Порядок назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ при оказании стационарной помощи
Порядок назначения и выписывания наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Списки II и III, при оказании стационарной помощи утвержден приказом МЗ и СР и РФ от 12 02 2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (с изм.) [14].
При оказании стационарной помощи назначение лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных) в случаях типичного течения болезни осуществляется:
1. Исходя из тяжести и характера заболевания;
2. Согласно утвержденным в установленном порядке стандартам меди -
цинской помощи;
3. В соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших
лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ.
На основании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств органы управления здравоохранением субъекта РФ по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования могут формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактических учреждений различного уровня и профиля.
Разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных) определяются лечащим врачом исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам медицинской помощи.
Назначение лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных):
- наименование препаратов;
- разовая доза;
- способ и кратность приема или введения;
- ориентировочная длительность курса;
- обоснование назначения лекарственных средств фиксируется в медицинских документах больного (истории болезни и пр.)
Во время нахождения больного на стационарном лечении назначение наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гомонов производится лечащим врачом по согласованию с заведующим отделением, а в экстренных случаях – с ответственным дежурным врачом или другим лицом, уполномоченным приказом главного врача лечебно-профилактического учреждения, а также с клиническим фармакологом. При этом назначение лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных) фиксируется в медицинских документах больного и заверяется подписью лечащего врача (дежурного врача) и заведующего отделением (ответственного дежурного врача или другого уполномоченного лица).
Послеоперационным больным, а также больным с болевым и иным шоком (кардиогенным, гемотрансфузионным и пр.), анурией и другими остро развившимися состояниями при оказании экстренной медицинской помощи назначение наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гомонов осуществляется лечащим врачом единолично. Обоснованность назначения лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных) в этих случаях подтверждается ответственным дежурным врачом или другим уполномоченным лицом в медицинских документах больного и заверяется подписью врача в срок не позднее 1 суток.
В лечебно - профилактических учреждениях, в которых работает один врач (участковая больница, родильный дом, расположенных в сельской местности и пр.), назначение наркотических средств, психотропных веществ, иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, анаболических гомонов осуществляется лечащим врачом единолично и фиксируется в медицинских документах больного. При этом текущий и плановый контроль за обоснованностью и правильностью назначения лекарственных средств ( в т.ч. наркотических и психотропных) проводится в установленном порядке Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Инкурабельным онкологическим больным, находящимся в хосписе или доме (больнице) сестринского ухода, изменение дозы и/или назначение иного наименования наркотического средства может производиться медицинской сестрой, руководящей этим учреждением, по согласованию с врачом-онкологом. Все изменения фиксируются в медицинской документации больного и заверяются подписью врача-онколога в срок не позднее 5 дней с момента внесения изменений в фармакотерапию.
В особых случаях (проживание в сельской местности, где находится только участковая больница и/или родильный дом, не имеющие врача) по решению органа управления здравоохранением субъекта РФ самостоятельно работающим фельдшеру или акушерке таких больничных учреждений предоставляется право назначения наркотических средств и психотропных веществ:
- онкологическим больным с выраженным болевым синдромом согласно рекомендациям специалиста-онколога, участкового врача-терапевта, врача общей практики (семейного врача);
- больным с выраженным кашлевым синдромом препараты кодеина на срок не более 5 дней с последующей консультацией в случае необходимости у врача-специалиста;
- при оказании экстренной медицинской помощи находящимся в этих учреждениях больным (пациенткам родильных домов) в случаях возникновения болевого шока при травмах, инфарктах, осложнениях в родах и иных острых заболеваниях и состояниях. Перечень таких больничных учреждений и порядок назначения наркотических средств в этих случаях определяется органом управления здравоохранением субъекта РФ.
Назначение стационарным больным лекарственных средств (в т.ч. наркотических и психотропных), зарегистрированных в установленном порядке в РФ и разрешенных к медицинскому применению, но не входящих в стандарты медицинской помощи и территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, производится только по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах больного и журнале врачебной комиссии.
В случаях стационарного обследования и лечения граждан на основании договора добровольного медицинского страхования и/или договора на оказание платных медицинских услуг им могут быть назначены лекарственные препараты, не входящие в стандарты медицинской помощи, а также в территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, если это оговорено условиями договора.
Для обеспечения лечебно-диагностического процесса лечебно-профилактические учреждения получают лекарственные средства из аптечного учреждения (организации) по требованиям-накладным, утвержденным в установленном порядке.
Порядок оформления требований-накладных в аптечное учреждение (организацию) на получение лекарственных средств для лечебно-профилактических учреждений утвержден приказом МЗ и СР РФ от 12.02.2007 №110 «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» (с изм.) [14].
Требование-накладная на получение из аптечных учреждений (организаций) лекарственных средств должно иметь штамп, круглую печать лечебно-профилактического учреждения, подпись его руководителя или его заместителя по лечебной части.
В требовании-накладной указывается:
· номер документа;
· дата составления документа;
· отправитель и получатель лекарственного средства;
· наименование лекарственного средства (с указанием дозировки);
· форма выпуска (таблетки, ампулы, мази, суппозитории и т.п.);
· вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.);
· способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.);
· количество затребованных лекарственных средств;
· количество и стоимость отпущенных лекарственных средств.
Наименования лекарственных средств пишутся на латинском языке.
Требования-накладные на лекарственные средства, подлежащие предметно-количественному учету, выписываются на отдельных бланках требований-накладных для каждой группы препаратов.
Требования-накладные структурного подразделения лечебно-профилактического учреждения (кабинета, отделения и т.п.) на лекарственные средства, направляемые в аптеку этого учреждения, оформляются в приведенном выше порядке, подписываются руководителем соответствующего подразделения и оформляются штампом лечебно-профилактического учреждения.
При выписывании лекарственного средства для индивидуального больного дополнительно указываются его инициалы, номер истории болезни.
В соответствии с письмом МЗ и СР РФ от 24.05.2007 №4185-ВС обращаем внимание, что до февраля 2006 бюджетные учреждения здравоохранения при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных учреждений использовали форму накладной (требования) №434 (приказ Минздрава СССР от 2 июня 1987г. №747 «Об утверждении «Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях, состоящих на государственном бюджете СССР» и приказ Минфина России от 30 декабря 1999г. №107н «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях») [20].
В настоящее время при оформлении заказа на получение лекарственных средств из аптечных организаций необходимо руководствоваться Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006г. №25н, и типовой межотраслевой формой требования-накладной № М-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997г. №71а.
В аптечных учреждениях (организациях) требования-накладные лечебно-профилактических учреждений на отпуск наркотических средств и психотропных веществ Списков II и III хранятся в течение 10 лет, на отпуск иных лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету - в течение 3-х лет, остальных групп лекарственных средств – в течение одного календарного года.
Требования-накладные лечебно-профилактических учреждений должны храниться в аптечном учреждении (организации) в условиях, обеспечивающих сохранность, в сброшюрованном и опечатанном виде и оформляться в тома с указанием месяца и года.
По истечении срока хранения требования-накладные подлежат уничтожению в присутствии членов создаваемой в лечебно-профилактическом учреждении комиссии, о чем составляются акты утвержденной формы [14].
Запрещено отпускать наркотические средства и психотропные вещества Списка II и III, а также лекарственных средств, содержащих эти средства и вещества, по требованиям-накладным частнопрактикующим врачам.