Организационная (координационная) деятельность.
Как вести себя родителям?
- Внимательно наблюдайте за детьми, склонными к агрессии.
- Не дайте совершиться акту кусания. Удержите ребенка за плечи, шею, подставьте ладонь между детьми.
- Если все уже случилось, срочно удалите кусаку с игровой территории.
- Глядя в глаза, строго и однозначно скажите: «Мне (или Васе, Пете) очень больно и неприятно. Я знаю, ты сердишься, но кусать людей нельзя! Можно, например, покусать вот эту куклу (или подушку и т. п.)».
- Научите ребенка, как справляться с чувством гнева в социально приемлемой форме (доступные способы приведены ниже).
- Проговорите с ребенком ситуацию и доступно разъясните, как его поступок выглядит в глазах того, кого он обидел, и других людей.
Теперь пришло время остыть и подумать, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию (почувствовать чужую боль, искренне попросить прощения). Но не надо наказывать долго, не читайте моралей.
Главное наказание – это лишение ребенка радости общения с другими детьми.
Попросите малыша извиниться за проступок, но только с позиции доброй воли.
Если ребенок успокоился, можно снова подключить его к общей игре. Отслеживайте его реакции, но не напоминайте о только что совершенном им «противоправном» действии.
Подмечайте все ситуации, где ребенок ведет себя доброжелательно и справляется с желанием укусить. Подчеркивайте, что он вполне способен разрешить конфликт мирным путем.
Советы
- Не стоит бояться, что агрессия усилится в процессе выполнения упражнений. Иногда только доходя до пика, она может покинуть ребенка.
- Первые пять способов могут использоваться непосредственно в тот момент, когда ребенок сильно сердится, а шестой и седьмой – это профилактика агрессии.
- Нельзя оставлять кусание безнаказанным или без внимания, надеясь, что все пройдет само собой. Ваша реакция всегда должна быть однозначной и последовательной.
- Устойчивые привычки не проходят за один день. Вам потребуется время, чтобы ребенок усвоил новые формы поведения как свои собственные, научился выражать чувства и эмоции словами. Родителям нужно не только стремиться изменить поведение ребенка, но и работать над собой, над общей обстановкой в семье, анализировать и искать истинные причины негативных проявлений у малыша.
^7 способов усмирить гнев
- Дайте малышу укусить или побить специально отведенную для этого непривлекательную подушку.
- Разрешите ребенку порвать, скомкать специально приготовленную для таких случаев бумагу.
- Можно побить резиновым молоточком об пол, покидать мягкие мячики в стены или в мишень, сбить кегли.
- Дайте малышу слепить из пластилина и расплющить кулаком «чувство гнева».
- Ребенок может изобразить дикого зверя, издавать громкий и грозный «рык» так долго, как потребуется; можно подключить и характерные движения.
В процессе всех этих действий необходимо проговаривать, что именно теперь чувствует ребенок, как ослабевает и уходит чувство гнева, а он становится все спокойнее; темп движения, соответственно, тоже должен снижаться. Только после того, как гнев укрощен, можно спросить, почему и на что (кого) малыш так разозлился.
Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку. Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться», «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и т. д.), и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой», испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия). Правильная тактика: научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.
- Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку. Постреляйте друг в друга из водных пистолетов на улице. Можно играть в ванной: сделать бумажный флот, а потом топить кораблики противника с помощью водяных пистолетов.
В любом случае, укусы в детском коллективе не являются следствием какого-либо ментального заболевания ребенка. Но если вы уверены, что стресс в жизни малыша отсутствует, что он не слишком перегружен, что у него дружественный коллектив ровесников и знающие и внимательные воспитатели, а он продолжает кусаться - возможно, вам стоит посетить детского психолога. Он поможет разобраться в более глубинных и скрытых причинах такого поведения.
^ ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь первая:
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая:
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья:
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая:
Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая:
Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая:
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая:
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая:
Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая:
Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
^ ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами:
ни в том, что появился на свет,
- ни в том, что создал Вам дополнительные трудности,
- ни в том, что не дал ожидаемого счастья,
- ни в том, что не оправдал Ваши ожидания.
