Деперсонализация «я» принципы
Деперсонализация — отстранение от образа себя — иногда считается невротическим и даже психотическим симптомом. Это состояние, в котором «Я» становится незнакомым, отдаленным, нереальным (Cameron, 1963). Это состояние считается профессионалами в области психического здоровья настолько разрушительным, что они вряд ли стали бы защищать технику, которая может способствовать его возникновению, но наш опыт подтверждает, что поощрение деперсонализации в легкой степени часто имеет свои преимущества.
Деперсонализация находится на одном из экстремумов континуума. На другом его экстремуме — гиперперсонализация, в равной степени деструктивное состояние. Индивидуумы с гипер-персонализацией в чрезмерной степени все субъективируют, считая себя причиной всего, что вокруг них происходит. Избыточность подобного Я-фокуса может привести к серьезным дис-тимическим расстройствам и навязчивой интроспекции. Модель реалистических убеждений и поступков, которые мы характеризуем как «нормальные», располагается где-то между этих двух крайностей, хотя и «нормальные» люди могут время от времени отклоняться в ту или иную сторону. Наш континуум может быть изображен следующим образом:
гиперперсонализация-
Люди с гиперперсонализацией постоянно ошибаются в определении причинности. Они считают все причины проприоцеп-тивными. Когда в их жизни появляются проблемы, они пытаются изменить некие гипотетические недостатки в самих себе, вместо того чтобы как-то модифицировать окружающую среду. Например, агорафобики стараются избавиться от тревоги, приобретая все больший контроль над собой, не пытаясь вместо этого найти, что во внешней среде ее запускает. Обсессйвные клиенты приписывают огромную важность и значение своим собственным внутренним процессам.
Терапевты, которые столкнулись с конфронтацией гиперпер-сонализирующих клиентов, могут работать над сознательным сдвигом в их восприятии от экстремума гиперперсонализации в сторону деперсонализации. В задачу не входит провести их до самого конца континуума, но может оказаться необходимым (в зависимости от интенсивности тенденций клиента к самообвинению) продвинуть их немного правее «нормальной» зоны. Это должно быть сделано исходя из предположения о том, что у клиента может произойти определенный посттерапевтический возврат в направлении своей прежней позиции.
Первый шаг в деперсонализации — изменить излишне персонализированную причинную атрибуцию. Терапевт должен помочь клиенту взглянуть на себя извне, так, как на него смотрят другие: как на объект, подверженный действию внешних сил, а не только как на самогенерирующуюся сущность. Клиенту необходимо сосредоточиться на наблюдаемой информации, чтобы отыскать причины и избежать чрезмерной интернальной атрибуции.
Метод
1. Составьте список из 20 негативных событий, которые произошли с вашим клиентом не так давно.
2. Запишите предполагаемые им свои внутренние недостатки (убеждения, приводящие к гиперперсонализации), которые, на его взгляд, послужили причиной происшествий.
3. Научите клиента искать причины событий во внешней среде. Используйте научный метод: отыщите стимулы, подкрепление, операнты или сопутствующие элементы среды, которые послужили пусковыми механизмами негативных событий. Перепишите все проприоцептивные причины как внешние.
4. В случае, если причин множество, примените закон экономии: самое простое объяснение должно рассматриваться в первую очередь, чтобы определить наиболее вероятное.
5. Пусть клиент практикуется в определении внешних и внутренних причин тех событий, которые происходят с ним в течение дня. Научите его смотреть на себя и на других как на объекты, подверженные влиянию окружающей среды.
6. Как только клиенты научатся не брать на себя ответственность за эти влияния, расскажите им про различные методы решения проблем, которые могут использоваться для преобразования среды.
Пример
Одним из лучших примеров гиперперсонализации является то, насколько некоторые клиенты верят в свою интуицию. Они думают, что обладают глубоко запрятанным чувством правды и лжи, которое находится у них где-то внутри головы. Они считают это чувство ключом к любому знанию, почти что божественным видением истины. Многим клиентам их интуиция говорит о том, что они скверные, порочные и виновны во всем. Это основное в гиперперсонализации. Оценка истинности или ложности помещается внутри клиента и становится недоступной для объективного рассмотрения.
Но существует ли подобное явление? Клиенты, которые «сердцем чувствуют, что правы», уверяют, что существует, и их сильные ощущения никогда их не подводят, какими бы негативными они ни были. Есть ли это шестое чувство, или интуиция на истину, которое не нуждается в проверке и логике?
