Ранговый порядок Ценность старого Ценность нового
Ценностей сообщения сообщения
1.----------------------------- -------------------------------------------- -----------------------------------------------------------------
2. _________________ ____________________________ ___________________________________________
3.__________________ ____________________________ ___________________________________________
4. ________________ ___________________________ ___________________________________________
5. _______________ ___________________________ ____________________________________________
6._________________ ________________________________ ___________________________________________
7._________________ _______________________________ ____________________________________________
8._________________ _______________________________ ____________________________________________
9._________________ _______________________________ _____________________________________
10.________________ ______________________________ ________________________________________
Терапевт может попросить клиента составить свой собственный рабочий бланк, чтобы, опираясь на самоанализ, время от времени проверять, согласуется ли его поведение с его высшими ценностями. Подобные периодические переоценки очень полезны, поскольку ценности могут изменяться и резко, и с течением времени. Клиент, перенесший сердечный приступ, грозивший фатальным исходом, может вдруг обнаружить, что он переоценил свои ценности, ставя на первое место те, что относятся к качеству жизни.
Дополнительная информация
Исследования изменений в установках продемонстрировали важность ценностного компонента человеческих убеждений (Flemming, 1967; Petty & Cacioppo, 1981; Rokeach, 1964, 1968, 1973, 1979; Smith, Bruner & White, 1956). Теоретически ценностные изменения можно рассматривать как один из примеров принципа Премака (Premack's principle) (Premack, 1965).
Персональным ценностям присущи некоторые сильно выраженные эффекты самосравнения (self-reference effects) (Banaji & Prentice, 1994; Bellezza & Holt, 1992; Keenan, Golding & Brown,, 1992; Rogers, Kuiper & Kirker, 1977).
МОСТЫ - СЛОВЕСНЫЕ ЯРЛЫКИ
Принципы
В качестве моста может выступать одно слово или символ. Каждое слово и символ что-то обозначают и имеют подразумеваемый смысл, каждое приобретает эмоциональную ответную реакцию благодаря оперантному, классическому или когнитивному обусловливанию. Как только символ связывается с аффективной реакцией, он приобретает способность вызывать эмоцию / непосредственно.
Символы, по определению, условны, они только указывают на консенсус относительно значения того или иного явления;' обычно заменить один символ на другой достаточно легко.
Исключения из этого обобщения обнаруживаются для определенных слов. Несмотря на то что одно слово можно легко заместить другим, зачастую самые разные слова несут неоднозначный эмоциональный подтекст. Многие клиенты постоянно выбирают слова с негативной окраской даже тогда, когда они могли бы с такой же легкостью использовать нейтральные или позитивные обозначения.
Техника наведения мостов — словесных ярлыков поможет клиенту идентифицировать используемые им негативные обозначения и изменить их на более позитивные и объективные эмоциональные ассоциации. В процессе этого они узнают, что единственное отличие между различными словами состоит в их эмоциональной валентности.
Метод 1. Словесные ярлыки
1. Составьте список конкретных событий или ситуаций (референтных ситуаций), с которыми у клиента ассоциируются негативные слова. К примеру, какие референтные ситуации и события визуализирует клиент, произнося слова «неполноценный», «больной» или «слабый»?
2. Опишите эти референтные события в объективных, безоценочных терминах. Что бы записалось на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное
третье лицо?
3. Перечислите основные негативные ярлыки, которые использует клиент при описании ситуаций.
4. Помогите клиенту перечислить нейтральные или позитивные обозначения, которые можно использовать при интерпретации референтных событий. Объясните, как эти новые обозначения можно связать с более позитивными эмоциями.
5. Попросите клиента каждый день практиковаться в использовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыскивая для нее негативный ярлык и связывая ее с более позитивно окрашенным словом.
Пример
Человека, который… | Можно было бы назвать… | А можно… |
Часто меняет свое мнение Выражает свою точку зрения Эмоционально чувствителен Избирателен в выборе партнера Иногда впадает в депрессию Плохо играет Не подчиняется общим порядкам Угождает другим Верит тому, что говорят другие Сильно кого-то любит Беспокоится Не придерживается традиций Получает помощь от других Не работает много над своей задачей В чем-то уверен Смотрит на мир позитивно Много говорит Думает перед тем, как принять решение Рискует Цепляется за проекты Легко возбуждается | Слабым, беспринципным Эгоистичным Истеричным, неустойчивым Боящимся связывать себя обязательствами Невротичным Мазилой, неудачником Небрежным, упрямым Социофобиком Легковерным Зависимым Слабым, трусливым Анархистом, еретиком, аморальным Манипул ируемым Ленивым Самонадеянным Наивным Болтуном Нерешительным Безрассудным Болваном Истеричным | Гибким Искренним, ассертивным Живым, заботливым, открытым Разборчивым Просто человеком Мало тренировался Спонтанным, беспечным Дружелюбным Доверяющим Любящим Осторожным Свободомыслящим, полагающимся на себя Принимающим заботу Расслабленным Уверенным в себе Оптимистом Экспрессивным Благоразумным • Смелым Непоколебимым Неудержимым |