И Вы не вправе требовать, чтобы он разрешил за Вас эти проблемы.
2. Ваш ребенок – не Ваша собственность, а самостоятельный человек. И решать до конца его судьбу, тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь. Вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его особенности и интересы, и, создав условия для их реализации.
^ 3. Ваш ребенокдалеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы также неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.
4. Во многих капризах и шалостях Вашего малыша повинны Вы сами, потому что:
- вовремя не поняли его;
- пожалели свои силы и время;
- стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд или простого раздражения;
- стали требовать от него того, что он попросту не может Вам дать – в силу особенностей возраста или характера.
^ Короче – не желали принимать его таким, каков он есть.
5. Вы должны:
- всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше;
- в лучшее, что в нем еще будет;
- быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявиться;
- сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах.
Основные параметры неправильного воспитания
1. Непонимание своеобразия личностного развития детей.
Например, родители считают ребёнка упрямым, в то время как речь идёт о сохранении элементарного чувства достоинства.
2.Неприятие детей.
Неприятие: индивидуальности ребёнка, его своеобразие, особенностей характера.
3. Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям родителей возможностям и потребностям детей.
4. ^ Негибкость родителей в отношении с детьми:
- недостаточный учёт ситуации, момента;
- несвоевременный отклик;
- фиксация проблем, застревание на них;
- запрограммированность требований;
- отсутствие альтернатив в решениях;
- навязывание мнений.
5. Неравномерность отношения родителей – недостаток заботы сменяется её избытком или наоборот.
6. Непоследовательность в обращении с детьми:
меняющие и противоречивые требования родителей.
7. Несогласованность отношений между родителями – конфликт.
8. Аффективность– избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха
9. Тревожность:
- беспокойство и паника по любому поводу;
- стремление чрезмерно опекать ребенка;
- не отпускать ребёнка от себя;
- предохранение от воображаемых опасностей;
- стремление делать всё для ребёнка заранее;
навязчивая потребность постоянно давать советы, предостерегать.
10. Доминантность:
- безоговорочное подчинение своей точке зрения;
- стремление подчинить ребёнка;
- навязывание мнений и готовых решений;
- строгая дисциплина и ограничение самостоятельности;
- физическое наказание;
- постоянный контроль за действием ребёнка.
11. Гиперсоциальность
- повышенная принципиальность;
- чрезмерная требовательность;
- навязывание детям большого числа правил;
- бесконечное число порицаний и замечаний;
- нетерпимость к слабостям и недостаткам;
- отношение к детям, как взрослым.
12. ^ Недоверие к возможностям детей:
- настороженность и подозрительность в отношении перемен;
- недоверчивость к мнению ребёнка;
- неверие в его самостоятельность;
- перепроверка его действий;
- предостережения и угрозы.
13. ^ Недостаточная отзывчивость – несвоевременный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение.
Игры с детьми перед сном
«Друзья на картинке»
Перед сном предложите ребёнку нарисовать человечка или животное, но не красками, карандашами или фломастерами, а с помощью готовых картинок.
Для этого вместе с малышом выберите тему рисунка, потом рассмотрите старые журналы или возьмите фантики от конфет. Пусть он вырежет из них соответствующие теме фрагменты, наклеит их на картон. После этого обязательно поговорите с ребёнком о получившейся картинке, посоветуйте придумать персонажу имя, семью, друзей, любимые игры, еду.
Соберите коллекцию таких картинок, и пусть малыш выбирает перед сном ту, о которой он хотел бы поговорить.
Эта игра позволит вам узнать интересы, увлечения своего ребёнка, а также поможет развить его творческие способности, фантазию, чувство композиции, умение придумывать занимательный рассказ.
И вместо того, чтобы читать малышу нотацию о том, как следует себя вести, воспользуйтесь этими картинками.
Расскажите, как должен поступить персонаж, изображённый на картинке, в той или иной ситуации.
