Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах?

Раздел 10

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Какова продолжительность рабочего времени воспитателей, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, работающих в образовательных учреждениях для детей, имеющих речевые нарушения?

Ставка заработной платы воспитателей специальных коррекционно-образовательных учреждений выплачивается за 25 часов педагогической работы в неделю, а учителей-логопедов и учителей-дефектологов — за 20 часов.

Какие категории работников имеют право на повышение ставок заработной платы (должностных окладов) на 15—20% за работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях?

Конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях в пределах от 15 до 20% определяются, в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися. Для руководителя учреждения размер повышения определяется вышестоящим органом управления.

В учреждениях общего типа, имеющих специальные группы (классы), но не менее двух классов или групп, повышение должностного оклада руководителя следует производить на 15%, а если специальные классы созданы в школах-интернатах общего типа, то повышение должностного оклада директора и других работников, занятых в таких группах (классах), производится на 20%.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах?

Ставки заработной платы, установленные в соответствии с разрядами оплаты труда по ETC, указанным работникам выплачиваются за работу с группами, в которых количество детей не превышает предельную наполняемость, установленную Типовым положением (см. Нормативы наполняемости групп, классов).

За превышение установленной наполняемости групп производится дополнительная оплата.

Как оплачивается труд музыкального руководителя в логопедической группе?

Музыкальный руководитель получает дополнительную оплату за часы, проработанные в данной группе. Например, если в детском саду 4 группы, из них одна — логопедическая, музыкальный работник получает надбавку к зарплате из расчета одной группы.

Является ли совместительством работа на двух педагогических должностях в одном дошкольном образовательном учреждении?

Согласно Постановлению Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 9 марта 1989 г. № 81/604-К-3/6-84 «Об утверждении Положения об условиях работы по совместительству» работа на двух педагогических должностях в одном образовательном учреждении не считается совместительством.

Предоставляется ли оплачиваемый отпуск совместителям?

Лицам, работающим по совместительству, предоставляются выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении. Основание: разъяснение Минтруда России от 25 ноября 1993 г. № 14 «Об отпусках работающих по совместительству», утвержденное Постановлением Минтруда России от 25 ноября 1983г. № 173.

Какова продолжительность очередного отпуска у педагогических работников специальных дошкольных образовательных учреждений для воспитанников с речевыми нарушениями?

Продолжительность отпуска заведующих, их заместителей, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов составляет 56 календарных дней. Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1052 (см. приказ Минобразования РФ от 20 сентября 1994 г. № 360).

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, находясь в очередном отпуске, заболел. Продлевается ли в этом случае его очередной отпуск и выплачивается ли пособие по временной нетрудоспособности?

В соответствии со ст. 70 КЗоТ Российской Федерации предусмотрено невключение отпусков по временной нетрудоспособности в счет ежегодных отпусков. В случае заболевания (подтвержденного соответствующим документом лечебно-профилактического учреждения) в период нахождения работника в очередном отпуске последний продлевается или переносится на другой срок. Основание: ст. 74 КЗоТ РФ.

В указанном случае пособие по временной нетрудоспособности должно быть выплачено при предъявлении больничного листа.

СКАЗКА О ВЕСЕЛОМ ЯЗЫЧКЕ

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). — Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю — травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку — С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Под слова четверостишья ребенок совместно со взрослым выполняет элементы самомассажа. (М.А.Поваляева. Точечный массаж / Педагогическая диагностика и коррекция речи // Под ред. М.А.Поваляевой. Ростов-н/Д. Изд-во: РПГУ. 1997) Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой — башмаки,

Этой щеткой чистим брюки —

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить.

Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Для постановки диафрагмально-речевого дыхания, используется фраза и тактильно-вибрационный контроль. Глубокий вдох, на выдохе произносим: Ах, какой душистый, ароматный (словарь подбирается с учетом произносительных возможностей каждого ребенка в отдельности).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем. При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив — сливовое, яблок — яблочное, груш — грушовое, клубники — клубничное, малины — малиновое и т. д.

«Оближи варенье». (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Дозировка от 4 до 8 раз. Пора на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вышли пальцы погулять.

(Несколько раз сжать пальчики и разжать.)

