Глава 12 дополнительные техники
В предыдущих одиннадцати главах мы рассмотрели когнитивно-реструктурирующие техники, которые терапевт может использовать практически со всеми клиентами, попадающимися в его практике. В этой главе мы бы хотели уделить внимание специализированным техникам, которые терапевт может использовать лишь на ограниченном круге клиентов.
«Кризисные когнитивные техники» — раздел, посвященный методам помощи клиентам, находящимся в кризисной ситуации и не имеющим времени на изучение многих основных процедур. «Лечение пациентов с тяжелыми психическими заболеваниями» — раздел, в котором показаны специализированные техники, использующиеся с хронически психически больными пациентами. В разделе «Как справиться с саботажем клиента» описывается работа с сопротивляющимися клиентами, которые стараются ущемить свое собственное терапевтическое развитие. В разделе «Когнитивно-реструктурирующая терапия с аддик-тивными клиентами» предложена новая точка зрения на консультирование клиентов с наркотической или алкогольной зависимостью.
И, наконец, мы заканчиваем главу двумя разделами, нацеленными на помощь терапевту. В первом, который называется «Когнитивный фокусинг», обсуждаются ключевые принципы, лежащие в основе всех эффективных когнитивных техник. Во втором, «Центральные компоненты КРТ», терапевту предлагается контрольный список необходимых и достаточных условий терапевтической эффективности.
Практикум по когнитивной терапии
КРИЗИСНАЯ КОГНИТИВНАЯ ТЕРАПИЯ
Принципы
Немедленной реакцией любого специалиста в области психического здоровья на кризисную ситуацию обратившегося к нему человека будут любые действия, которые кажутся подходящими для обеспечения физического и психического благополучия клиента до тех пор, пока его или ее состояние не стабилизируется. Тогда, и только тогда, могут рассматриваться иные формы помощи. Мы придерживаемся когнитивного подхода и в работе с кризисными клиентами. Целью этого подхода является распознание мыслей, которые спровоцировали критическое состояние. Если находящийся в кризисе клиент осведомлен в области когнитивных техник, для стабилизации его состояния до более комфортного уровня может использоваться ускоренная форма когнитивной терапии. Если когнитивная терапия нова для клиента, консультант может попробовать марафонный сеанс или для начала прибегнуть к традиционным подходам кризисного вмешательства и, когда стабильность будет достигнута, дать представление об основах и техниках когнитивной терапии.
Ниже представлены четыре когнитивных метода оказания помощи клиентам в кризисном состоянии.
Метод 1.
Быстрый перцептивный сдвиг
Чтобы помочь своему клиенту осуществить резкий перцептивный сдвиг, организуйте все для этого необходимое.
1. Четко идентифицируйте центральное представление, вызывающее кризис. Убедитесь, что клиент его хорошо понимает.
2. Укажите на то представление, которое, в случае, если клиент его примет, устранит кризисное состояние.
3. Не снижайте всевозможными успокаивающими процедурами уровень напряжения клиента до нулевого. Некоторое его снижение может быть необходимо, однако отдельные негативные эмоции могут мотивировать клиента на реализацию сдвига.
4. Определите ключевое связующее представление, которое может помочь переключить клиента от старого восприятия к новому (см. главу 9). Таким мостиком должен быть образ, ценность или убеждение, прочно вживленный в опыт клиента. У них должна быть сильная позитивная валентность. Мостики должны строиться из опыта клиента, поскольку время не позволяет создавать абсолютно новые.
5. Противодействуйте любого рода уходам в сторону, которые может предпринять клиент, дабы избежать перцептивных изменений. Обратите особое внимание на отрицания, оправдания, отговорки, увертки и саботажи, настаивайте на изменениях. Возможно, в качестве руководства вам пригодится рабочий бланк «Перцептивный сдвиг» (табл. 7.1).
Метод 2.
Марафонный сеанс
Вслучае серьезного кризиса потратьте три-четыре часа для обучения клиента основным когнитивным методам. Не устраивайте больших перерывов. Устройте для клиента наводнение опровергающими техниками, повторяйте их, пока он не поймет, как их использовать. Терапевт должен оспорить ключевые деструктивные убеждения, вызывающие кризис, концентрируясь на представлениях «здесь и сейчас». Иногда с одним клиентом могут работать несколько терапевтов, тем самым увеличивая убедительность контраргументов. Как и в других техниках кризисного вмешательства, терапевт должен представляться уверенным и надежным, чтобы внушить клиенту ощущение поддержки. Терапевт берет на себя контроль над сеансом и активно направляет реакции клиента.
Метод 3.