«Игра теней»
Эта игра основана на активном использовании света и тени. В неё с удовольствием будете играть и вы, и ваш малыш. Всё, что вам понадобится, это лист белой бумаги и настольная лампа. Закрепите свободно висящий лист бумаги, выключите свет (но не полностью, чтоб не напугать ребёнка) и направьте свет лампы с задней стороны. Шевелите пальцами и кистями рук между листом бумаги и лампой, проецируя тень на весь лист. А ребёнок должен понять, на что похожи тени и рассказать о них какую-нибудь историю.
Сначала актёром будете вы, а потом предложите быть ведущим ребёнку. Такая игра развивает мелкую моторику рук, а также фантазию детей.
Целесообразно перед сном проводить упражнения на релаксацию. Например, ласково поглаживая малыша или слегка касаясь пальцами личика, говорить нараспев:
Дети, звери и игрушки –
Все мечтают о подушке,
Если днём устали очень.
Добрых снов, спокойной ночи!
^ Игры на развитие детского воображения
«Что это»
Уроните каплю краски или чернил на бумагу. Предложите ребёнку посмотреть на «рисунок» и спросить, что он видит. Верно, пятно. А если приглядеться повнимательнее? Может быть, это клякса на листе. А может быть, след неизвестного животного. Какого? Поиграйте с малышом, попросите подумать, на что ещё похоже это пятно.
«Пять точек»
На листе без всякого порядка нарисуйте пять точек. Попросите малыша нарисовать человека таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, ещё две приходились на ладони, а пятая – на голову. Лист можно как угодно поворачивать.
Соберите коллекцию таких рисунков, ведь в дальнейшем с ними можно весело играть. Показывайте ребёнку любого нарисованного им человечка, и пусть он сам копирует его, повторяя позу.
«Так не бывает»
Игра очень весёлая и хорошо развивает фантазию. Участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.
Победителем становится игрок, выдумавший такой сюжет, что услышав его, слушатели дружно восклицают: «Так не бывает!»
«Послушная тень»
Один игрок показывает самые разные движения: как он купается в реке, что-то пишет, чешет затылок, падает или что-нибудь поднимает с земли. Второй игрок – «тень» первого. Как послушная тень, он неотступно следует за своим «хозяином» и точно повторяет каждое его движение. Потом игроки меняются ролями.
^ Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства и более старшем возрасте - тоже вещь вполне
нормальная. Пик упрямства приходиться на 2,5-3 года жизни. Мальчики упрямее девочек, девочки капризничают чаще. Если дети по достижении 4-х лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства, истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у
детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз!
Что могут сделать родители
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте понять ребёнку, что вы его понимаете.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушать ребёнку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки ещё сильнее будоражат!
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
- Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: "Посмотрите, какая плохая девочка, ай- я- яй!" Ребёнку только это и нужно.
- Постарайтесь схитрить: "Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка!", "А что это там за окном ворона делает?". Подобные маневры заинтригуют и отвлекут.
Новости по тематике
Родители будут голосовать на референдумах не только за себя, но и за своих несовершеннолетних детейРебенка, оставленного в беби-боксе, можно будет вернутьОрганы опеки узнают обо всех преступлениях в отношении детей
Жестокое обращение с детьми не может быть допустимым ни при каких обстоятельствах, а уверенность в том, что применение насилия идет на пользу интересам ребенка, крайне ошибочна и даже преступна. Что такоежестокое обращение с детьми, что считать насилием, какая ответственность может последовать за его применение и как защитить ребенка — все эти моменты обговорены в статье ниже.
Домашнее насилие над детьми: причины
Насилие над детьми в семье: виды
Психологическое насилие над детьми
Защита детей от насилия: телефон доверия, обращение в специальные службы
Ответственность за жестокое обращение с детьми: юридическое оформление
Физическое насилие
Побои (как однократные, так и систематические), нанесение телесных повреждений, любое другое физическое воздействие на ребенка, а также намеренное лишение его пищи, воды и возможности отправлять естественные надобности, прочие издевательства и истязания — все это квалифицируется как насилие, независимо от тяжести последствий, которая влияет лишь на меру ответственности.
Сексуальное насилие
Под ним понимаются домогательства, имеющие сексуальную подоплеку, вовлечение ребенка в совершение действий соответствующего характера, демонстрация половых органов или любых произведений порнографического содержания (иллюстраций, книг, фильмов, видеороликов и пр.).