Вышел и Язычок. Видит стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу — поехали (имитируем езду на лошадке). Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

«Останови лошадку». (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

Ехал, ехал и приехал к реке Дон. Дон какой? (Для усиления образа помогаем движениями рук.) Широкий, глубокий. Сядем в моторную лодочку (улыбнуться, просунуть язычок между губами и сильно подуть на его кончик, вызывая вибрацию кончика язычка, что готовит его к правильной артикуляции: к зазубной вибрации, столь необходимой для звука Р).

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru АКВАРИУМ

Смотрите! Река у меня на окне.

Там разные рыбы плывут в глубине.

Там красные рыбы, раскинув хвосты,

Мохнатой травы раздвигают кусты и смотрят,

Как, словно по нитке,

Ползут по травинке улитки,

Но речка моя никуда не течет.

Она бы плескалась, она бы текла,

Но держат ее берега из стекла.

Выучи стихотворение. Раскрась. Посмотри на картинку — назови слова со звуком [р] (рыбы, аквариум, ракушки, карниз, шторы, портьеры, рама). Где звук? (в начале слова, в середине, в конце)

    р

Деление слов на слоги с помощью хлопков

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru Чистоговорки

1.— Егор, Егор, где твой двор? — А вот мой двор — (оранжевый) забор. (Цвет зависит от произносительных возножностей ребенка: голубой, красный, зеленый, синий.)

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru 2. Из-за рака вышла драка

Это Рома-забияка снова Бросил в речку рака.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru 3. Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак

Сунул Грека руку в реку

Рак за руку Греку — цап!

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru

4. — Расскажите про покупки!

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки,

Про покупочки свои.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru

5. На дворе — трава.

На траве — дрова.

Не руби дрова.

Во дворе — трава.

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru 6. Рыбу ловит рыболов.

Весь в реку уплыл улов.

7. Вез корабль карамель

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru Наскочил корабль на мель.

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

Выучи загадку, раскрась отгадку

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

(ЭКСКАВАТОР)

Буквы рукописного шрифта, имеющие сходство

Должна ли производиться доплата учителям-логопедам, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре за работу в переполненных группах? - student2.ru

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

АБСАНС [франц. absence отсутствие] — кратковременное — несколько секунд, долей секунд — выключение (отсутствие) сознания; воспоминания о периоде А. обычно не сохраняются.

АВТОМАТИЗАЦИЯ— превращение сознательных действий при многократном их повторении в автоматические (совершаемые без участия сознания).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА— этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

АВТОРИТАРНЫЙ[лат. auctoritas полная власть, приказание] — 1) основанный на слепом подчинении власти; 2) стремящийся утвердить свой авторитет, властный.

АГНОЗИЯ[о- + греч. gnosis знание] — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга.

АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ— агнозия, характеризующаяся расстройством узнавания предметов и явлений при сохранении их зрительного восприятия; А. з. развивается при поражении наружной поверхности левой затылочной доли.

АГНОЗИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНАЯ— неспособность узнавать предметы на ощупь; А. о. наблюдается при поражении верхней теменной доли.

АГНОЗИЯ ПАЛЬЦЕВАЯ— изолированное нарушение узнавания, выбора и дифференцированного показа пальцев рук как собственных, так и пальцев других людей.

АГНОЗИЯ ПРОСТРАНСТВЕННАЯ— неспособность ориентироваться в пространстве, оценивать пространственные соотношения и воспроизводить последовательные действия в сложных двигательных актах.

АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ — неспособность различать звуки речи, узнавать предметы и явления по характерным для них звукам (напр., часы по тиканью); причина А. с. - поражение височной доли головного мозга.

АГРАММАТИЗМ [греч. agrammatos нечленораздельный] — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности; при А. наблюдается опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр.; А. возникает обычно в связи с афазией или алалией.

АГРАММАТИЗМ ИМПРЕССИВНЫЙ [лат. impressio впечатление] — непонимание значения грамматических форм в воспринимаемой устной речи и (или) при чтении.

АГРАММАТИЗМ ЭКСПРЕССИВНЫЙ [лат. expressio выражение] — неумение грамматически правильно изменять слова и строить предложения в своей активной устной и (или) письменной речи.

АГРАФИЯ [а- + греч. grapho писать, изображать] — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка; А. заключается в неосознании букв как графем, неумении соединять их в слова; возможность списывания при А., как правило, сохраняется; А. обычно является следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.

АДЕНТИЯ [а- + лат. dens, dentis зуб] — отсутствие всех или многих зубов.

АКАЛЬКУЛИЯ [а- + лат. calculo считать] — невозможность производить счет, выполнять счетные операции при сохранении речи; А. возникает при поражении различных областей коры головного мозга.

