Медицинские аспекты причин аутистических расстройств
Во всем мире наблюдается стремительный рост эпидемии расстройств аутистического спектра и синдрома дефицита внимания. В США из 88 нейротипичных детей - один ребенок с РАС, в Южной Корее в 2015 г. один из 35 детей с РАС. Такие дети не могут сосредоточить свое внимание на характерных особенностях учебных задач. Они не могут эффективно разработать стратегии, чтобы им следовать. Они часто описываются учителями как "пассивные" учащиеся, в лучшем случае.
Работники здравоохранения как в России, так и за рубежом, в целом не понимают, чем вызван такой стремительный рост отклонений в детской возрасте, что именно вызывает данные расстройства: аутизм, РАС, СДВ, СДВГ и т.д. Предположения варьируются от самых экстримальных, как детская шизофрения или мягких, как плохое воспитание в семье. Иногда биологических: "что-то" должно было произойти с развитием ребенка в раннем возрасте, поэтому психика развивается с искажениями.
Вернемся к истории. Лео Каннер в 1943г. описал аутистические расстройства в соответствии с "поведенческими особенностями". Излишне говорить, что "поведенческие" дисфункции могут быть вызваны многими нарушениями в работе организма, а не только развитием дисфункций психики. В начале 1970-х годов XX века человеческий мозг все еще являлся "черным ящиком" для врачей. Были сложные, косвенные исследования для выявления областей, анатомических функций, но объективных данных о химических процессах, функционировании мозга не существовало. Относительно недавно появились новые инструментальные возможности для исследования мозга: компьютерная и магнитно-резонансная томография, способные иллюстрировать повреждения мозга, опухоли, артериальные и венозные проблемы, нарушения кровообращения мозга и нейронных связей.
На научной конференции в Бостоне (США) по проблемам психиатрии в октябре 1998 года, было впервые признано, что многие из "психических и психосоматических заболеваний связаны с иммунным стрессом и приводят к хронической вирусной активации и митохондриальной дисфункции".
Нейроиммунология - новая область знаний, которая образовалась на стыке фундаментальных дисциплин - нейронаук и иммунологии, прошла длительный путь развития от понимания механизмов взаимодействия основных регулирующих систем организма до создания новых способов регулирования физиологических и патологических процессов.
Нервная и иммунная системы обеспечивают восприятие внешних и внутренних сигналов, обрабатывают информацию с последующим формированием ответа, используя для этого идентичные медиаторы - цитокины. На этапе становления иммунофизиологии как научной дисциплины (1960-1990 г.г.) создана концепция многоуровневой иерархической организации системы регуляции функций иммунной системы. В результате установлены влияния структур ЦНС на активность механизмов иммунологического надзора и величину иммунного ответа. Показана зависимость иммунного ответа от состояния гипоталамических и взаимосвязанных с ним структур мозга. Активное развитие иммунологии и неврологическая практика создали предпосылки к представлению о взаимном регулировании нервной и иммунной систем, о значительной роли иммунной системы в регуляции большинства физиологических функций. Высказываемые представления о роли иммунологических механизмов в развитии нейропатологических процессов, значительный прогресс в установлении конкретных иммунологических звеньев в патогенезе большого количества неврологических заболеваний – рассеянного склероза, сосудистых поражений, эпилепсии, миастении, полинейропатии, черепно-мозговой травмы, аутистических расстройств.
При различных заболеваниях нервной системы, с одной стороны, происходят деструктивные изменения в тканях мозга, которые находятся под иммунологическим контролем, с другой стороны, нарушаются нервные регуляторные механизмы. В развитии многих хронических болезней нервной системы большее значение, чем предполагалось до 90-х годов XX века, могут иметь иммунопатологические механизмы. В этой связи значение изучения состояния иммунной системы распространяется не только на общепризнанные нейроиммунологические процессы в эксперименте, но и заболевания ЦНС. Одной из задач нейроиммунологии и смежных дисциплин является познание механизмов регуляции защитных функций организма в целях создания возможностей их усиления или ослабления при различных формах патологии.
В течение последних 15 лет XX века совместными усилиями нейроиммунологов и специалистов смежных областей значительный успех достигнут в изучении иммунопатологических механизмов многих нервно-психических заболеваний. Среди широкого спектра исследований при данных заболеваниях приоритетными могут быть исследования субпопуляционного состава лимфоцитов, цитокинового профиля с оценкой баланса про- и противовоспалительных цитокинов, определение интенсивности нейросенсибилизации клеточного и гуморального типа, оценка неспецифического иммунного ответа.