Важно: ребенок, не достигший 16 лет, обладает тотальной половой неприкосновенностью. Поэтому его согласие на участие в подобных действиях не означает отсутствие в них насильственной составляющей. В силу возраста и особенностей психики, дети и подростки не способны осознать недопустимость подобного поведения по отношению к ним, а также степень причиняемого вреда.
Формы жестокого обращения
Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.
Насилие— любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.
Физическое насилие — действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.
Психологическое (эмоциональное) насилие — это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Пренебрежение основными потребностями ребенка — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.
Поведение «на людях».
К сожалению, многие мамы и папы стесняются того, что ребенок время от времени выходит у них из-под контроля и это видят другие люди (а иногда и комментируют). И предпочитают прекратить это поведение с помощью насилия. Поймите, что как вам может быть неудобно, что ребенок раскапризничался на улице, в магазине, на празднике, ребенку в сто раз тяжелее пережить насилие, совершенное на виду у других (а что еще хуже - с одобрения чужих людей). Кроме того, вы таким образом даете понять ребенку, что его эмоции и его мнение ничего не значат для вас. Запомните– ребенок не может и не должен быть «удобен» окружающим, это не игрушка, которую можно в нужный момент положить в ящик или выключить.
Постарайтесь подстроиться под ребенка, зная его расписание, пристрастия и заранее подумав, в каких случаях возможны конфликты. Даже если возникла непредвиденная ситуация, нет ничего страшного в том, что ребенок плачет или капризничает. Возьмите его на руки и идите домой, или отойдите в сторону, сядьте на лавочку и подождите, пока он успокоится. Стыдно должно быть посторонним наблюдателям, но не вам.
Если вы думаете, что ваши собственные проблемы оказывают влияние на то, как вы воспитываете своего ребенка, остановитесь, подумайте и обратитесь за помощью. В Интернете можно найти группу поддержки и поговорить о своих проблемах - анонимно или даже найти локальную помощь в своем городе.
Если вас наказывали в детстве, очень легко передать это поведение дальше. Вспомните, как вы себя чувствовали ребенком. А также попытайтесь найти время для себя. Вы почувствуете себя лучше и станете лучшим родителем своему ребенку.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в воспитании ребёнка:
Заповедь первая:
Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая:
Ясно определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.
Заповедь третья:
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый его шаг.
Заповедь четвёртая:
Не подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Заповедь шестая:
Если же ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал услышанное.
Заповедь седьмая:
Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая:
Дайте ребёнку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая:
Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая:
Вы должны быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.
МАТЕРИАЛЫ – ТЕЗИСЫ
ФАКТЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.
• спасаясь от жестокого обращения, ежегодно кончают жизнь самоубийством примерно 2 тыс. детей и подростков, 50 тыс. уходят из семьи, 6 тыс. — из детских домов и интернатов;
• в общей сложности 25—26 тыс. несовершеннолетних ежегодно становятся жертвами преступных посягательств, из них около 2 тыс. погибают, 8-9 тыс. получают телесные повреждения;
• в России регистрируется свыше 2,5 тыс. сексуальных преступлений, включающих развратные действия взрослых лиц в отношении малолетних детей; с каждым годом совершается все больше изнасилований несовершеннолетних
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ.
Жестокое обращение с детьми- общий термин, относящийся к четырем основным видам воздействия: физическому, сексуальному и эмоциональному насилию, а также к отсутствию родительской заботы. Жестокое обращение с детьми может принимать разнообразные формы, в том числе включать действия, которые испытывают на себе большинство детей, например телесное наказание, агрессивное отношение со стороны братьев, сестер и сверстников и реже физическое насилие.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Жестокое обращение с детьми (несовершеннолетними гражданами, от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми:
· Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.
· Сексуальное насилие (или развращение) - вовлечение ребёнка с его согласия и без такого в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
· Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
o открытое неприятие и постоянная критика ребёнка
o угрозы в адрес ребёнка в словесной форме
o замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка
o преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка
o ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний
o однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребёнка психическую травму.