АКАТАГРАФИЯ [а- + греч. katagrapho записывать] — патология письменной речи центрального происхождения, при которой нарушается правильное чередование слогов в слове или слов в предложении.

АККОМОДАЦИЯ ФОНЕТИЧЕСКАЯ [греч. phonetikos относящийся к фонетике; звуковой] — частичное приспособление артикуляции смежных согласного и гласного звуков, состоящее в том, что экскурсия (начало артикуляции) последующего звука приспособляется к рекурсии (окончанию артикуляции) предыдущего звука (прогрессивная аккомодация) или же, наоборот, рекурсия предыдущего звука приспособляется к экскурсии последующего (регрессивная аккомодация); в русском языке гласные звуки аккомодируют согласным (напр., игры — отыгран).

АКРОМЕГАЛИЯ[акро- + греч. megas, megalu большой] — непропорциональное увеличение размеров кистей, стоп, нижней челюсти, языка, надбровных дуг и др. частей тела; возникает при заболевании передней доли гипофиза.

АКРОЦЕФАЛИЯ [акро- + греч. kephale голова] — аномалия развития: высокий череп конической формы, несколько уплощенный в переднезаднем направлении, образующийся вследствие преждевременного заращения швов.

АЛАЛИЯ [о- + греч. lalia речь] — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной А. чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые степени А. выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются начатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ [лат. motor двигательный] — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико- синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (Брока центр) и его проводящих путей.

АЛАЛИЯ СЕНСОРНАЯ[лат. sensus чувство, ощущение] — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной А. с. является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (Вернике центр) и его проводящих путей.

АЛЕКСИЯ[о- + лат. lego читаю] — полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

АЛЕКСИЯ[а- + греч. lexis слово] — мед. потеря способности читать вследствие очагового поражения головного мозга; часто сочетается с потерей способности писать (аграфией) и нарушением речи (афазией).

АМБИДЕКСТР[алиби- + лат. dexter правый] — человек, у которого одинаково хорошо развиты функции обеих рук.

АМБИДЕКСТРИЯ— способность одинаково хорошо владеть правой и левой рукой; А. может быть врожденной или выработанной в результате тренировки.

АМБЛИОПИЯ [греч. amblyopia; амбли- + ops, opos глаз] — ослабление зрения при отсутствии видимых повреждений глаз; причинами А. являются функциональные расстройства зрительного анализатора.

АМИМИЯ[а- + греч. mimia подражание] — отсутствие мимики; наблюдается при различных заболеваниях центральной нервной системы, при поражениях лицевых нервов, а также при некоторых психических заболеваниях.

АНАЛИЗ И СИНТЕЗ[греч. synthesis соединение, сочетание, составление] — противоположные и неразрывно связанные логические приемы; А. и С. находят себе широкое применение в дидактике; А., разлагая сложную проблему на ее составные части, упрощает ее и облегчает ученикам понимание данного явления, а С. дает возможность не только связать разрозненные начала изучаемого предмета и понять его в целом, но и постигнуть связь этого целого с остальными предметами человеческого знания.

АНАЛИЗАТОРДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ положения тела в пространстве, а также движений отдельных частей тела.

АНАЛИЗАТОР КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ[греч. kinesis движение] — см. Анализатор двигательный.

АНАЛИЗАТОР РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЙ — анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ информации от органов речи, в частности от мышц, изменяющий напряжение и положение органов дыхания, голоса и артикуляции.

АНАЛИЗАТОР СЛУХОВОЙ— анализатор, обеспечивающий восприятие и анализ звуковых раздражений и формирующий слуховые ощущения и образы.

АНАЛЙТИКО-СИНТЕТЙЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА— в коре головного мозга происходит замыкание временных связей, которое связано с выделением раздражителя, на который образуется рефлекс; таким образом, происходит как анализ, так и синтез, т. е. осуществляется аналитико-синтетическая деятельность.

АНАМНЕЗ[греч. anamnesis воспоминание] — совокупность сведений (об условиях жизни человека, о предшествовавших болезни событиях и др.), получаемых в ходе обследования от самого обследуемого и (или) знающих его лиц; А. используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора коррекционных мероприятий.

АНАРТРЙЯ[ан-+ греч. arthroo членораздельно произносить] — тяжелая форма дизартрии, когда речь почти полностью невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции.

