенок сел, надо сразу вознаградить его поощрением и/или похвалой. Постепенно можно убрать физическую подсказку. В итоге ребенок должен садиться на стул / в кресло по вашей просьбе.
· "Сиди прямо". Ребенок должен сесть прямо на стуле и посмотреть на преподавателя. Если нет, то поправьте физически ребенка, чтобы он сел прямо, поощрите словесно.
· "Тихие/спокойные руки". Дети с РАС часто используют руки для самостимуляции или отвлечения от задания. Если это становится проблемой, то надо дать команду "тихие/спокойные руки" и физически расположить руки ребенка на столе или ладонями вниз вдоль тела. После того, как руки спокойны, сразу вознаградите ребенка поощрением и/или похвалой. Постепенно уменьшайте количество подсказок. Преподаватель также может использовать команду имитации "сделай так" и показать как должны расположиться руки.
· "Посмотри на меня". Эта команда играет наиболее важную роль в доказательстве, насколько эффективна программа АВА при правильном применении. Большинство детей, страдающих аутизмом, не поддерживают глазной контакт (один из признаков РАС). Через интенсивную работу с этой командой, преподаватель может научить ребенка устанавливать и поддерживать глазной контакт. Поддерживать внимание ребенка к задаче является необходимым условием для любого обучения. Ребенок на стуле перед вами, попросите: "посмотри на меня". Он должен немедленно посмотреть в глаза и поддержать этот контакт до 5 секунд. По результату сразу вознаградите ребенка поощрением и/или похвалой. Если ребенок не делает, то отвернуться на 5 секунд, и повторить просьбу еще раз. Если ребенок не реагирует или смотрит менее 5 секунд, то расположите поощрение в пределах видимости ребенка и на уровень своих глаз. Как только поймаете его взгляд, то вознаградите ребенка за зрительный контакт. Инициируйте просьбу снова и снова, постепенно убирая поощрение в виде еды, используя словесную похвалу и удлиняя зрительный контакт. Стремитесь поддерживать зрительный контакт до 10 секунд. Как только ребенок освоит навык "посмотри на меня", можно изучать запрос "посмотри на ... (объект)". Также можно модифицировать задачу "посмотри на меня" изменяя положение и перемещаясь по комнате.
· "Сделай так". Имитация является одним из основных способов, которым люди учатся. К сожалению, большинство детей с РАС не наблюдают вокруг и часто не замечают других людей, чтобы научиться имитации, т.к. они живут большую часть своей жизни "в себе". Цель преподавателей и родителей вывести их из этого внутреннего мира и научить, как жить и общаться с другими людьми. Обучение имитации, умению повторять важная часть начала этого долгого путешествия. Команда "сделай так" является просьбой для повторения ваших действий. Прежде чем озвучить эту просьбу вы должны привлечь внимание. Это лучше всего сделать с помощью команды "посмотри на меня". После того, как вы получили зрительный контакт, надо сказать "сделай так", затем показать действие крупной или мелкой моторики. Например поднять руки над головой. Если ребенок не отвечает в течение 2 секунд, вы должны физически поднять руки ребенка. Предоставить сразу награду. Постепенно исключайте физические подсказки, пока ребенок не будет отвечать верно 9 из 10 раз на просьбу. Это также может занять несколько дней, недель или даже месяцев. Это упражнение всегда полезно использовать в сессиях для физической разгрузки, перерывов. Также для повышения уверенности в себе ребенка. Например, если вы работаете над сложной задачей и ребенку трудно, то попросите его "сделай так (движение)", которое ребенок знает и наградите его. Таким образом, вы показываете ребенку, что у него все получится. Вернитесь с ребенком к работе над сложной задачей.
· Пример имитации крупной моторики: поднять руки над головой, дотронутся до кончика носа. Подскажите ребенку, перемещая его руки в случае необходимости. Первоначально можно научить ребенка отдельным движениям, а затем комбинировать их. Это важно, чтобы ребенок избежал бездумных шаблонов, а именно повторял осмысленно за вами. Эффективно в имитации привнести элемент игры, радости для ребенка. Затем можно добавлять следующие действия: хлопать в ладоши, поднять одну руку, руки в стороны, встать, попрыгать, и т.д. На следующем этапе после "сделай так" можно называть эти действия "давай попрыгаем", "подними ручки" и т.д.