· Пренебрежение нуждами ребёнка – это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
o отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи
o отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая
Рекомендации родителям.
Специалисты рекомендуют тем родителям, кто испытывает желание встряхнуть или ударить ребенка, постараться проделать следующее:
· Выйти из комнаты и позвонить приятелю.
· Включить какую-нибудь успокаивающую музыку.
· Сделать 10 глубоких вздохов и успокоиться; затем сделать еще 10 вздохов.
· Пойти в другую комнату и выполнить какие-нибудь упражнения.
· Принять душ.
· Сесть, закрыть глаза и живо представить себе, что находитесь в каком-нибудь приятном месте.
· Если ни одна из предложенных стратегий не помогает, обращайтесь за психологической помощью.
Жестокое обращение с детьми
· Facebook5
· Вконтакте
· Одноклассники2
В современном мире, жестком и безэмоциональном, без репортажей о жестоком обращении родителей и других людей с детьми, а также преступлениях на этой основе уже давно не обходиться ни один выпуск новостей. Не забывают они освящать и последствия жестокого обращения с детьми - это могут быть депрессии, курение, ожирение или алкоголизм, совершение насилия или становление жертвой насилия, для девочек незапланированная беременность вследствие сексуального поведения высокого риска, и самое страшное - такое же жестокое поведение по отношению к собственным детям.
Пренебрежение ребенком
Пренебрежение ребенком - это не обеспечение основных его физических, эмоциональных, образовательных и медицинских потребностей. Пренебрежение отличается от насилия тем, что обычно происходит без намерения причинить вред ребенку. Физическое пренебрежение включает не обеспечение ребенка необходимой пищей, одеждой, жильем, надзором и защитой от потенциального вреда. Эмоциональное пренебрежение - это не обеспечение ребенка привязанностью и любовью или другими видами эмоциональной поддержки. Образовательное пренебрежение включает не оформление ребенка в школу, отсутствие обеспечения контроля за посещением школы или выполнением домашних заданий. Медицинское пренебрежение - это отсутствие контроля за проведением ребенку должных профилактических процедур, например вакцинации, или необходимого лечения при травмах или физических или психических заболеваниях.
Дети группы риска.
Норма, граница, риск.
Непрерывный рост контингента детей и подростков с различными формами школьной дезадаптации, по мнению ученых, педагогов, родителей и широкой общественности, обеспечивается отсутствием целостной и действенной системы социальной поддержки различных категорий детей, имеющих внутренние и внешние проблемы развития. Поэтому задача реализации в отечественных общеобразовательных школах целевых комплексных программ, сдерживающих переход детей из зоны риска (по имеющимся негативным условиям жизни и развития) в группу риска, где существует угроза жизни, здоровью и психике ребенка, приобретает особую актуальность и очевидную значимость. Основной проблемой общеобразовательной школы становится создание образовательного пространства для детей, переживающих дезадаптацию в силу неблагополучных условий их содержания, образования, развития. Современная школа обязана обеспечить комплексный подход к обучению и воспитанию детей, включающий меры педагогической, социальной, психологической и медицинской реабилитации, создавая обогащенную социально-культурную ситуацию развития для каждого ребенка. Несмотря на приоритетность цели выполнения государственных учебных стандартов, школа должна решать сверхзадачу, поставленную государством и обществом — воспитывать культурного, образованного и социально ответственного гражданина. Социальная адаптация ребенка — серьезная проблема современной школы.
В практике школьного обучения к группе риска принято относить детей, наиболее часто выпадающих из размеренного ритма «школьного улья», попадающих в поле зрения Комиссии по делам несовершеннолетних, тех детей, чьи имена звучат на педагогических советах и консилиумах, чьи поступки обсуждаются на родительских собраниях, чье присутствие в классе воспринимается как досадная помеха благополучно текущему педагогическому процессу. Многие школы с удовольствием избавляются от отдельных школьных «знаменитостей» в полной уверенности в том, что свалили с плеч тяжелую ношу и все проблемы. На самом деле непонимание или нежелание вовремя вникнуть в проблемы каждого отдельного ребенка кратно увеличивают его риск стать социальным дезадаптантом, необратимо деформируют и личность, и человеческую судьбу.