АНАХРОНИЗМ[греч. ana назад + chronos время] — употребление слова или выражения, не соответствующего лексическим, фразеологическим и т. п. нормам данной эпохи.

АНЕМИЯ[ок- + греч. haima кровь] — состояние, характеризующееся снижением содержания гемоглобина в крови, обычно при одновременном уменьшении количества эритроцитов; буквально А. — «бескровие», практически обозначает «малокровие».

АНКИЛОГЛОССИЯ [анкило- + греч. glossa язык] — врожденное укорочение уздечки языка.

АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие отклонения от нормального психического или (и) физического развития и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания; основные группы А. д.: 1) умственно отсталые дети, 2) дети с задержкой психического развития, 3) дети с нарушениями речи, 4) дети с нарушениями слуха (глухие, поздно-оглохшие, слабослышащие), 5) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 7) дети с нарушениями поведения, 8) дети с нарушениями эмоционального развития, 9) дети с комплексными дефектами.

АНТАГОНИСТ [греч. antahonistes противник, соперник] — мышца, действующая в противоположном направлении относительно данной (напр., мышца-сгибатель по отношению к разгибателю).

АНТЕНАТАЛЬНЫЙ [антпе- + лат. natus рождение] — дородовой; относящийся к периоду развития организма, предшествующий родам.

АНТОНИМЫ[антпи- + греч. onoma имя] — слова, имеющие противоположные значения (напр., болезнь — здоровье, твердый — мягкий и т. д.).

АНТРОПОЛОГИЯ [антропо- + греч. logos учение] — наука о происхождении человека и эволюции человека, формировании человеческих рас и о нормальных вариациях строения и функций организма человека.

АНТРОПОМЕТРИЯ [антропо- + греч. metreo измерять] — один из методов исследования в антропологии, заключающийся в различных измерениях человеческого тела.

АПРАКСИЯ [греч. apraxia бездействие] — мед. нарушение способности производить целенаправленные движения в результате поражения высших отделов коры головного мозга.

АПРАКСИЯ АМНЕСТЙЧЕСКАЯ [греч. amnesia забывчивость, потеря памяти] — нарушение произвольных действий при сохранении подражательных.

АПРАКСИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ [греч. grapho пишу] — утрата способности воспроизводить написание тех или иных букв, забывание их графического изображения; при А. г. списывание букв и слов с печатного текста вызывает большие трудности.

АПРАКСИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ —апраксия, которая возникает при постцентральных нижнетеменных поражениях доминантного (левого) полушария мозга и выражается в недостаточной точности отдельных произвольных движений.

АПРАКСИЯ КИНЕТИЧЕСКАЯ — апраксия, связанная с поражением заднелобных прецентральных отделов доминантного полушария; характеризуется недостаточной плавностью автоматизированных двигательных навыков, т. к. они распадаются у больных на составляющие их отдельные компоненты, причем больные с трудом переключаются с одного компонента на следующий, персеверируя (повторяя) его.

АПРАКСИЯ ОРАЛЬНАЯ [лат. os, oris рот] — моторная апраксия лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка, приводящим к нарушению речи.

АРАХНОДАКТИЛИЯ[арахно- + греч. daktylos палец] — аномалия развития: удлинение и утончение пальцев рук и ног.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ НАВЫКИ — усвоение артикуляционной базы данного языка.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ — прил. от ел. артикуляция; артикуляционная база — лингв, свойственные говорящим на данном языке положение и система движений органов речи при произнесении звуков языка

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ — совокупность ор-ганов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС — совокупность ре-чедвижений, Необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения.

АРТИКУЛЯЦИЯ [лат. articulare членораздельно выгова-ривать] — деятельность органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЙОТОВАЯ — артикуляция, сопровождаемая поднятием средней части языка к твердому нёбу, или палатализацией.

АРТИКУЛЯЦИЯ НОСОВАЯ — произнесение звука с опущенным мягким нёбом и продвинутым вперед маленьким язычком.

АРТИКУЛЯЦИЯ РОТОВАЯ — произнесение звука с приподнятым мягким нёбом к задней стенке глотки, т. е. так, что воздух идет через рот.

АСИММЕТРИЯ[греч. asymmetria несоразмерность] — несоразмерность частей, отсутствие, нарушение симметрии.

АСИНЕРГИЯ [о- + греч. synergia взаимодействие] — нарушение содружественной (синергичной) деятельности мышц, проявляющееся расстройством движений, требующих одновременного сокращения нескольких мышечных групп; наблюдается при поражении мозжечка.

