Метод 1. Двойные изображения
1. Соберите незаменимую коллекцию двойных изображений (рис. 8.1, 8.2, 8.3 и раздел по дополнительной информации).
2. Покажите клиентам серию двойных картинок. Используйте по крайней мере четыре из них. Показывайте их по очереди и просите клиента сказать, что он видит. Попросите его попробовать увидеть альтернативную фигуру, заключенную в
«Осел/тюлень»
создана G. H. Fisher
(1968)
Рисунок «Старик/молодой мужчина», первоначально
названный
«Муж и свекор»,
придуман Botwinick
и опубликован в American Journal of Psychology (1991)
Рисунок «Мужчина/
женщина/ребенок »
создан Фишером
в 1967
Рис. 8.2. Три двойных рисунка
Рис. 8.3. «Собачий остров». Гравюра неизвестного художника XVIII столетия
картинке. Давайте подсказки одну за другой, пока клиент не сможет воспринять новый образ целиком. Подсказки должны относиться к составным элементам картинки, например: «Эту часть можно рассматривать либо как нос старухи, либо как подбородок девушки».
Во время того как вы показываете рисунки, расскажите клиенту, что перцептивный процесс транспозиции похож на то, что они должны сделать для изменения негативных убежде-,х ний на позитивные. Попросите их внимательно проследить, как они изменяют свое восприятие рисунка. Мы проводим упражнение «Как взглянуть на мир по-новому» со всеми клиентами, чтобы облегчить им выполнение техники.
3. Затем на листе бумаги нарисуйте линию. (И у вас, и вашего клиента должен быть лист бумаги перед глазами.) Слева по одному запишите все компоненты негативного геш-тальта клиента. В конце колонки клиент должен суммировать все детали старого восприятия в один ведущий мотив (theme).
4. В правой колонке произведите транспозицию каждой детали в более реалистичное и менее травмирующее новое восприятие. Каждую транспозицию обсудите с клиентом и придите к обоюдному согласию в том, что новое восприятие более приемлемо. В конце колонки клиент должен суммировать все составляющие нового восприятия в один всеобщий гештальт-мотив.
5. Попросите клиента тренироваться в транспонировании восприятия, зачитывая описание старого образа мыслей и переводя его в новый гештальт. Практику необходимо продолжать до тех пор, пока клиент не научится быстро переключаться с каждой детали и с целого, с одного взгляда на другой.
6. Клиент должен практиковаться в транспозиции каждый день, пока новые гештальты не будут возникать автоматически, а старые — с трудом вспоминаться.
Пример 1. Переключение в неоднозначных рисунках
На первом рисунке старым восприятием является старуха, а новым гештальтом — молодая женщина. Транспозиция составных частей выглядит следующим образом.
Старая женщина Молодая женщина
Кончик носа Кончик подбородка
Глаза Ухо
Рот Украшение на шее
Бородавка на носу Нос
Смотрит на нас Смотрит в сторону
Подбородок Декольте
Волос на носу Ресницы
Пример 2. Концептуальный сдвиг у Карен
Карен пришла ко мне на прием по совету ее врача, который слышал о том, что я помогал местным атлетам развить свои навыки. Она была чемпионкой по спортивной ходьбе, и ее беспокоило снижение качества своих выступлений на соревнованиях. Она пришла в спорт восемь лет назад и добилась значительного прогресса в региональных соревнованиях и в штате. Но недавно она начала все больше и больше волноваться непосредственно перед каждым соревнованием, и в результате ее выступления становились все хуже. Несколько раз ее выводили из соревнований за «поднятое или согнутое колено».
Анализ когнитивного компонента ее тревоги выявил личность с высокой потребностью в достижениях и перфекционизмом, а также с сильной боязнью неудачи. В детстве ее отец постоянно критиковал ее и давил на то, что она должна добиваться успеха. Несмотря на успехи в школе, экономические обстоятельства и раннее замужество помешали ей развить весь свой потенциал. Будучи уже взрослой, ей казалось, что все другие области достижений для нее закрыты, и поэтому она принялась за спортивную
ходьбу.
В таблице 8.1 отображена схема Карен, которая представляет
ее старый и новый гештальты.
Карен в конечном счете совершила транспозицию в сторону нового гештальта. Концентрируясь на изменении составных элементов, она получила новый взгляд на саму себя. Поначалу новый гештальт ускользал, так что она могла видеть его лишь изредка. Постепенно благодаря практике новое восприятие стало более рельефным, а старые мотивы стерлись.
Таблица 8.1