Я решил неформально проверить всю теорию на некоторых из моих клиентов. Я попросил некоторых сосредоточить свою интуицию на первых десяти человеках, которых они встретят. Они должны были фиксировать свое мнение, записывая все свои ощущения. Позднее, после того как они узнали этих людей, результаты показали, что в 60% случаев они ошибались.
Когда мы исследовали, почему интуитивное познание клиентов оказалось ошибочным в большинстве случаев, мы обнаружили одну главную причину — личное предубеждение. Хотя многие клиенты даже не имели представления о нем, оно отравляло все их оценки, проявляясь как условная реакция на определенные типы людей.
В этом был весь секрет интуиции наших клиентов. Непостижимое явление, которое они называли интуицией и описывали как прекрасное внутреннее чувство, которое позволяет им ясно видеть мир, содержало в себе лишь один компонент — предрассудок. Многие из них с младенчества впитали подобные обобщения. Интуиция ощущается ими спонтанно и вполне определенно, потому что в ее основе лежит условный рефлекс, к которому мышление не имеет
никакого отношения и который возникает каждый раз, как они встречают тот тип людей, что его запускает.
Оценки клиентов зачастую оказывались ошибочными, потому что интуиция активизировала их предрассудки о том, как люди выглядят или говорят, чем они занимаются, каково их происхождение, к какой национальности принадлежат.
Комментарий
То, что изложено выше, — достаточно неромантичный взгляд на интуицию, но именно романтичная точка зрения порождает гиперперсонализацию. Клиенты сначала неохотно отказываются от почитания своей интуиции, но постепенно они приобретают необходимую для сдвига своего восприятия мотивацию.
Терапевту очень важно определить ту ситуацию, когда необходимо использовать эту технику. Дистимические клиенты очень часто подвержены гиперперсонализации. Их непререкаемая интуиция сообщает им о том, что они виновны во всем, что вокруг них происходит. Другие же клиенты могут быть деперсонализированы. Аддикты, бьющие мужья, воры, делинквенты и ожесточенные клиенты — все отделяют себя от своего поведения. В своих поступках они обвиняют других и отрицают собственную ответственность. Таким клиентам эта техника на пользу не пойдет. Им необходим противоположный подход.
Дополнительная информация
Рэчмен (Rachman, 1997), хотя и не употребляет термин «гиперпер-сонализация», пришел к выводу о том, что обсессивные клиенты придают своим мыслям огромное личное значение. Они верят, что их мысли жизненно важны, чрезвычайно значимы и очень влиятельны.
Деперсонализация и диссоциация обсуждаются в контексте множественной личности Уоткинсом (Watkins, 1976, 1978; Watkins & Watkins, 1980, 1981). Определение причинности как гипер-, так и деперсонализированными клиентами исследовалось Sober-Ain and Kidd (1984) и Taylor and Fiske (1975). McGinn (1996) применяют деперсонализацию и диссоциацию в схема-центрированной терапии для обучения клиентов дистанцированию от своих деструктивных «схем» (Young, 1992, 1994; Young & Rygh, 1994).
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Принципы
В предыдущем разделе мы раскрыли понятия гипер- и. деперсонализации. Родственное им понятие имеет отношение к тому, каким образом клиенты воспринимают события своей жизни. Можно говорить о том, что любое событие имеет как «приватное», так и «публичное» значение.
Личная значимость связана с интенсивностью эмоций, которые клиенты испытывают во время происходящего события, они в этом субъективны. Общественное значение — это внешнее толкование события, с точки зрения наблюдателей. Различие между ними можно сравнить с разницей между нашей реакцией на внезапный ушиб собственного пальца молотком и реакцией на то, что мы увидели, как кто-то стал жертвой того же несчастья. Единственный способ устранить из мыслей клиента сильный эмоциональный компонент, который приводит к предубежденному восприятию, — это помочь ему научиться деперсонализировать свои убеждения. Чтобы добиться в этой технике успеха, необходима длительная и упорная практика. Альтернативная техника предполагает обучение клиента сдвигаться с частной перспективы на общественную во взгляде на любое событие, которое заставляет его страдать.
Метод
1. Научите клиента делать различие между воспринимаемым событием и его мыслями об этом событии.
2. Помогите клиенту посмотреть на событие с позиций общественной и личной значимости. Общественное значение может быть увидено, если клиент потренируется воспринимать ситуацию с точки зрения других людей. Событие должно быть объективировано. Напомните клиенту, что у них уже есть общественный взгляд, так как в течение всей своей жизни они могли наблюдать за другими в тысяче различных ситуаций. Терапевт помогает клиенту перенести свое восприятие других людей на себя.