Главное условие благополучного развития ребенка — внимательная забота и безграничная любовь взрослых — родителей, педагогов. Но в функциональных обязанностях классного руководителя ничего не написано об обязанности — любить детей. Государственные законы требуют от граждан выполнять свой родительский долг, но каждый родитель имеет индивидуальное представление о долге и любви к своему ребенку. В то же время отсутствие в семье искренней любви к детям, значит — отсутствие у малышей права на ошибку, влечет серьезные проблемы в системе детско-родительских отношений в целом.
Когда па уроке учитель в присутствии всего класса делит детей на группы «сильных», «слабых» и «неуспевающих», практические психологи категорически отвергают такую негуманную дидактику, заявляя об унижении человеческого достоинства ребенка. Однако это общепринятый и бытующий способ дифференциации детей в традиционной педагогике.
Формальный, нормативно-усредненный подход к обучению и воспитанию — вот та критическая граница, за которой начинается зона педагогического риска, когда в «гадком утенке» родители и педагоги не могут разглядеть «сказочного лебедя», а собственную профессиональную несостоятельность пытаются спрятать за дежурный диагноз «неуспевающий ученик». Когда никого не заботит тот факт, что ребенок страдает в системе деструктивных семейных отношений, «застревает» в комплексе неполноценности, переживает межличностные конфликты, замыкается в себе. Когда у каждого участника воспитательной ситуации: родителей, педагогов, ребенка формируется особая система смыслоценностных установок, не связанная с представлениями самого ребенка о себе самом и окружающем мире. Монологичность родителей и педагогов приводит к замкнутости ребенка, к поиску им другой, более оптимистичной для возраста и благополучной для восприятия картины мира, в которой всегда есть надежда на успех и право на любовь.
Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток пре Часто взрослые искренне не понимают, когда и как произошел переход ребенка из зоны риска в группу риска, когда подросток превратился в неуправляемого, агрессивного, приобрел аддиктивные формы поведения. Психологи утверждают, что многие проблемы «трудных» детей, такие, например, как гиперактивность и импульсивное поведение и т. н., являются результатом плохого обращения с ними взрослых. Ребенок оказывается не способным усвоить общепринятые нормы поведения и поступать «как все дети», становится нестандартным, изгоем, дезадаптантом в том случае, когда взрослые не сумели найти с ним общего языка, договориться о правилах, привить самоуважение, помочь усвоить культуру человеческого общения.
Отечественные и зарубежные психологи неоднократно подчеркивали, что нормальное развитие ребенка связано с удовлетворением его основных потребностей в познании и общении. Семьи, пренебрегающие нуждами своих детей, в том числе и в общении, способствуют их попаданию в зону риска, наносят значительный вред нормальному развитию ребенка. В зоне риска находятся те дети, которые имеют проблемы со здоровьем, с обучением, проявляют асоциальные формы поведения. Эти дети переходят в группу риска в том случае, если в семье и школе им не будут созданы специальные коррекционно-реабилитационные условия. Отсутствие этих условий станет той границей, которую может пересечь ребенок и оказаться в группе риска.
Часто насилие над ребенком со стороны ответственных за него взрослых является границей в его развитии между нормой и патологией. Насилие как физическое, так и психологическое принуждает ребенка к поступкам, действиям, которые он не хочет, но вынужден совершать под давлением, угрозами или путем обмана, манипуляции со стороны родителей или педагогов. Или напротив, насилие взрослых создает препятствия желательным для ребенка действиям, поступкам, которые он хочет, но не может по настоянию взрослых выполнять. В результате неправильного поведения взрослых нарушается физическое и психическое развитие ребенка, развиваются личностные и эмоциональные комплексы, проявляются психосоматические заболевания, возникает тяжелая форма социальной дезадаптации.
Таким образом, границей риска для ребенка школьного возраста мы считаем отсутствие любви и заботы взрослых, как основополагающего условия, обеспечивающего его нормальную жизнедеятельность и благополучное психофизическое развитие.
В с