Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и жестокого обращения в семье.


Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.

Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и семьи, где дети находятся в социально опасном положении.
К семьям первой категории относятся конфликтные семьи. Сложные взаимоотношения между супругами в таких семьях часто приводят к тому, что они много времени уделяют выяснению отношений друг с другом, а дети в это время остаются без должного внимания и заботы. Как семьи группы риска, специалистами также рассматриваются «внешне благополучные семьи», в которых, несмотря на внешние признаки благополучия, ребенок не чувствует себя комфортно, что негативно сказывается на его психическом здоровье.
Учет детей, проживающих в семьях группы риска, ведется учреждениями образования, которые посещают дети. Ситуация контролируется социально-психоло-педагогическими службами этих учреждений. Сотрудники данных служб регулярно посещают семьи на дому, осуществляют профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Целью проводимой деятельности является предотвращение жестокого обращения с детьми. Не менее раза в полугодие результаты деятельности с ребенком и его семьей анализируются, вносятся изменения в план работы, делаются выводы о целесообразности снятия семьи с учета в случае улучшения микроклимата в семье либо о переводе семьи в категорию учета №2.

По семьям второй категории составляется межведомственный план защиты прав ребенка. После проведения психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление проблем в конкретной неблагополучной семье, специалистами социально-психолого-педагогических служб учреждений образований составляется индивидуальный план помощи семье и детям, планы коррекционно-реабилитационной работы с привлечением педагога-психолога, социального педагога, медицинской сестры, а также специалистов социально-педагогических центров, работников инспекции по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, социальной защиты и других учреждений.

Если проводимая с семьей работа не дает результатов, то далее следует обращение в органы опеки и попечительства районного отдела образования или в комиссию по делам несовершеннолетних (далее КДН) с ходатайством о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.

КДН при наличии оснований принимает решение о признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у родителей (единственного родителя), установлении ему статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное обеспечение в течение трех дней с момента поступления ходатайства.

В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства, управления внутренних дел и другие государственные органы и организации, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, руководствуются нормативно-правовыми документами.

Наши рекомендации