Медицинские аспекты причин аутистических расстройств

Во всем мире наблюдается стремительный рост эпидемии расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания. В США из 88 нейротипичных детей - один ребенок с РАС, в Южной Корее в 2015 г. один из 35 детей с РАС. Такие дети не могут сосредоточить свое внимание на характерных особенностях учебных задач. Они не могут эффективно разработать стратегии, чтобы им следовать. Они часто описываются учителями как "пассивные" учащиеся, в лучшем случае.

Работники здравоохранения как в России, так и за рубежом, в целом не понимают, чем вызван такой стремительный рост отклонений в детской возрасте, что именно вызывает данные расстройства: аутизм, РАС, СДВ, СДВГ и т.д. Предположения варьируются от самых экстримальных, как детская шизофрения или мягких, как плохое воспитание в семье. Иногда биологических: "что-то" должно было произойти с развитием ребенка в раннем возрасте, поэтому психика развивается с искажениями.

Вернемся к истории. Лео Каннер в 1943г. описал аутистические расстройства в соответствии с "поведенческими особенностями". Излишне говорить, что "поведенческие" дисфункции могут быть вызваны многими нарушениями в работе организма, а не только развитием дисфункций психики. В начале 1970-х годов XX века человеческий мозг все еще являлся "черным ящиком" для врачей. Были сложные, косвенные исследования для выявления областей, анатомических функций, но объективных данных о химических процессах, функционировании мозга не существовало. Относительно недавно появились новые инструментальные возможности для исследования мозга: компьютерная и магнитно-резонансная томография, способные иллюстрировать повреждения мозга, опухоли, артериальные и венозные проблемы, нарушения кровообращения мозга и нейронных связей.

На научной конференции в Бостоне (США) по проблемам психиатрии в октябре 1998 года, было впервые признано, что многие из "психических и психосоматических заболеваний связаны с иммунным стрессом и приводят к хронической вирусной активации и митохондриальной дисфункции".

Нейроиммунология - новая область знаний, которая образовалась на стыке фундаментальных дисциплин - нейронаук и иммунологии, прошла длительный путь развития от понимания механизмов взаимодействия основных регулирующих систем организма до создания новых способов регулирования физиологических и патологических процессов.

Нервная и иммунная системы обеспечивают восприятие внешних и внутренних сигналов, обрабатывают информацию с последующим формированием ответа, используя для этого идентичные медиаторы - цитокины. На этапе становления иммунофизиологии как научной дисциплины (1960-1990 г.г.) создана концепция многоуровневой иерархической организации системы регуляции функций иммунной системы. В результате установлены влияния структур ЦНС на активность механизмов иммунологического надзора и величину иммунного ответа. Показана зависимость иммунного ответа от состояния гипоталамических и взаимосвязанных с ним структур мозга. Активное развитие иммунологии и неврологическая практика создали предпосылки к представлению о взаимном регулировании нервной и иммунной систем, о значительной роли иммунной системы в регуляции большинства физиологических функций. Высказываемые представления о роли иммунологических механизмов в развитии нейропатологических процессов, значительный прогресс в установлении конкретных иммунологических звеньев в патогенезе большого количества неврологических заболеваний – рассеянного склероза, сосудистых поражений, эпилепсии, миастении, полинейропатии, черепно-мозговой травмы, аутистических расстройств.

При различных заболеваниях нервной системы, с одной стороны, происходят деструктивные изменения в тканях мозга, которые находятся под иммунологическим контролем, с другой стороны, нарушаются нервные регуляторные механизмы. В развитии многих хронических болезней нервной системы большее значение, чем предполагалось до 90-х годов XX века, могут иметь иммунопатологические механизмы. В этой связи значение изучения состояния иммунной системы распространяется не только на общепризнанные нейроиммунологические процессы в эксперименте, но и заболевания ЦНС. Одной из задач нейроиммунологии и смежных дисциплин является познание механизмов регуляции защитных функций организма в целях создания возможностей их усиления или ослабления при различных формах патологии.

В течение последних 15 лет XX века совместными усилиями нейроиммунологов и специалистов смежных областей значительный успех достигнут в изучении иммунопатологических механизмов многих нервно-психических заболеваний. Среди широкого спектра исследований при данных заболеваниях приоритетными могут быть исследования субпопуляционного состава лимфоцитов, цитокинового профиля с оценкой баланса про- и противовоспалительных цитокинов, определение интенсивности нейросенсибилизации клеточного и гуморального типа, оценка неспецифического иммунного ответа.