3. Для того чтобы перевести значение событий из разряда личного в публичное, клиент должен научиться отстранять от собственного восприятия следующее: эмоциональные переменные, интенсивное самонаблюдение и определенные метафизические предположения. Очевидно, что это невозможно осуществить в полной мере, но чем больше клиенты смогут к этому приблизиться, тем более объективным будет их взгляд на происходящее.
4. После того как понятие общественного значения было раскрыто клиенту, помогите ему составить список основных ситуаций, с которыми он сталкивался, а также публичных и личных значений для каждой из них.
5. Сначала клиентам нужно будет проинтерпретировать событие с позиций общественности, после того как они автоматически восприняли его с личной точки зрения. По мере постепенного развития клиенты смогут все больше и больше приближать объективный взгляд на событие ко времени его совершения и в конце концов замещать персональное восприятие публичным во время самого события.
Пример 1
Событие: приступ тревоги. Персональное значение: «Я умру».
Публичное значение: адреналин и другие вещества выбрасываются в кровяное русло.
Событие: критика другим человеком.
Персональное значение: «Я, должно быть, сделал что-то неправильно. Я неполноценен».
Публичное значение: «Некто выражает свое несогласие с тем, что я сделал. Причины этого неизвестны».
Событие: неудача в деловом проекте.
Персональное значение: «Я некомпетентен, я неудачник, я спускаюсь вниз по лестнице успеха».
Публичное значение: «Планирование и подготовка были недостаточно эффективными».
Событие: нехватка аргументов.
Персональное значение: «Я слабак, балабол и зануда».
Практикум по когнитивной терапии
Публичное значение: «Он знал по этому вопросу больше меня и, может быть, более опытен в ведении споров».
Событие: мало друзей.
Персональное значение: «В сущности, полюбить меня невозможно».
Публичное значение: «Я не пытаюсь заводить друзей и обхожусь с людьми не очень ласково».
Событие: неудачи в спорте.
Персональное значение: «Я нестоящий мужчина». Публичное значение: «У меня недостаточно рефлексов, тренировки, практики».
Событие: стала на семь килограммов тяжелее, чем была в 17 лет. Персональное значение: «Я забыла о самодисциплине». Публичное значение: «У 37-летней женщины и подростка процессы метаболизма неодинаковы».
Пример 2
Личное значение страха — такое восприятие мира, когда кажется, что должно произойти что-то страшное и этого нужно избежать во что бы то ни стало. Общественное, объективное значение заключается в том, что реальная опасность может присутствовать, а может и не присутствовать, и необходимо посмотреть на ситуацию и определить, действительно ли она существует. Клиенты, нуждающиеся в руководстве, чтобы взглянуть на опасность не с субъективной, а с общественной перспективы, могут воспользоваться следующими пятью принципами. В целом, страх объективен, если:
1. Существует настоящая опасность для личности, которая может нанести реальный ущерб. Неразумно бояться чудовищ под кроватью, поскольку они не существуют, а то, что не существует, не может принести нам вреда. Некоторые клиенты боятся ведьм и колдунов.
2. Уровень страха равен уровню возможного ущерба. Неоправданным будет страх посадить небольшую занозу на пятке, поскольку он перевешивает потенциальную опасность. Некоторые клиенты боятся повести себя нескромно на людях.
3. Страх соответствует вероятности того, что неприятность произойдет. Если человек боится, что его убьет метеор, то его страх будет иррациональным, потому что вероятность этого события слишком мала. Некоторые клиенты заметно боятся таких маловероятных событий, как авиакатастрофы, хотя абсолютно очевидно, чточастота автомобильных аварий значительно выше.
4. Опасность может контролироваться. Боязнь того, что солнце превратится в суперновую звезду, бессмысленна, потому что событие выходит за пределы человеческого контроля. Многие клиенты опасаются того, что у них может быть скрытая наследственная болезнь.
5. Страх полезен в том случае, если проявляется в ситуации, где он будет держать человека в состоянии боевой готовности перед лицом опасности, которой можно избежать. Бдительность по поводу получения «нервного срыва» никоим образом не снижает вероятность этого.
Комментарий
Немногие клиенты способны освоить эту технику. Все мы склонны застревать на собственных взглядах на событие, и наши эмоции клокочут. Клиенты, которые в состоянии овладеть методикой, приобретают великолепный инструмент для рассеивания паники, нейтрализации скорби, погашения гнева.
Дополнительная информация
Аарон Бек использует родственное понятие «дистанцирования», которое приводит к схожему снижению интенсивности эмоциональных проявлений (Beck, 1967, 1975, 1993; Beck, Emery & Greenberg, 1985).