Определение глубины РАС и цели программ ближайшего развития

У родителей обычно множество возможностей понять, что ребенок развивается не типично:

· родители понимают, что их ребенок иной, поскольку он интересуется ими менее, чем они ожидают, необычно реагирует на звуки или шумы;

· родители связывают свое первое беспокойство с отдельным событием: например, они увидели, как ребенок обща­ется со своими сверстниками;

· бабушка, дедушка, друг семьи, врач или другой человек из ближайшего окружения ребенка высказывает опасения в связи с его поведением;

· родители заявляют, что в младенчестве их ребенок был «слишком уж хорошим», подразумевая, что он предъявлял очень мало требований;

· некоторые родители, напротив, могут сказать, что у ребенка по­явились проблемы почти с рождения: например, его было сложно успокоить или он был слишком требовательным;

· родители могут сооб­щить, что с их ребенком все было в порядке до, скажем, 18 ме­сяцев, когда он перестал разви­ваться;

· родители, у которых двое и более детей, имеют возможность сравнивать и видят отличия в их развитии.

Возможно, самая распространенная причина беспокойства — это задержка речевого развития. Опасения, что ребенок глух, тоже очень распространены, хотя, в отличие от глухих детей, дети с аутизмом обычно реагируют на звуки, но избирательно. Ребенок с аутизмом мо­жет использовать указательные жесты, чтобы получить какую-нибудь вещь, или дергать родителя за руку (часто с минимальным зрительным контактом или без него), при этом не будучи заинтересованным в раз­делении внимания.

Например, он редко указывает на вещи с целью по­казать их родителям или вообще отсутствует указательный жест. Некоторые родители, особенно если это их пер­вый ребенок, могут не понимать, что подобное поведение необычно, и обращаются к врачу лишь потому, что ребенок, достигнув 18 ме­сяцев, все еще не заговорил.

Таблица 3. Анкета-наблюдение для родителей: определение возможных аутистических расстройств в раннем возрасте

Проблемы Характеристика проблем по возрастам
От рождения до 12 месяцев От 12 месяцев до 3 лет
Социального взаимодействия Практически не смотрит на других людей, не интересуется социальны­ми играми, слабо при­вязан к членам семьи, рад, когда его оставляют одного. Атипичный зрительный контакт, практически не смотрит на других людей, предпочитают быть в одиночестве, не допускает к себе других детей
Ребенка трудно успокоить, если он огорчен, часто просыпается ночью Скудное вы­ражение эмоций, игры не до­ставляют удовольствия
Около 1/3 детей чрезмерно замкнуты и могут активно отвергать взаимодействие Не различает взрослых (кроме родителей). Могут иметь место сильные фобии, чрезмерно возбудим
Контакты обычно уменьшаются, как только ребенок начинает ходить, ползать Пло­хая моторная имитация, слабые игровые навыки (нет воображения, ограниченность в выборе игровых материалов). Не понимает значения наказания, не понимает правил игры
Коммуникативные Плохо отзывается на свое имя, не смотрит на предметы, которые держат другие Низкие показатели вербаль­ной/невербальной коммуни­кации, не делится своими ин­тересами с другими людьми
Плач тяжело интерпретировать   Плохо реаги­рует на свое имя, не реагирует на жесты, использует тело дру­гого человека как инструмент (берет руку родите­ля, чтобы получить желаемое, не вступая при этом в зрительный контакт)
Ограниченное или необычное гуление (визги или крики) Издает необычные звуки Частый громкий крик, остающийся трудным для интерпретации У половины или более детей речь не осмысленная (без осознания значений). Речь отсутствует
  Могут появиться первые слова, но часто не используются со значением Обычно словарный запас менее 15 слов, слова появляются, затем исчезают. Может повторять фразы, эхолалия, но использование языка не творческое, плохие ритм, интонация
Атипичные ответы/интересы   Повторяющиеся движения доминируют в деятельности во время бодрствования   Необычные сенсор­ные ответы, маннеризмы (с использованием рук/ пальцев). Продолжительные повторяющиеся движения покачавания, кружения, походка на носках. Долгий взгляд на свет
Не любит, когда его тро­гают Использует предметы не по назначению, игровая деятель­ность стереотипна, стойкая ограниченность интересов, расположение объектов по линиям
Часто берет в рот всевозможные пред­меты Многие обладают хорошими способностями в зрительных/моторных манипуляциях, таких как в головоломке «Собери картинку»
  Бытовые навыки не развиты или развиваются очень медленно, под сильным давлением взрослых


Крайне важно в процессе общей оценки, исследование моторных навыков. Это происходит в составе диагностической группы, или врача-ортопеда, занимающегося моторными навы­ками.

Консультация таких специали­стов необходима и при наличии у ребенка значимых сенсорных нару­шений и сопутствующих аутизму заболеваниях. Эта оценка дает родителям и педагогам ценные рекомендации, ко­торые помогут понять проблемное поведение и справиться как с ним, так и с моторными трудностями (например, при письме) и необычной сенсорной чувствительностью.

Рассмотрим методику определения степени аутистических расстройств для формирования программы обучения в зоне ближайшего развития ребенка. Также будут предложены для примера программы обучения с достижимыми целями для ребенка (3 программы). Каждая из обучающих целей в формировании программы должна включать следующие параметры:

· длина временного интервала, в течение которого должно произой­ти освоение навыка (например, через три месяца);

· краткое описание или название навыка (например, подбор пары к картинке);

· критерий самостоятельности выполнения навыка (например, “са­мостоятельно” или “следуя вербальным инструкциям учителя”);

· критерий ожидаемого прогресса (например, расширит репертуар просьб до 10 слов).

Эти критерии должны быть выбраны по результатам наблюдения за ребенком в предыдущем периоде и тестирования начального уровня развития ребенка. К концу указанного временного интервала (например, через 3 месяца) ребенок должен достичь запланированных целей. В течение это времени прогресс навыков должен быть объектом постоянных измерений. Например, если учитель использует метод блоков для обучения имитации движений крупной моторики, то он может использовать метод подсчета процента правильных реакций. Если учитель использует метод пошагового обучения во время мытья рук, то выполнение каждой ступени должно быть зарегистрировано в таблице пошагового обучения навыку.

Если ребенок обучается недостаточно быстро, то необходимо выя­вить причины медленного прогресса (недостаточная мотивация ребен­ка, неподходящий способ предъявления инструкций, неправильно выб­ранный критерий перехода с одного уровня интенсивности подсказки на другой) . Объективная запись прогресса ребенка и предприня­тых педагогических шагов поможет понять, что следует изменить в обу­чающем процессе.

Наши рекомендации