3.2.7 Сессии с упражнениями на мышление (методика)
Важной группой навыков для ребенка с РАС является умение сопоставлять, сравнивать и различать цвета, формы, предметы. Как и имитация, обучение этой группе навыков должно присутствовать на протяжении всей программы реабилитации. Навыки по сопоставлению могут начинаться от простых, единичных сравнений до категорий элементов (одежда, еда, погода и т.д.). В жизни и учебе это широко распространенная практика выбора верного варианта ответа из многих.
Обучение строиться по принципу " от простого к сложному":
· Простые предметы - первая пара. Возьмите два одинаковых предмета. Поместите первый предмет перед ребенком. Возьмите второй такой же предмет в руку и скажите "посмотри сюда", чтобы привлечь внимание на второй объект. Разместите второй объект рядом с первым. Скажите "одинаковые". Например два одинаковых кубика. Положите второй кубик рядом с первым и скажите "такой же кубик, одинаковые". Ребенок должен поместить второй предмет рядом с первым снова. Подскажите, если это необходимо, перемещая руку ребенка и похвалите, если правильно.
· Простые предметы - вторая пара. Вторая пара предметов должна полностью отличаться от первой. Поместите предмет из первой пары и предмет из второй пары перед ребенком на небольшом расстоянии. Дайте ребенку предмет из первой пары и попросите "одинаковые". Если ребенок неверно выбрал предмет из второй пары, заберите его и скажите "нет". Дайте снова предмет из первой пары. В случае верного выбора подходящего предмета - наградите. Продолжайте работать с первым предметом, пока ребенок не достигнет 90% точности. Далее отработать аналогично с предметами из второй пары.
· Расширенный выбор.Три пары предметов на столе. Сначала научите ребенка соотносить одинаковые предметы третьей пары. Затем, поместите третью пару на стол к предыдущим двум для сравнения. Со временем можно использовать еще больше пар предметов на столе для усложнения сравнения и выбора. Также можно перемешать предметы.
· Выбор картинок. Следующим этапом можно заменить предметы на фотографии или картинки объектов. Выполнить те же обучающие действия сравнения, что и с парными предметами. Затем можно ввести отвлекающие элементы - другие картинки.
· Сравнение предмета и картинки. Положите картинку на стол и дайте в руки ребенка соответствующий картинке предмет. Скажите "одинаковые". Например, можно использовать мячик, куклу, кубик и т.д. Расширяйте количество предметов и картинок для обучения ребенка ассоциировать изображения предмета и реальные предметы.
· Ассоциация предметов в категориях. Предоставьте группу предметов, отличающихся лишь незначительно друг от друга, например различные цвета и формы обуви, ложки, книжки и т.д. Поместите один предмет в руки ребенка (узнаваемый) и переместите руку к другим предметам на столе. Скажите "такие же". После сравнения, уберите предмет и дайте ребенку другой. Постепенно расширяйте группу предметов, чтобы включить много элементов в пределы категории.
· Ассоциация цветов. Используйте квадратные карточки с цветами или круглые (главное, чтобы форма была одинаковая). Используйте технику, описанную выше (пары предметов), соотнося карточки с одинаковым цветом и говоря например "такой же красный, то же красный". Хвалите и поощряйте ребенка за успех. Это упражнение немного сложнее, чем пары предметов и должно отрабатываться некоторое время для 90% успеха.
· Соотнесение форм. Избегайте путаницы с цветами, используя один и тот же цвет в карточках с формой, или используйте нейтральные цвета (например белый). Поместите деталь с формой на столе и дайте в руки ребенка деталь с такой же формой. Скажите например "такой же квадрат, то же квадрат». Всегда хвалите и поощряйте ребенка за успех. Обобщение навыка соотнесения форм может быть достигнуто путем изменения размеров объектов, и цветов объектов в последствии.