Жестокое обращение с детьми.
Одним из негативных последствий социально-экономических и политических изменений, начавшихся в Российской Федерации в 90-х годах XX века, стало увеличение количества неблагополучных семей. В настоящее время в стране насчитывается более 700 тысяч так называемых социальных сирот, около трети детей рождаются вне зарегистрированных браков, постоянно растет число родителей, лишенных родительских прав. Закономерным следствием дестабилизации семейных отношений является жестокое обращение с детьми. Ежегодно в Российской Федерации около 100 тысяч детей становятся жертвами только зарегистрированных преступлений, более трех тысяч из них погибают. Дети являются жертвами каждого третьего сексуального преступления, причем 70% этих преступлений совершаются путем насилия или использования беспомощного состояния потерпевшего. Сложившаяся ситуация вызывает обеспокоенность в обществе, находит отражение в решениях государственных органов исполнительной и законодательной власти.
Ответом государства на рост детской безнадзорности и ее наиболее опасного проявления — беспризорности — стало создание системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социальные приюты, социально-реабилитационные центры), и образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома и школы-интернаты), являются элементами этой системы и согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должны осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защищать их права и законные интересы.
В приюты и социально-реабилитационные центры поступают дети, оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; самовольно оставившие семью или детские учреждения. Детские дома и интернаты принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях лишения или ограничения родительских прав, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. Таким образом, среди воспитанников указанных учреждений значительное число детей, пострадавших от жестокого обращения. Сотрудники учреждения должны уметь выявлять таких детей для того, чтобы правильно построить коррекционно-реабилитационную работу. Жестокое обращение зачастую вызывает у детей выраженные нарушения поведения, которые без соответствующего терапевтического вмешательства не проходят и порождают значительные сложности при содержании таких воспитанников в учреждении. роме того, закон возлагает на сотрудников учреждений обязанность информировать орган внутренних дел о родителях, иных их законных представителях и других лицах, жестоко обращающихся с несовершеннолетними.
Социально-педагогическая и психолого-педагогическая коррекция, проводимая в приютах и социально-реабилитационных центрах, не ограничивается только работой с несовершеннолетними воспитанниками. Конвенция ООН о правах ребенка к основному праву относит его право жить и воспитываться в родной семье. В связи с этим приоритетным направлением деятельности социальных служб с семьями, находящимися в социально опасном положении, является устранение семейного неблагополучия. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы и учреждения системы обязанность проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, которые жестоко обращаются с детьми, не исполняют своих обязанностей по их воспитанию и обучению или отрицательно влияют на их поведение.
Таким образом, проблема жестокого обращения с детьми, к сожалению, сохраняет актуальность, и чрезвычайно важно уметь вовремя распознавать признаки психологического неблагополучия в состоянии ребенка и оказывать ему необходимую помощь.
Журавлева Т.М., Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И.