АССИМИЛЯЦИЯ [лат. assimilatio уподобление, усвоение] — 1) процесс усвоения организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, в результате которого эти вещества становятся составной частью биологических структур или откладываются в организме в виде запасов; 2) приспособление одних звуков к другим, состоящее в приспособлении рекурсии предшествующего звука к экскурсии последующего.

АСФИКСИЯ [о- + греч. shhyxis пульс, пульсация] — удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

АТАКСИЯ [греч. ataxia беспорядок, отсутствие координации] — расстройство координации движений, например, походка человека, у которого нарушена координация движений нижних конечностей: во время ходьбы ноги широко раздвинуты, чрезмерно высоко поднимаются и т. д.

АТАКТИЧЕСКИЙ ПОЧЕРК — почерк человека, у которого нарушена координация движений верхних конечностей: во время письма расстраивается соединение букв, линии выходят за пределы строки и т. д.

АУДИОГРАММА [аудгю- + греч. gramma запись] — графическое изображение на специальном бланке данных исследования состояния слуха, проводимого с помощью аудиометра.

АУТИЗМ[греч. autos сам] — погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.

АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА [ауто- + греч. -genes зарождающийся, производимый] — вид психотерапии, основанный на максимальном мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.

АФАЗИЯ [а- + греч. phasis речь] — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха.

АФОНИЯ [а- + греч. phone звук, голос] — отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи; непосредственная причина А. — несмыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха; А. возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Б

БАЗАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВТОРОЙ СИГНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ — по И.П.Павлову, кинестезические раздражения органов речи.

БАРИАКУЗИЯ [бори- + греч. akustikos слуховой] — см. Тугоухость.

БАТТАРЙЗМ [греч. battarismos заикание] — патологически ускоренный темп речи, при котором имеет место неправильное формирование фразы, слова произносятся нечетко, не договариваются.

БИЛАБИАЛЬНЫЙ [би- + лат. labialis губной] — губно-губной, двугубный, образуемый сближением или смыканием обеих губ.

БЛЕДНЫЙ ШАР — один из центров экстрапирамидной системы; Б. ш. ведает паллидарными движениями, которые производят грудные дети; к их числу предположительно относят и лепет, так как лепечут и глухие дети.

БЛИЗОРУКОСТЬ — аномалия рефракции глаза, при которой параллельные лучи преломляются средами глаза так, что соединяются впереди сетчатки; при Б. на сетчатке образуется расплывчатое изображение и предметы видны неясно.

БЛОКОВЫЙ НЕРВ — IV пара черепно-мозговых нервов; иннервирует верхнюю косую мышцу, поворачивающую глазное яблоко вниз и кнаружи.

БЛУЖДАЮЩИЙ НЕРВ — X пара черепно-мозговых нервов; иннервирует органы головы, шеи, грудной и брюшной полостей.

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА — высшие отделы головного мозга; состоят из поверхностного слоя — коры больших полушарий и глубоко лежащих отделов — подкорки.

БРАДИКИНЕЗИЯ [бради- + греч. kinesis движение] — общая замедленность движений.

БРАДИЛАЛИЯ [бради- + греч. lalia речь] — патологически замедленный темп речи.

БРАДИЛЕКСИЯ[бради- + лат. lego читаю] — патологическая замедленность темпа чтения.

БРОДМАНА ПОЛЯ [К.Brodmann, нем. психиатр] — участки коры головного мозга, которые различаются между собой строением нервных клеток; разные поля связаны с разными функциями (напр., поля, расположенные в затылочной области мозга, связаны со зрительной функцией, а поля, расположенные в центральной части мозга, — с двигательной).

БРОКА ЦЕНТР [Р.Р.Вгоса, фр. антрополог и хирург] — участок коры головного мозга, расположенный в задней трети нижней лобной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий моторную организацию речи.

БУКВА — графический знак, который используется для обозначения на письме фонем.

БУЛЬВАРНЫЙ [от лат. bulbus луковица, форма которой напоминает продолговатый мозг] — относящийся к продолговатому мозгу.

БУЛЬВАРНЫЙ ПАРАЛИЧ — синдром поражения языко-глоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их двигательных ядер, расположенных в продолговатом мозге, с параличом мышц языка, губ, мягкого нёба, глотки, голосовых складок и надгортанника.