Использование данного нейроиммунодиагностического комплекса позволило не только оценить состояние иммунной системы у пациентов с различной патологией ЦНС, но и выявить интенсивность и направленность иммунных реакций. Так, при исследовании специфичности нейросенсибилизации у почти 200 больных с резидуально-органическими заболеваниями ЦНС, в том числе в структуру симптомокомплекса которых входит эпилептический синдром, получены данные о своеобразии нейроантигенного «пейзажа» и сделано предположение о корреляции уровня нейросенсибилизации с состоянием клеточного иммунитета, установлено, что наибольшие иммуносупрессивные изменения Т-звена выявляются у пациентов с высокой нейросенсибилизацией. Здесь важно заметить, что одно из ключевых расстройств у детей с аутизмом, это как раз высокая нейросенсибилизация.

Последнее по времени комплексное исследование аутистических расстройств и детской шизофрении с попутным внедрением иммуномодулирующих средств провёл Г. С. Рачкаускас в 2005 г. Целью данного исследования явилось изучение особенностей иммунитета у детей, которые болеют ранним детским аутизмом (25 человек) и другими заболеваниями с прогредиентным течением (7 человек). Изучались показатели клеточного и гуморального иммунитета, функциональной активности макро- и микрофагов, аутоиммунные реакции к мозгоспецифическим антигенам.

Проводился иммуноферментный анализ и полимеразная цепная реакция на антитела и ДНК возбудителей к ряду нейроинфекций. Исследуемым материалом была кровь пациентов.

В сравнении с практически здоровыми детьми получены следующие результаты. Во всех без исключения случаях отмечался дисбаланс или недостаточность T-клеточного звена иммунитета, снижение противовирусного иммунитета. Это проявлялось как количественным составом лимфоцитов, так и их функциональной активностью, которая, в свою очередь, была снижена в разной степени. Отмечался высокий уровень ЦИК и нейросенсибилизация к мозговым антигенам (ОБМ, NSE) В случаях заболевания органического генеза (внутриутробное инфицирование, родовая травма, асфиксия) часто присутствовали признаки хронической персистирующей нейроинфекции, в основном за счёт ННV6, ЦМВ и инфекции Эпштейна-Барра. У 30% больных отмечался существенно низкий уровень IgA в крови и патологическая активация B-звена иммунитета. Всё вышеуказанное отображает тот факт, что у исследуемых детей сформировалось неспецифическое, приобретённое, смешанное, комбинированное, хроническое иммунодефицитное состояние. Оно носит высоко индивидуальный характер с разной степенью проявлений тех или других признаков. Кроме того, в каждом втором случае этот иммунодефицит усложняется аутоиммунным компонентом, который, вероятно, ухудшает как психиатрический, так и иммунологический прогноз заболевания. Часто в семейном анамнезе у детей с РАС уже присутствуют накопленные иммунные нарушения, в частности заболевания родителей: бронхиальная астма, аллергии, нарушения работы пищеварительной системы, эндокринологические расстройства, вирусы герпеса, как в проявленных заболеваниях, так и в не проявленном виде, т.н. "носители" вируса.

Образованный в 1967 году в США Институт исследования аутиз­ма (ARI - Autism Research Institute) стал впервые проводить и финансировать исследования, направленные на установление реальных причин аутизма и поиск безопасных и эффективных методов его лечения.

В ARI было установлено, что аутичные дети отличаются от здоровых ослабленным иммунитетом и болезня­ми ЖКТ, страдают аллергиями и пищевыми непереносимостями, ферментативной недостаточностью, дисбактериозом, мальабсорбцией и дефектами митохондрий. Уже в 80-90 гг. XX века институт ARI высказал предположение, что сбои в деятельности иммун­ной системы аутичных детей могут приводить к аутоиммунным за­болеваниям и ферментативной недостаточности ЖКТ. В анализах мочи аутичных детей были обнаружены опиатные остатки, образо­вавшиеся от расщепления протеинов пшеницы и молока. Их попа­дание в кровь также способствуют отравлению мозга. Кроме того, неправильное переваривание пищи приводит к тому, что полезные вещества — витамины, минералы, жиры, не усваиваются, и ребенок живет с постоянной нехваткой питатель­ных веществ как для всего организма, так и для деятельности голов­ного мозга.

При специальном обследовании аутичных детей в их организ­ме часто обнаруживают тяжелые металлы, наличие которых приво­дит постепенно к разрушению всего организма. Кстати, уже давно было замечено, что больные с тяжелым свинцовым или ртут­ным отравлением теряли способность говорить и общаться с окру­жающими. Также, в современных вакцинах используются живые ви­русы и бактерии, и если при нормальной реакции организма иммунная система уничтожит чужеродные структуры (бактерии, вирусы, гри­бы, простейшие, чужеродные белки), то у детей с нарушенным иммунитетом этого может не произойти. Оставшиеся в организме чужеродные структуры становятся причиной аутоиммунных заболеваний.