Использование данного нейроиммунодиагностического комплекса позволило не только оценить состояние иммунной системы у пациентов с различной патологией ЦНС, но и выявить интенсивность и направленность иммунных реакций. Так, при исследовании специфичности нейросенсибилизации у почти 200 больных с резидуально-органическими заболеваниями ЦНС, в том числе в структуру симптомокомплекса которых входит эпилептический синдром, получены данные о своеобразии нейроантигенного «пейзажа» и сделано предположение о корреляции уровня нейросенсибилизации с состоянием клеточного иммунитета, установлено, что наибольшие иммуносупрессивные изменения Т-звена выявляются у пациентов с высокой нейросенсибилизацией. Здесь важно заметить, что одно из ключевых расстройств у детей с аутизмом, это как раз высокая нейросенсибилизация.
Последнее по времени комплексное исследование аутистических расстройств и детской шизофрении с попутным внедрением иммуномодулирующих средств провёл Г. С. Рачкаускас в 2005 г. Целью данного исследования явилось изучение особенностей иммунитета у детей, которые болеют ранним детским аутизмом (25 человек) и другими заболеваниями с прогредиентным течением (7 человек). Изучались показатели клеточного и гуморального иммунитета, функциональной активности макро- и микрофагов, аутоиммунные реакции к мозгоспецифическим антигенам.
Проводился иммуноферментный анализ и полимеразная цепная реакция на антитела и ДНК возбудителей к ряду нейроинфекций. Исследуемым материалом была кровь пациентов.
В сравнении с практически здоровыми детьми получены следующие результаты. Во всех без исключения случаях отмечался дисбаланс или недостаточность T-клеточного звена иммунитета, снижение противовирусного иммунитета. Это проявлялось как количественным составом лимфоцитов, так и их функциональной активностью, которая, в свою очередь, была снижена в разной степени. Отмечался высокий уровень ЦИК и нейросенсибилизация к мозговым антигенам (ОБМ, NSE) В случаях заболевания органического генеза (внутриутробное инфицирование, родовая травма, асфиксия) часто присутствовали признаки хронической персистирующей нейроинфекции, в основном за счёт ННV6, ЦМВ и инфекции Эпштейна-Барра. У 30% больных отмечался существенно низкий уровень IgA в крови и патологическая активация B-звена иммунитета. Всё вышеуказанное отображает тот факт, что у исследуемых детей сформировалось неспецифическое, приобретённое, смешанное, комбинированное, хроническое иммунодефицитное состояние. Оно носит высоко индивидуальный характер с разной степенью проявлений тех или других признаков. Кроме того, в каждом втором случае этот иммунодефицит усложняется аутоиммунным компонентом, который, вероятно, ухудшает как психиатрический, так и иммунологический прогноз заболевания. Часто в семейном анамнезе у детей с РАС уже присутствуют накопленные иммунные нарушения, в частности заболевания родителей: бронхиальная астма, аллергии, нарушения работы пищеварительной системы, эндокринологические расстройства, вирусы герпеса, как в проявленных заболеваниях, так и в не проявленном виде, т.н. "носители" вируса.
Образованный в 1967 году в США Институт исследования аутизма (ARI - Autism Research Institute) стал впервые проводить и финансировать исследования, направленные на установление реальных причин аутизма и поиск безопасных и эффективных методов его лечения.
В ARI было установлено, что аутичные дети отличаются от здоровых ослабленным иммунитетом и болезнями ЖКТ, страдают аллергиями и пищевыми непереносимостями, ферментативной недостаточностью, дисбактериозом, мальабсорбцией и дефектами митохондрий. Уже в 80-90 гг. XX века институт ARI высказал предположение, что сбои в деятельности иммунной системы аутичных детей могут приводить к аутоиммунным заболеваниям и ферментативной недостаточности ЖКТ. В анализах мочи аутичных детей были обнаружены опиатные остатки, образовавшиеся от расщепления протеинов пшеницы и молока. Их попадание в кровь также способствуют отравлению мозга. Кроме того, неправильное переваривание пищи приводит к тому, что полезные вещества — витамины, минералы, жиры, не усваиваются, и ребенок живет с постоянной нехваткой питательных веществ как для всего организма, так и для деятельности головного мозга.
При специальном обследовании аутичных детей в их организме часто обнаруживают тяжелые металлы, наличие которых приводит постепенно к разрушению всего организма. Кстати, уже давно было замечено, что больные с тяжелым свинцовым или ртутным отравлением теряли способность говорить и общаться с окружающими. Также, в современных вакцинах используются живые вирусы и бактерии, и если при нормальной реакции организма иммунная система уничтожит чужеродные структуры (бактерии, вирусы, грибы, простейшие, чужеродные белки), то у детей с нарушенным иммунитетом этого может не произойти. Оставшиеся в организме чужеродные структуры становятся причиной аутоиммунных заболеваний.