В

ВАРОЛИЕВ МОСТ [С. Varolio, итал. анатом] — отдел головного мозга, расположенный между продолговатым мозгом и ножками мозга.

ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА — часть нервной системы, принимающая участие в иннервации желез, внутренних органов и систем, кровеносных и лимфатических сосудов, гладкой и отчасти поперечно-полосатой мускулатуры.

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ОРГАНЫ — органы, функцией которых является всасывание, пищеварение, секреция, дыхание, распределение крови, размножение.

ВЕЛЯРИЗАЦИЯ [лат. velaris задненёбный] — дополнительная артикуляция (подъем) задней части спинки языка по направлению к заднему (мягкому) нёбу, что вызывает т. наз. твердость звуков, резко понижая тон и шум.

ВЕЛЯРНЫЙ ЗВУК [лат. velaris] — задненёбный звук (напр., [г], [к], [х]).

ВЕРБАЛИЗМ В ОБУЧЕНИИ [лат. verbum слово] — недостаток обучения, выражающийся в преобладании словесного способа сообщения знаний; при этом не обеспечивается в необходимой мере соблюдение принципов наглядности, сознательности и активности, соединения теории с практикой, в результате чего знания учащихся оказываются неполноценными, формальными, учащиеся не могут применять их в практической деятельности.

ВЕРНИКЕ ЦЕНТР — область коры головного мозга в заднем отделе верхней височной извилины доминантного полушария, при поражении которой возникает синдром сенсорной афазии.

ВЕРХНИЙ ГОРТАННЫЙ НЕРВ — начало, верхний ганглий блуждающего нерва; иннервирует слизистую оболочку гортани выше голосовых складок, слизистую оболочку корня языка и частично глотки.

ВЕРХНЯЯ ПРОДОЛЬНАЯ МЫШЦА ЯЗЫКА — мышечные пучки, укорачивающие язык, выгибая его поверхность в сагиттальном направлении, и поднимающие кончик языка, расположенные в верхней части языка в сагиттальном направлении от его корня к кончику.

ВЗРЫВНОЙ ЗВУК — смычный согласный, при произнесении которого смычка разрывается; см. Взрыв 1) мгновенное размыкание под напором струи воздуха полной преграды, образуемой смыканием активного и пассивного органов речи.

«ВИДИМАЯ РЕЧЬ» — прибор, преобразующий речь в оптические сигналы, проявляющиеся на особом ркране; используется для акустического анализа речи, для зрительного восприятия устной речи глухими взамен чтения с губ и в качестве пособия для обучения глухих произношению.

ВИЗУАЛЬНЫЙ [лат. visualis зрительный] — воспринимаемый или производимый посредством зрения.

ВНИМАНИЕ — произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности.

ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ — патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности; выделяют следующие виды нарушений: сужение объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов; неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители; нарушения внимания наблюдаются как при состоянии утомления, так и при органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.

ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ — количество элементов, одновременно отчетливо воспринятых за один акт восприятия; при восприятии множества простых объектов (букв, фигурок и т. п.) в течение 0,1 секунды В. о. у взрослого человека равен в среднем 5—9 элементам.

ВНИМАНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ — перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной; В. п. может быть непроизвольной и произвольной.

ВНИМАНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

ВНИМАНИЯ СОСРЕДОТОЧЕННОСТЬ — концентриро-ванность внимания на одних объектах при одновременном его отвлечении от других.

ВНИМАНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

ВОСПИТАНИЕ— процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, направленное на восстановление функций, нарушенных в результате какого-либо заболевания.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА — совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов в системе возникающих на этой основе временных нервных связей; В. с. с. является высшим регулятором нервной деятельности и поведения человека.

Г

ГЕМАТОМА [гемато- + греч. ...бта окончание в назв. опухолей] — кровяная опухоль, ограниченное стенками естественной полости или тканями скопление крови, образующееся при повреждении кровеносных сосудов.

ГЕМИПАРЕЗ [геми- + парез] — парез мышц одной половины тела.

ГЕМИПЛЕГИЯ [геми- + греч. plege удар, поражение] — паралич мышц одной половины тела.

ГЕМИТРЕМОР [геми- + лат. tremor дрожание] — быстрые ритмичные непроизвольные сокращения мышц одной половины тела.

ГЕНЕЗИС — см. Генез [греч. genesis зарождение, происхождение, развитие] — происхождение, возникновение, начало.

ГЕНЕТИКА

Наши рекомендации