До появления нейроиммунологии в начале XXI века, энтузиасты врачи и родители в США (а также Израиле) двигались на ощупь в поиске вариантов реабилитации детей с РАС. Каждая их победа тщательно анали­зировалась и молниеносно доводилась до сведения других родите­лей. Методы лечения, которые предлагались, были альтернативны­ми и не всегда четко разработанными по дозировке и применению препарата. Но родители хотели помочь своим детям как можно бы­стрее. Они не могли ждать, когда все исследования будут одобрены официальной медициной. Родители из пассивных наблюдателей, только выполняющих предписания врача, стали активны­ми участниками процесса лечения своих детей и взяли на себя важнейшую роль по наблюдению и сбору результатов от каждой терапии.

ARI организовал курс подготовки для врачей, чтобы ознакомить их с уже разработанными и внедренными методами лечения. Таких врачей называли DAN!, аббревиатура от английского названия про­екта (DAN! Defeat Autism Now!), а разработанные методы лечения назвали - DAN! протоколами.

В мире с 1995 года проводятся регулярные конференции DAN! вра­чей, исследователей, ученых и родителей, которые поставили себе цель найти эффективные лечения аутичного состояния. Почему же стали нужны специальные врачи для лечения аутистических расстройств ? Во-первых, многие врачи медленно принимают биокоррекционные методы лечения и многие из них настроены скептически, поскольку в медицинских институтах учили, что аутизм — это неизлечимое психическое расстройство и что един­ственным методом лечения являются фармацевтические средства. Во-вторых, подход к проблеме не традиционный, и врачам надо пройти соответствующий курс в ARI, чтобы овладеть всеми мето­диками, разработанными в институте. Институтом ARI предусмотрены бесплатные интернет-ресурсы для того, чтобы врачи могли как можно скорее войти в курс дела, а так же в ARI можно приобрести материалы семинаров.

Так получается, что родители в институте ARI становятся актив­ной фракцией — исследуют научную основу новых методов и идей, проводят клинические испытания и анализ результатов на сво­ем ребенке, обсуждают такие результаты на форумах и тщательно анализируют степень безопасности, эффективности и пригодности каждого предложенного врачом метода. Если лечение или стратегия имеют положительный результат, они официально рассматривают­ся на собрании, а затем на общей конференции, после чего реко­мендуются для использования другим родителям. Так как нет никаких гарантий, что какое-либо мероприятие по­может конкретному ребенку, участники проекта «DAN!» не указывают никому, какой метод применять. Предостав­ляя нужную информацию, они оставляют за родителями и врачами возможность самостоятельного выбора методов лечения. Резуль­тат - постоянно растущее количество аутичных детей, которые бы­стро прогрессируют, а некоторые даже выздоравливают полностью, в том числе и в России. Сообщества родителей в РФ, которые используют методики DAN!протоколов, а также истории полностью/ частично реабилитированных детей с РАС можно найти на форумах: http://www.autismnet.ru/, http://autism.forum2x2.ru/. На английском языке: http://www.autismweb.com/, http://www.autism.com/, http://www.autism.org.uk/.

Одну из книг-справочников по реабилитации детей с РАС "Дети, у которых голодает мозг" написала Жаклин Мак-Кандлесс - бабушка аутичного ребенка. Она была преуспевающим врачом-психиатром и с успехом занималась проблемами семьи и су­пружеских взаимоотношений. Жаклин Мак-Кандлесс - мать пятерых детей и бабушка тринадцати внукам.

Она вплотную занялась изучением аутиз­ма более 14 лет назад, когда у ее трехлетней внучки Челси был ди­агностирован аутизм. Начиная с этого времени она посвятила всю себя изучению этого вопроса. Она не только стала известным DAN! врачом, но и приняла активное участие в разработке программы подготовки DAN! докторов. Жаклин Мак-Кандлесс считает, что родители могут освоить метод биокоррекции и работать самостоятельно, поскольку для лечения ис­пользуются натуральные средства, и методы биокоррекции основа­ны на уникальности состояния каждого ребенка и индивидуальном подборе доз, который невозможен без активного вмешательства че­ловека, наблюдающего за ребенком ежедневно. Эта книга выдер­жала уже четыре издания и на сегодняшний день является энци­клопедией по многим вопросам лечения аутизма. Доктор МакКандлесс дала много полезных практических сове­тов в своей книге. В ней она неоднократно повторяет, что родители, наблюдающие развитие своего ребенка, лучше понимают его состо­яние и часто интуитивно находят правильные пути для его лечения. Она не стесняется говорить, что училась у многих родителей и счи­тает их опыт бесценным в развитии новых подходов в лечении.

Идеальным вариантом реабилитации детей с РАС в России могло бы стать взаимное доброжелательное сотрудничество родителей, педагогов, неврологов и психиаторов. Критически важно активное отслеживание успешных терапий и последних научных исследований в области реабилитации детей с РАС.

Наши рекомендации