До появления нейроиммунологии в начале XXI века, энтузиасты врачи и родители в США (а также Израиле) двигались на ощупь в поиске вариантов реабилитации детей с РАС. Каждая их победа тщательно анализировалась и молниеносно доводилась до сведения других родителей. Методы лечения, которые предлагались, были альтернативными и не всегда четко разработанными по дозировке и применению препарата. Но родители хотели помочь своим детям как можно быстрее. Они не могли ждать, когда все исследования будут одобрены официальной медициной. Родители из пассивных наблюдателей, только выполняющих предписания врача, стали активными участниками процесса лечения своих детей и взяли на себя важнейшую роль по наблюдению и сбору результатов от каждой терапии.
ARI организовал курс подготовки для врачей, чтобы ознакомить их с уже разработанными и внедренными методами лечения. Таких врачей называли DAN!, аббревиатура от английского названия проекта (DAN! Defeat Autism Now!), а разработанные методы лечения назвали - DAN! протоколами.
В мире с 1995 года проводятся регулярные конференции DAN! врачей, исследователей, ученых и родителей, которые поставили себе цель найти эффективные лечения аутичного состояния. Почему же стали нужны специальные врачи для лечения аутистических расстройств ? Во-первых, многие врачи медленно принимают биокоррекционные методы лечения и многие из них настроены скептически, поскольку в медицинских институтах учили, что аутизм — это неизлечимое психическое расстройство и что единственным методом лечения являются фармацевтические средства. Во-вторых, подход к проблеме не традиционный, и врачам надо пройти соответствующий курс в ARI, чтобы овладеть всеми методиками, разработанными в институте. Институтом ARI предусмотрены бесплатные интернет-ресурсы для того, чтобы врачи могли как можно скорее войти в курс дела, а так же в ARI можно приобрести материалы семинаров.
Так получается, что родители в институте ARI становятся активной фракцией — исследуют научную основу новых методов и идей, проводят клинические испытания и анализ результатов на своем ребенке, обсуждают такие результаты на форумах и тщательно анализируют степень безопасности, эффективности и пригодности каждого предложенного врачом метода. Если лечение или стратегия имеют положительный результат, они официально рассматриваются на собрании, а затем на общей конференции, после чего рекомендуются для использования другим родителям. Так как нет никаких гарантий, что какое-либо мероприятие поможет конкретному ребенку, участники проекта «DAN!» не указывают никому, какой метод применять. Предоставляя нужную информацию, они оставляют за родителями и врачами возможность самостоятельного выбора методов лечения. Результат - постоянно растущее количество аутичных детей, которые быстро прогрессируют, а некоторые даже выздоравливают полностью, в том числе и в России. Сообщества родителей в РФ, которые используют методики DAN!протоколов, а также истории полностью/ частично реабилитированных детей с РАС можно найти на форумах: http://www.autismnet.ru/, http://autism.forum2x2.ru/. На английском языке: http://www.autismweb.com/, http://www.autism.com/, http://www.autism.org.uk/.
Одну из книг-справочников по реабилитации детей с РАС "Дети, у которых голодает мозг" написала Жаклин Мак-Кандлесс - бабушка аутичного ребенка. Она была преуспевающим врачом-психиатром и с успехом занималась проблемами семьи и супружеских взаимоотношений. Жаклин Мак-Кандлесс - мать пятерых детей и бабушка тринадцати внукам.
Она вплотную занялась изучением аутизма более 14 лет назад, когда у ее трехлетней внучки Челси был диагностирован аутизм. Начиная с этого времени она посвятила всю себя изучению этого вопроса. Она не только стала известным DAN! врачом, но и приняла активное участие в разработке программы подготовки DAN! докторов. Жаклин Мак-Кандлесс считает, что родители могут освоить метод биокоррекции и работать самостоятельно, поскольку для лечения используются натуральные средства, и методы биокоррекции основаны на уникальности состояния каждого ребенка и индивидуальном подборе доз, который невозможен без активного вмешательства человека, наблюдающего за ребенком ежедневно. Эта книга выдержала уже четыре издания и на сегодняшний день является энциклопедией по многим вопросам лечения аутизма. Доктор МакКандлесс дала много полезных практических советов в своей книге. В ней она неоднократно повторяет, что родители, наблюдающие развитие своего ребенка, лучше понимают его состояние и часто интуитивно находят правильные пути для его лечения. Она не стесняется говорить, что училась у многих родителей и считает их опыт бесценным в развитии новых подходов в лечении.
Идеальным вариантом реабилитации детей с РАС в России могло бы стать взаимное доброжелательное сотрудничество родителей, педагогов, неврологов и психиаторов. Критически важно активное отслеживание успешных терапий и последних научных исследований в области реабилитации детей с РАС.